Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Гласный звук А, буква А, а. Конспект занятия по обучению грамоте "звук и, буква и"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Обучение грамоте в детском саду. Звук «И». Буква И

Цели: закрепить навыки различения и правильного произношения звука «И»; учить выделять ударный гласный звук; развивать фонематический слух; формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов, их чтения; развивать память, логическое мышление и внимание. Знакомство с буквой И.

Ход занятия

1.Организационный момент: садится сначала тот, кто вспомнит слово, начинающееся на звук «А» или «У».

2.Повторение пройденного.
Дети отвечают на вопрос, какие звуки они учили?
Называют звук, при произношении которого губы сложены трубочкой. Называют звук, при произношении которого рот широко открыт.
Дают характеристику звуков.

3.Дидактическая игра «Живые звуки». Детей называют звуками:
- Ты будешь звук «А», а ты – звук «У». когда логопед произносит звукосочетание, дети должны встать в том порядке, в каком идут звуки (ау, уа).

4. Знакомство со звуком «И».
Логопед декламирует четверостишие:
Инна, Нина и Марина,
Лида, Игорь, и Ирина
Вышли в прятки поиграть,
Букву И в словах искать.
- Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня будем знакомиться?

5.Артикуляция и характеристика звука. Логопед объясняет: чтобы произнести звук «И», нужно растянуть губы в улыбке.

6.Выделение на слух звука «И»:
Из ряда гласных: ау, ио, иу, аи, аои..;
Из слогового ряда: ап, их, им, ум, ат, ит, ут, ан..;
Из слов: ириска, апрель, избушка, инженер, абрикос, ананас, испугаться, уголок, удивляться..;
Из имен: Аня, Инна, Оля, Алла, Иван, Антон, Илья…

7. Игра «Доскажи словечко».

Из упрямства ни на шаг
Не продвинется…ишак.

Буду мастером таким,
Как наш дядя Евдоким:
Делать стулья и столы,
Красить двери и полы.
А пока сестре Танюшке
Сам я делаю…игрушки.

Не колючий,
Светло – синий
По кустам развешан…иней.

Никак не согласится
Она лежать без толку.
Кто знает мастерицу
Усердную…иголку?.

8. Физкультминутка.
Дети маршируют на месте. На звук «А» останавливаются, на звук «У» приседают, на звук «И» хлопают в ладоши.

9. Дидактическая игра «Посмотри и запомни». Логопед использует 5 картинок.

10. Договаривание предложений словом ИВА в косвенных падежах:
Дети посадили во дворе маленькую…
Все лето они ухаживали за…
Весной распустились зеленые листочки на…
Дети весело играют под зеленой…
Они поставили скамейку под своей…
Вместе с воспитателями они посадили цветы около…

11. Игра «Эхо» (именительный падеж множ.числа существительных)
Дыня – дыни, муха-, нога-, конь-, книга-, окно-, мак-, петух-, улитка-, утка-, утюг-, утенок-, паук-, дом-, лебедь-, индюк-, линейка-, калитка-.

12. Знакомство с буквой И.

На калитку посмотри –
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.

Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек?
- Три!
А какая буква?
- И!
Рассматривание буквы
Нахождение в кассе
Сколько элементов в букве
Прорисовывание в воздухе
Печатание в тетради

14. Итог. Произнесение, характеристика, припоминание картинок на И.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №63 городского округа город Уфа

Республики Башкортостан

Конспект организованной образовательной деятельности

Образовательная область: речевое развитие

Тема: мир= звуков

по обучению грамоте

в подготовительной группе

Воспитатель: Вилкова Гульнара Амировна

Уфа – 2017

Тема: Формирование представления о звуках: гласных и согласных

«В мире звуков»

Интеграция: познавательное развитие

Цель:

Закрепление знаний детей о гласных звуках А, О, У, И, Э, Ы и согласных звуков, формирование умения различать гласны от согласных звуков.

Задачи:

Образовательные:

Формировать умениедетей определять позиции звука в слове (в начале, середине, в конце).

Проводить слоговой, звуковой анализ слова.

Развивающие:

Совершенствовать фонематический слух, продолжать развивать слуховое внимание.

Фиксировать зрительное внимание на звуковые свойства предметов.

Формировать мелкую моторику.

Воспитательные:

Воспитание активности, инициативы.

Продолжать формировать навыки самоконтроля.

Средства:

Символы гласных и согласных звуков; пиктограммы, символизирующие эмоциональное состояние человека; звуковые кассы и подручные материалы, ИКТ.

Ход занятия:

    Орг. момент

Психогимнастика. Перед детьми демонстрируются пиктограммы, изображающиеся разные эмоции. Предложить детям попытаться повторить, изобразить и эмоционально разрядить обстановку, и настроить к занатию.

    Сообщение темы занятия

Сегодня мы будем слушать, узнавать и знакомиться со звуками.

    Развитие слухового внимания.

Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки. Вокруг нас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному. Послушайте эти звуки (игра на музыкальных инструментах, резание бумаги, шуршание бумаги, постукивание молотком). Отгадывание детьми источников звука, исходящих из ширмы. Значит, звук – это то, что звучит. Мы с вами говорим, произносим звуки, а животные – издают звуки. А, сейчас я проверю, кто внимательно слушал: мы с вами произносим буквы или звуки? Звук – звучит, а буква – молчит. Буква – это обозначение звука.

    Дифференциация гласных звуков от согласных.

Жили-были гласные звуки и согласные. Какие гласные звуки вы знаете? (а, о, у, и, ы, э) В каком замке они живут? (В красном замке) Каким квадратиком вы их обозначаете? (Красным) Почему их называют гласными звуками? (Их можно тянуть, петь) А какие звуки называются согласными? (Которые не поются, не тянутся) Например, какие согласные звуки вы знаете? Согласные звуки какими бывают? (Твердыми и мягкими; звонкими и глухими) Как отличить звонкий звук от глухого? (Приложить руку к горлышку и горлышко задрожит) В каком замке живет согласный твердый звук? (В синем) И каким квадратиком обозначаем? (Синим) В каком замке живет согласный мягкий звук? (В зеленом) И каким квадратиком обозначаем согласный мягкий звук? (Зеленым)

    Физ.минутка «Аист»

    Выделение звука А, У, Э на слух. Игра «Поймай звук в слове»

И – ромашка, игра, сумка, машина

А – автобус, икра, мак, услышав заданный звук, дети хлопают в ладоши.

У – рука, стол, стул, утка.

    Игра «один-много».

Я буду говорить про один предмет, а вы про много: уж - ужи, оса - осы, игра -игры, апельсин – апельсины, этаж – этажи.

    Определение звука в начале, середине и в конце. Игра «Где звук?»

Звук О: оса, коза, облако.

Звук И: ива, йогурт, ирис.

Звук А: арбуз, рак, груша.

    Определение количество слогов и их последовательности, значение слогообразующей функции гласного звука.

Если я назову часть слово, поймете ли вы, что я хотела сказать: (Лимон) «Мон»?! Если только вторую часть слово: «Ли». Если соединить две части то, какое слово получится? «Лимон» Какой первый слог? Какой второй слог? Следующий слог «Ка», первая часть слово «Гор» (Горка). Можно ли переставлять слоги в словах? Слоги в слове, как кирпичики в стене – нет одного, и стена нарушена. Как же узнать, сколько слогов в слове? Можно отхлопать, определить шагом, прыжками, опусканием подбородка. А, еще помогут определить нам количество слогов в слове гласные звуки. Запомните правило: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

    Пальчиковая гимнастика «Мышонок».

    Слого-буквенный анализ слов – слово «Чаша».

    Задачи:

    Коррекционно — образовательные:

    — закрепить знания о звуках В — Вь;

    — познакомить с новой буквой;

    — закрепить умение соотносить звук с буквой;

    — закрепить зрительный образ буквы;

    — закрепить умение правильно употреблять предлоги;

    — закрепить умение составлять сложные предложения;

    Коррекционно — развивающие:

    — развивать мелкую и артикуляционную моторику;

    — развивать фонематическое восприятие;

    — развивать мимическую мускулатуру лица;

    Коррекционно — воспитательные :

    — формировать доброжелательное отношение к друзьям и мультипликационным персонажам;

    — воспитывать любовь к мультфильмам.

    Оборудование: картинки с изображением Винни — Пуха, Совы, дерева, полочек, карточки (тыква, васильки, телевизор, ваза, варенье, варежки), буква В, цветы из картона (для выкладывания буквы), зеркала, игра «Найди букву», таблички с надписью «Со. а», карандаши.

    Ход занятия:

    Организационный момент.

    Игра «Какая буква потерялась?»

    Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятие пришёл герой одного из мультфильмов (Педагог помещает на доску картинку с изображением Винни — Пух а).

    Дети: Винни — Пух.

    Логопед : Винни — Пух мне рассказал о том, что его очень хорошая знакомая Сова пригласила его на День рождения.

    Педагог помещает на доску картинку с изображением Совы.

    Логопед: Вы помните, что Винни — Пух любил различные дразнилки, сопелки?! Так вот. Решил он Сове на День рождения сочинить дразнилки — чистоговорки. И вот что у него получилось.

    Дети проговаривают вместе с педагогом чистоговорки.

    Ва — ва — ва — в лесу живёт сова.

    Ва — ва — ва — вот летит сова.

    Вы — вы — вы — День рожденье у совы.

    Вы — вы — вы — несу подарок для совы.

    Ве — ве — ве — васильков нарву сове.

    Ве — ве — ве — споём мы песенку сове.

    Логопед: Ребята, пока Винни — Пух учил дразнилки — чистоговорки для Совы, он не заметил как уснул. А что ему приснилось я сейчас вам расскажу. Но прежде, поставьте перед собой зеркала.

    Дети выполняют движения согласно тексту. Развитие мимических мышц:

    Приснился Винни — Пуху волшебный праздник Новый год. И он во сне улыбнулся.

    Много-много подарков увидел возле ёлки Винни — Пух. И очень обрадовался.

    Но вдруг злой волшебник испортил праздник. И Винни — Пух загрустил.

    От испуга Винни — Пух проснулся, открыл глаза и увидел, что в комнате сияет настоящая новогодняя ёлка. Восхищению Винни — Пуха не было предела.

    Восхищение

    Логопед: Зеркала не убирайте, они понадобятся нам чуть позже. Скажите, без чего не бывает Дня рождения? Ответы детей.

    Я надеюсь, что Сова будет своих гостей угощать чаем с тортом. Давайте, мы тоже попьём чай вот из такой красивой чашечки.

    Артикуляционное упражнение «Чашечка»: показ картинки.

    Логопед: Кроме торта, может быть, будет ещё какое — нибудь вкусное варенье.

    Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»: показ картинки.

    Логопед: Можете убрать зеркала. А сейчас мы должны с вами назвать одинаковый звук в словах, которые мы сегодня называли: Винни — Пух, Сова, Новый год, волшебник, вкусное варенье…

    Дети: Звуки В — Вь.

    Дети дают характеристику звукам.

    Логопед: Винни — Пух очень долго выбирал подарок Сове, но так и не выбрал. Давайте мы ему поможем. Назовите подарки, в названии которых есть звуки В — Вь.

    Дети называют слова со звуками В — Вь.

    Логопед: Ребята, пока Винни — Пух учил дразнилки — чистоговорки для Совы, выбирал подарок — очень устал. Давайте мы тоже отдохнём.

    Физминутка:

    Раз — подняться, потянуться.

    Два — согнуться, разогнуться.

    Три — в ладоши три хлопка,

    Головою три кивка.

    На четыре — руки шире.

    Пять — руками помахать.

    Шесть — за стол спокойно сесть.

    Логопед: Давайте вспомним, где жила Сова (вспоминают мультфильм)?

    Дети: На дереве.

    Логопед: Правильно. Вот на таком дереве.

    Вы помните, что на дереве у Совы была надпись. Какая?

    Дети: Сова.

    Логопед: Когда Винни — Пух пришёл к Сове, он увидел на табличке вместо одной буквы точку. А так как у Совы праздник, он не стал ей об этом говорить. Но решил помочь. Как вы думаете, что произошло с буквой?

    Дети : Буква потерялась.

    Логопед: Может быть. Мы должны помочь Винни — Пуху найти букву, но прежде мы с ней познакомимся.

    Показ буквы. Рассматривание элементов буквы.


    Логопед: Скажите, какой подарок является основным (чаще всего)?

    Дети: Цветы.

    Логопед: Я предлагаю вам сделать подарок Сове — выложить букву В из цветов.

    Дети выкладывают букву из бумажных цветов.

    Логопед: Сове подарили очень много подарков. Давайте расставим их аккуратно на полочки, чтобы был порядок. Подарки будем расставлять в зависимости от количества слогов. Если в слове один слог — подарок ставим на первую полочку, два слога — на вторую и т.д.


    Логопед: Я вам напоминаю, что Винни — Пух на День рождения пришёл без подарка. Он решил ситуацию исправить — помочь найти букву. Прежде чем начать помогать Винни — Пуху в поисках буквы, выполним гимнастику для глаз.

    А сейчас попробуем найти букву.

    Молодцы! Нашли букву. И всё — таки давайте подарим Сове новые таблички на дерево. У каждого из вас на столе лежит своя табличка, на которой написано «Со. а», но без буквы В. Вам нужно вписать букву и ваши таблички мы подарим Сове.

    Пальчиковая гимнастика.

    Дети работают с табличками.

    Итог занятия.

    Логопед: Кто сегодня приходил на занятие?

    Куда ходил Винни — Пух?

    С какой буквой мы сегодня познакомились?

    Спасибо вам за помощь в поисках буквы. Вы молодцы!!

    учитель — логопед МБДОУ №5 «Белочка»,

    г. Асино, Томская область, Россия.

    Мария Пухач
    Конспект НОД по обучению грамоте «Звук [А], буква А»

    Конспект НОД по обучению грамоте

    детей подготовительной группы

    Педагогические технологии, применяемые в ходе НОД :

    Здоровьесберегающие технологии для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма воспитанников (физ. минутка, чередование различных видов деятельности) ;

    Информационно – коммуникационная технология

    Технология развивающего обучения ;

    Технология проблемного обучения ;

    Технология интегрированного обучения ;

    Игровая технология;

    Объяснительно-иллюстративные технологии;

    Личностно-ориентировочные технологии;

    Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие» , «Познавательное развитие» , «Социально-коммуникативное» , «Физическое развития»

    Материалы, оборудование : компьютер и проектор, зеркала, листы с письменным заданием, карандаши, образы букв А .

    Тема НОД : Звук [А] , буква А

    Цели : расширять знания детей о звуке [А] ;

    Задачи :

    Коррекционно-образовательные :

    Упражнять детей в выделении звука [А] в начале , середине, конце слова;

    Коррекционно-развивающие :

    Закреплять правильное произношение звука А ;

    Развивать мелкую моторику пальцев рук;

    Закреплять понятие “гласный” звук ;

    Обогащать предметный словарь со звуком [А] ;

    Познакомить детей с буквой А ;

    Продолжать обучать навыкам слогового анализа слов;

    Развивать пространственную ориентацию в помещении и на плоскости;

    Развивать память, мышление на основе отработки операций анализа и синтеза, внимание на основе формирования способности к распределению;

    Развивать кинестетические ощущения, общую, мелкую и артикуляционную моторику;

    Коррекционно-воспитательные :

    Формировать положительные установки на участие в процессе НОД; усидчивость, умение слушать учителя-логопеда и детей;

    Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.

    Ход НОД

    Организационный этап

    1. Орг. Момент

    Дети заходят, садятся. Слайд-заставка

    Здравствуйте дети! Сегодня у нас не просто урок, а урок-праздник!

    Слайд-Незнайка

    Посмотрите, как красиво украшен зал. Вам нравится? (да) Это наш друг Незнайка так постарался, чтобы вам было интереснее на нашем уроке! Вы любите учиться? (да) Чему вы уже научились на прошлых занятиях? (Мы научились делить предложения на слова, а слова на слоги. Мы научились определять, где находится звук в слове : в начале, середине или конце. Ещё мы узнали, что звуки бывают гласные и согласные) Верно, вот как много всего вы уже знаете!

    Слайд-Незнайка рассеянный

    Ой, что это с Незнайкой? (он, наверное, просто ничего не знает) Наверное. Научим его всему, что умеем? (да) Ну тогда начнём наш урок, будем учить незнайку и учиться сами.

    (звенит звонок)

    Долгожданный дан звонок –

    Начинается урок!

    Каждый день – всегда, везде,

    На занятиях, в игре

    Мы тихонечко сидим,

    Смело, чётко говорим

    2. Пальчиковая гимнастика

    Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить. (Сжимаем и разжимаем пальчики) слайд 1

    На поляне дом стоит (упражнение ДОМ) слайд 2

    Ну а к дому путь закрыт (упражнение ВОРОТА ЗАКРЫТЫ) слайд 3

    Мы ворота открываем (упражнение ВОРОТА ОТКРЫТЫ) слайд 4

    Всех к нам в гости приглашаем!

    3. Артикуляционная гимнастика

    А еще, чтобы четко говорить, нужно с язычком дружить!

    Хоботок слайд 5

    Улыбка слайд 6

    Бегемот слайд 7

    Собачка слайд 8

    Основная часть

    4. Введение в тему

    Молодцы, зарядку для язычка сделали!

    Слайд 9 ПИСЬМО с изображением Незнайки на конверте

    Ой, а что это такое? (Письмо)

    Кажется это письмо от Незнайки. Просит вас отгадать какие-то сложные загадки. Хотите ему помочь? (да)

    СЛАЙД 11 ВОПРОС

    На столе стеклянный дом.

    В нём живёт усатый сом,

    Золотые рыбки

    И серые улитки. (аквариум)

    СЛАЙД 12 ОТВЕТ-КАРТИНКА

    СЛАЙД 13 ВОПРОС

    Что за чудо – длинный дом!

    Пассажиров много в нем.

    Носит обувь из резины

    И питается бензином. (автобус)

    СЛАЙД 14 ОТВЕТ-КАРТИНКА

    СЛАЙД 15 ВОПРОС

    Он живет на крыше дома –

    Длинноногий, длинноносый,

    Он летает на охоту

    За лягушками к болоту. (аист)

    СЛАЙД 16 ответ-картинка

    Ребята, может эти слова чем-то похожи? Аквариум, Автобус, Аист… (все эти слова начинаются с одного звука - звука «а» )

    СЛАЙД 17 Незнайка вспоминает

    5. Беседа о характеристиках звука [А]

    Правильно, со звука «а» . Давайте красиво произнесем ААА, смотрите на себя в зеркала. (дети произносят звук А , рассматривая при этом в зеркало артикуляцию) Как мы произносим этот звук ? (мы широко открываем рот, а губы и язык нам не мешают) А пропеть мы его можем? (да) Давайте пропоем (поем ААА) Получилось? (да) Значит звук А какой ? (Звук А гласный , потому, что его можно пропеть) Правильно, значит как мы будем его обозначать? (Мы будем его обозначать красным цветом) Молодцы.

    6. Знакомство с буквой А

    Для каждого звука , ребята, есть своя буква . Вот так выглядит буква А . СЛАЙД 18 С ПЕЧАТНЫМИ БУКВАМИ А

    Посмотрите на неё внимательно. Давайте нарисуем большую букву А в воздухе , вот так. Запомнили, как она выглядит? (да)

    А хотите посоревноваться, кто лучше всех запомнил? (хотим) Тогда выходите на волшебную поляну букв . (буквы А разного размера и вида (шрифт, заглав. /мал.) лежат на цветах)

    СЛАЙД 19 НЕЗНАЙКА

    Ребята, которые сидели справа, будут первой командой, а ребята, которые сидели слева – второй. А победителей получат приз от нашего Незнайки.

    7. Мультфильм про букву А

    Вот какой приз для вас подготовил Незнайка – он приглашает вас в свой кинотеатр! Хотите посмотреть, что он для вас приготовил? (хотим) Тогда пойдём.

    СЛАЙД 20 Мультик от Мудрой Совы

    Какие слова на звук А вам показала Мудрая Сова? Что они означают? (выясняется значение каждого слова, отдельно) А какие ещё слова вы знаете на звук А ? (ответы детей)

    8. Физминутка (видео)

    Молодцы, ребята. Вы всё внимательно слушали? (да) Хорошо занимались? (да) А что надо сделать после хорошего занятия? (размяться, сделать зарядку) Вот я для вас и приготовила интересную зарядку с вашими любимыми героями. Вставайте лицом к экрану, смотрите внимательно и выполняйте.

    СЛАЙД 21 заставка

    9. Работа «в тетради»

    Понравилась зарядка с Крошем? (да) Отдохнули, готовы опять заниматься? (да) Тогда садитесь за парты. Перед вами листы с заданиями. Контур какой буквы вы видите вверху листа? (контур буквы А ) Как вы думаете, что с ним нужно сделать? (обвести и раскрасить букву красным цветом ) Правильно, начинайте.

    В следующем задании нужно определить, где в названии картинки звук А – в начале , середине или конце? (каждому ребенку задается вопрос, что у него нарисовано и где в названии звук [А] , сколько в слове слогов)

    Теперь раскрашивайте.

    Заключительная часть

    10. Итог занятия.

    Слайд Незнайка веселый

    Понравилось вам занятие? (да) Как вы думаете, многому мы научили Незнайку? (да) А кто расскажет, что мы узнали нового и чему смогли его научить? (Мы учились правильно произносить звук А , делали зарядку для языка, пальчиковую гимнастику и зарядку с Крошем. Мы рассказывали о звуке А и узнали , как выглядит буква А . Посмотрели мультфильм про букву А . Мы узнали несколько новых слов на звук А и сами придумывали слова на этот звук . Мы обводили и раскрашивали буквы А , находили место звука А в словах .) Правильно, вы все сегодня большие молодцы и хорошо со всем справились. Вон даже Незнайка повеселел.

    А у меня осталось для вас последнее задание. Внизу вашего листа нарисовано лицо человечка. Чего в нём не хватает? (рта) Верно, если вам занятие понравилось – нарисуйте человечку улыбку, а если нет – наоборот, сделайте личико расстроенным. Закончили? (да)

    (звенит звонок)

    Прозвенел опять звонок

    и закончился урок!

    Вы, ребятки, отдохните,

    силы новой наберите.

    Это нужно детворе

    для здоровья, при игре.

    До свидания ребята!

    Светлана Малева
    Конспект занятия по обучению грамоте: «Гласный звук (У), буква У, у».

    Занятие № 2

    Тема : «Гласный звук (У, буква У , у. Место звука в словах . Определение количества слогов в словах».

    Задачи :

    Обучающая задача : Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках .

    Развивающая задача : Развивать фонематический слух детей, развивать внимание, память, мышление, развивать словарный запас, прививать интерес к игре со словом, развивать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы.

    Воспитательная задача : Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения : работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение, воспитывать чувство взаимовыручки и помощи, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

    Оборудование :

    Ход занятия:

    Воспитатель : По какой волшебной стране мы с вами начали путешествовать в прошлый раз? (по стране звуков ) Кто живет в этом городе? (Звуки )

    Какие бывают звуки ? (Звуки музыки , природы, предметов) Молодцы, ребята. Сегодня мы продолжаем путешествие по стране звуков . Мы узнаем, какие еще бывают звуки . Поиграем с этими звуками в интересные игры . Отправляемся в путь? (Да) .

    Воспитатель : Звуки речи делятся на две группы. Гласные звуки и согласные звуки . Гласные звуки обозначаются красной фишкой. Послушайте эти звуки - [а , о, у, э, ы, и].

    Как же можно отличит гласные звуки от других звуков , об этом есть стихотворение, послушайте :

    Гласные тянутся песенкой звонкой

    И - и - и - и.

    А - Могут заплакать и застонать :

    О - о - о - у - у - у.

    Могут качать в колыбели Аленку :

    А - а - а - а.

    Могут, как эхо, в лесу закричать :

    Ау! Ау! Ау!

    Могут летать высоко в синеву :

    А, о, у, и, э, ы.

    Не желают свистеть и ворчать.

    Воспитатель : Гласные звуки можно петь как песенку, тянуть. Давайте еще раз назовем гласные звуки [а , о, у, э, ы, и]. Сколько их? (гласных звуков 6 ) .

    Игра «Назови звук в начале слова »

    Гласным звукам так понравилось , как вы их запомнили, что они захотели с вами поиграть. А вы хотите? (Да) . Посмотрите, на полянке стоят два домика красный и синий. В них живут разные звуки :

    Согласные звуки согласны (показывает на синий домик)

    Шелестеть, шептать, скрипеть,

    Даже фыркать и шипеть,

    Но не хочется им петь.

    Согласные звуки петь не умеют , не любят. Согласные звуки мы произносим при помощи губ, языка, зубов, нёба, при их произношении есть преграда. Они произносятся коротко. Одни звонко, других глухо. Одни твердо, другие мягко. Посмотрите на них. Какого цвета их наряд? (ответы детей) .

    Подарим жильцам красного домика слова со звуком А . (Используя карточку, разделенную на 3 части, педагог ставит в ее начало букву А и предлагает детям догадаться – какое слово задумано).

    Я буду произносить часть слова без звука А . Вы дополните его звуком А и скажите все слово. _пельсин, _ нанас, _ рбуз, _ фрика, _ збука.

    Затем буква А передвигается в конец полоски и то же задание дается со словами без последнего звука . Незнайк_, свечк_, плит_, весн_, мимоз_.

    Воспитатель : Это – буква У . Букву мы можем увидеть и написать, а звук – услышать и сказать. Буква У будет жить в красном домике, потому что звук у – гласный , а гласные звуки мы обозначаем каким цветом? (Красным) .

    У – сучок. В любом лесу

    Ты увидишь букву У . Пишем букву У большую и маленькую.

    Физкультминутка

    (Дети встали, закрыли глаза) .

    Открываем мы глаза,

    Вдох - и долго тянем : "а - а- а - а. " (голос звучит тихо на одном уровне)

    Утром солнышко взошло,

    Снизу вверх мы тянем : " о- о - О – О…"(звук голоса звучит с повышением)

    Днем по горкам ездим мы : " Ы - Ы - Ы – Ы…".(звук голоса звучит громко на одном уровне)

    Ночью смотрим на звезду, Сверху вниз слетаем "У - У - у - у.

    Игра «Определить место звука у в словах » .

    Педагог показывает предметные картинки (улей, муха, ау, лук, рука, уж, жук, называя слова.

    (Индивидуальная работа со «звуковыми линейками » ).

    Воспитатель : Следующее задание вы будете выполнять парами. У вас на столах лежат карточки со написанными на них буквами . Посмотрите внимательно, найдите среди них гласные А , У и обведите их в красный кружок. (Карточки у всех детей одинаковые. Проверку можно провести у доски, на которой написаны такие же буквы ).

    А теперь вы придумайте слова со звуком (у) . (Ответы детей) .

    Подойдите к столам, на которых лежат разные природные материалы. Я предлагаю вам выложить из них букву У . (Дети выкладывают) .

    Воспитатель : Дети, отгадайте, о ком идет речь в загадках?

    У него серьёзный вид,

    Он усат и деловит :

    Вместе с солнышком встаёт,

    Из цветка росинки пьёт,

    Дом и деток защищает,

    А когда куда летает -

    Издаёт жужжащий звук

    Луговой крылатый. (Жук)

    В домике всегда своем,

    Даже в гости ходит в нем.

    Рожки есть, а не бодает,

    Кто к ладошке прилипает? (Улитка)

    Безобиден, травояден,

    Нет полос на шкуре, пятен.

    Сумка есть и длинный хвост,

    Плюс к тому немалый рост.

    Он подвижен, быстроног,

    Целый день скакать бы мог.

    Австралийскую жару

    Любит рыжий (Кенгуру) .

    Страна звуков очень большая , чтобы нам объехать ее нужно использовать разные виды транспорта. А на любой транспорт нужны билеты. Мы отправимся сегодня на поезде, но чтобы в него сесть. Нужно правильно прочитать номер билета, чтобы найти свое место в вагоне. (Дети читают слоги АУ, УА по карточкам) .

    Все заняли свои места в вагонах.

    Дети : Да.

    Воспитатель : Сейчас мы это проверим. Поиграем в игру «Который по счету» . Жители страны звуков хотят найти хозяина этого чемоданчика. У вас на стульях наклеены картинки сказочных персонажей. Будем передавать друг другу чемоданчик, называя при этом номер своего вагона по счету под музыку, на чьем стуле остановится музыка, тот сказочный персонаж и потерял чемодан. Поможем героям? (Ответы детей) .

    Воспитатель : Наше путешествие на сегодня заканчивается.

    Вам понравилась играть со звуками ?

    Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

    О каких звуках мы сегодня говорили ? (звуки речи ) .

    На какие группы делятся звуки речи ? (на гласные и согласные ) .

    Сколько гласных звуков ? (их 6) .

    Как узнать, что звук гласный ? (его можно петь) .

    Итог. Оценка деятельности детей.

Рассказать друзьям