Истории об ораторском искусстве античности. Эзоп и язык Мнение эзопа о языке своими словами

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Классный час расширяет круг тех знаний учащихся, которые не нашли отражения в учебных программах. Это могут быть сведения о событиях, происходящих в городе, стране, мире, объектом рассмотрения может стать и любое явление жизни. Чтобы определить темы и содержание классных часов, необходимо сначала изучить уровень воспитанности школьников, их нравственные представления, интересы, суждения, желания. И только тогда могут быть предложены и составлены даже целые циклы классных часов. Но первый классный час должен, что называется, «заразить» ребят.

А начать можно с того, что самому особенно близко, понятно и дорого.

Ситуационный классный час «Умеем ли мы общаться?» по методике Николая Капустина оперативен, корректен, динамичен и способствует осознанию и проверке самого себя в конкретных реальных условиях.

Существуют и другие технологии и методики проведения ситуационных классных часов, но мне близка и понятна именно эта форма.

Она наиболее эффективна и дает возможность самовыражения классному руководителю и ученикам. Она универсальна по отношению к ситуации и возрасту. Она правдива и потому действенна.

Мы с вами поставили вопрос, на который хотим получить ответ. Наше ключевое слово - «общение», а вопрос - «умеем ли?». Ученые, чтобы разобраться в каком-нибудь сложном или непонятном явлении, раскладывают его по частям. Делают это для того, чтобы изучить и правильно понять суть явления. Так что же такое общение и как оно происходит?

Общение - это способ жизни человека.

В общении участвуют речь (письменная и устная), одежда, поведение, мимика и жесты. С кем и с чем человек общается, если это способ жизни?

С людьми, с природой, с животными, с предметами, с произведениями искусства, с самим собой.

Речь - средство передачи мыслей и чувств.

2500 лет назад в школе изучали науку, которая называлась «риторика». Слово «риторика» происходит от греческого «говорю», а слово «ритор» на греческом языке означает «красноречивый человек». То есть человек, который умеет красиво говорить. На уроках риторики учили сообщать, убеждать, объяснять, спорить, договариваться, хвалить, воспевать, воодушевлять, приветствовать.

Задумывались ли вы над тем, что означает слово «язык»?

Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и понимаете, что написано. С помощью слов, устно или письменно, человек выражает свои мысли, передает их другим. И это происходит благодаря языку.

«Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее угощение. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строят города, развивается культура народов. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом и решать различные вопросы, просить и приветствовать, мириться и давать, получать и выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги и выражать ласку, радость, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду худшее. Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может в нашу жизнь принести горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?»

Язык - это инструмент, им необходимо хорошо владеть.

Любой поступок человека оценивается как прекрасный или безобразный. Уже у первобытных народов и племен существовали правила поведения, ритуалы, обычаи, запреты. Одна из наиболее древних книг по этикету появилась в Египте около 2350 г. до н.э. В России культура этикета распространилась позднее, чем в Западной Европе, в первой половине ХVIII века. Но еще в середине ХVII века в России был свод правил поведения «Домострой» - энциклопедия домашней жизни зажиточных городских семей.

В народной среде были распространены неписаные, но очень устойчивые правила жизненного поведения, которые веками складывались в быту и находили свое отражение в сказках, песнях, пословицах и поговорках. Это глубокие, мудрые нравственные правила. Уважение к «отцу-батюшке» и «родной матушке», бережное и любовное отношение к «красным девицам», трудолюбие и гостеприимство, скромность и мужество, любовь к родине.

Выражением внутренней культуры человека является его внешняя культура - культура поведения. Внутренняя культура - это привычка без всякого принуждения соблюдать элементарные правила общежития. И очень важно, чтобы эти правила и нормы стали глубоко личными убеждениями каждого, чтобы человек, даже когда он остался один, наедине, когда его никто не видит, все равно поступал бы нравственно.

В фойе помыли полы, а ты прошел и оставил грязные следы, потому что никто не видит. Ты сидел в классе и плюнул на пол, когда остался наедине. Плюнул на работу своих товарищей, на свой собственный уют, на эстетику и красоту, потому что никто не видел. Таково противоречие между сознанием, как нужно поступать, и привычным поведением.

Возможна ли внутренняя культура при отсутствии внешней, могут ли они существовать изолированно, обособленно друг от друга? Человек грубо кричит, прерывает, не дослушав, своего собеседника, не уступит места старику и не подаст пальто женщине. Что это? Просто плохой человек, себялюбец, хам, эгоист, который считается только с собственным мнением и собственными удобствами, или человек внутренне неплохой, но не умеющий вести себя, человек невоспитанный? Думается, и то, и другое. Нельзя провести резкую грань между тем, как держится человек, и его внутренним обликом. Ведь хорошее воспитание, хорошие манеры поведения проявляются во всем. Чем больше в человеке простоты, тем он культурнее.

Ведь правила хорошего тона не сочинялись искусственным путем, не выдумывались, они возникали на протяжении истории человека как необходимые требования самой жизни. В их основе лежат общечеловеческие нормы нравственности: вежливость и тактичность, обязательность и уважение к людям, скромность и простота. Их возникновение диктовалось соображениями доброжелательности, заботы об окружающих, уважение к ним. Многие из хороших манер пришли к нам из глубины веков. Так, например, обычай здороваться за руку, обязательно снимая при этом с руки перчатку, возник тысячелетия назад. Этот жест означал, что у человека добрые намерения, он в кулаке не прячет никакого оружия, он пришел с миром. Рукопожатие при прощании означало, что во время встречи не было нанесено взаимных обид. В глубь веков уходит и обычай снимать головной убор, входя в помещение, здороваясь или прощаясь. Во времена средневековья странствующие рыцари, переступая порог дома, поднимали забрало и снимали свой шлем, как бы говоря тем самым, что они полностью доверяют хозяину дома и уважают его. И хотя давно уже исчезли воинственные рыцари, обычай этот сохранился как знак уважения к тем, с кем мы здороваемся при встрече. Ряд манер основывается на санитарно-гигиенических требованиях, к примеру, обычай вытирать чисто ноги, входя в помещение, при кашле закрывать рот платком, мыть руки перед едой. Воспитание - это упражнения, которые мы, выполняя каждый день, закрепляем, и они становятся культурными нормами нашего поведения.

Культурные нормы - это привычки, обычаи, традиции, нравы, законы, табу.

А знаете ли вы, что плохой почерк - не такой уж безобидный недостаток? Если подумать, что он может помешать адресату легко и правильно понять написанное письмо. А вы сами разве не испытывали раздражения, разбирая с трудом чьи-то каракули?

Во всех сферах общения важен признак уровня культуры общения.

Вы читали книгу В.К.Арсеньева «Дерсу Узала»?

Так вот, гольд (старое наименование нанайцев), охотник и собиратель женьшеня, всю свою жизнь проведший в глухой тайге, Дерсу Узала был очень культурным человеком, да еще самым коммуникабельным. Да-да, не удивляйтесь, он прекрасно читал «тайгу», знал признаки изменения погоды и свойства всех растений, он охотно общался с животными, птицами, вещами и людьми, был добрым и доверчивым.

В 1871 году русский ученый Н.Н.Миклухо-Маклай высадился на берег Новой Гвинеи, чтобы изучить и описать условия жизни и культуру племен, известных под общим названием «папуасы». Научный подвиг русского путешественника и ученого громаден, но сам Николай Николаевич, человек необычайного мужества и скромности, и не думал, что совершает подвиг. Он работал - наблюдал и писал. Так вот, Миклухо-Маклай и папуас Туй поняли друг друга с помощью жестов, пантомимы и мимики. Ведь из ритуального трудового или охотничьего танца первобытных племен выросло постепенно прекрасное искусство хореографии - балет. Совокупность всех правил поведения и словесного обращения и составляют то, что называется этикетом.

Любовь ШЕВАЛДЫШЕВА, педагог дополнительного образования средней школы №193

Возьмите на заметку

Бывают разные таланты и способности: к музыке, математике, литературе, рисованию. Но есть еще один особый талант - талант общения с людьми. Никто из нас не лишен этого таланта, просто его каждому надо развивать. Еще 2400 лет назад, описывая, как должен держаться вежливый и воспитанный человек, Аристотель особо подчеркнул, что он «будет остерегаться огорчать людей». Вежливый человек никогда не включит громко радио или телевизор, если в комнате он не один, не станет хлопать дверью, кричать или говорить, перебивая других. Не станет громко топать, когда в помещении тишина, постарается воздержаться от поступка, который может быть кому-нибудь неприятным.

Быть воспитанным - это прежде всего уметь думать о других, уважать чужое достоинство и самолюбие. От того, как мы ведем себя в обществе, зависит не только наше настроение, но и настроение окружающих нас людей.

Чаще повторяйте слова: «Здравствуйте!», «Спасибо», «Будьте добры!», «Благодарю вас!».

Эзоп был обычным рабом, и однажды его хозяин Ксанф попросил его приготовить ужин из самого хорошего, что есть в мире. Эзоп приготовил три блюда из языков. На вопрос хозяина, почему все из языка, он ответил, что это самое прекрасное, что есть на свете, так как благодаря ему можно без боя покорять города, признаваться в любви. На следующий раз Ксанф попросил своего раба приготовить блюдо из самого плохого, что есть в мире. И на свое удивление, он опять увидел на ужин языки. На немой вопрос хозяин Эзоп ответил, что язык так же и самое плохое, что есть на свете, так как им можно обидеть любого человека, огорчить самых близких. Так в русском языке благодаря рабу, появилось выражение «Эзопов язык».

Происходит от имени великого баснописца Древней Греции Эзопа.

Басня.

Иллюстрация к Эзопову языку.

Простой рисунок карандашом.

Иносказательный язык, под видом развлечения, шутки он используется для насмешки и поучения.

О мудрости Эзопа слагались легенды.

Эзопов язык, понятный искушенному читателю, позволял избегать преследований властей и выражать запретные мысли при помощи различных приёмов.

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В.А. Сухомлинский

Поговорим о слове, о речи, о культуре общения.

А вы задумывались о том, что такое "язык"?

Гоовря и рассуждая о языке вспоминается басня...

Басня Эзопа о языке.

«Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее угощение. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строят города, развивается культура народов. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом и решать различные вопросы, просить и приветствовать, мириться и давать, получать и выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги и выражать ласку, радость, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду худшее. Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может в нашу жизнь принести горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?»

Язык – это, прежде всего, инструмент, им необходимо хорошо владеть. Овладение родным языком начинается еще в утробе матери. Ребенок, находясь еще в животе своей мамы, обладает способностью воспринимать и отличать мелодичность, темп и громкость не только музыки, но и речи. Поэтому огромная роль в развитии речи детей отводится их родителям. Речь родителей и близких является образцом для ребенка. Именно от этого в первую очередь складывается общее впечатление ребенка о языке и его темпо-ритмиических особенностях.

Так же, говоря о культуре общения в целом, нельзя забывать о ее составляющих - точность речи, логичность, уместность, нормы и правила общения.

Таким образом, хочется отметить, что человек, говорящий правильно и красиво, не только приятен окружающим, но и успешен в жизни. Благодаря хорошо развитой речи человек может творчески мыслить, находить необычные пути достижения поставленных целей, реализовывать свой потенциал.

О себе

В 2011 году закончила ФГБОУ "Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева", факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии. Специальность: специальная дошкольная педагогика и психология, логопедия. Квалификация: педагог-дефектолог, учитель-логопед. Имею диплом с отличием, множество грамот, сертификатов, публикаций, дипломов и благодарностей за учебный период.

Так же в 2008 году получила дополнительное образование по образовательной программе «Лечебно-оздоровительный массаж» (свидетельство).

С сентября 2011 года по настоящее время работаю учиетелем-логопедом ГБОУ д/с комбинированного вида № 1524 г. Москва.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Те книги , которые заставляют нас задуматься, сопереживать, смеяться, страдать и плакать! Любимые писатели - Л.Н. Толсой, Ф.М. Достоевский.

Мой взгляд на мир

Интересная притча о взгляде на мир

На дороге стояло старое засохшее дерево.
Однажды ночью мимо него прошел вор и испугался -
ему показалось, что это стоит поджидая его стражник.
Прошел влюбленный юноша
и сердце его радостно забилось.
Он принял дерево за свою возлюбленную.
Ребенок, напуганный страшными сказками,

увидев дерево, расплакался,
решил, что это привидение,
но дерево было только деревом.

Мы видим мир такими, каковы мы сами.

Мои достижения

Мои достижения - это успехи, победы и хорошие результаты мои учеников.

Моё портфолио

Работаю в образовании только четвертый год. Имею уже достаточно разносторониий опыт работы с детьми. Работа педагога очень сложная творческая, необычная и этим она еще более притягательна.Надеюсь, что положено хорошее начало моего большого пути и я согу внести свою частичку доброты, искренности в сердца моих воспитанников.

Когда перенимать с умом, тогда не чудо И пользу от того сыскать; А без ума перенимать - И боже сохрани как худо! И.Крылов Иван Андреевич Крылов- замечательный наш поэт-баснописец, давший басне новое рождение. По выражению Белинского, в баснях он вполне исчерпал и выразил целую сторону русского национального духа. В них, как в чистом полированном зеркале, отражается русский практический ум с его кажущейся неповоротливостью, но и с острыми зубами, которые больно кусаются. Его басни написаны на злобу дня, поэтому были интересны современникам, но не утеряли, к сожалению, своей актуальности и сегодня. В басне “Мирская сходка” рассказывается о том, как Лев назначил Волка в овечьи старосты, то есть царь назначил губернатором “хищника”. Все, кого царь спросил о Волке, дали о нем самый лучший отзыв. Почему? ...все звери собраны; Но против Волка нет ни слова, И Волка велено в овчарню посадить. Да что же Овцы говорили? На сходке ведь они уж, верно, были? - Вот то-то нет! Овец-то и забыли!.. Автор объясняет, что спрашивал царь таких же хищников, как и сам Волк, но только не Овец. С этими же образами мы встречаемся еще раз в басне “Волки и Овцы”. Крылов ясно дает понять, что пока государство, сила, власть находятся в руках помещиков и чиновников, они сделают с крестьянами все, что хотят. Так почему ж Волкам в Совете и не быть? Хоть надобно Овец оборонить. Но и Волков не вовсе ж притеснить... Хоть говорят: Волкам и не спускают - Что будь Овца ответчик иль истец, А только Волки все-таки Овец В леса таскают. Дворянство любило заявлять о своих правах на власть, ссылаясь на подвиги и заслуги предков. Крылов ответил на эти претензии басней “Гуси”. Древнеримская легенда рассказывает: когда-то к стенам Рима подступило вражеское войско; ночью, когда в городе все спали, враги сделали попытку ворваться в город, но гуси, дремавшие на городской стене, подняли крик, разбудили римских воинов; Рим был спасен. И вот Гуси в басне Крылова гордо произносят: “Да наши предки Рим спасли!” Но автор заявляет, что заслуги предков (к тому же, быть может, и вымышленные) вовсе не дают потомкам никаких прав. Он говорит гусям-дворянам: “Оставьте предков вы в покое: Им по делам была и честь; А вы, друзья, лишь годны на жаркое” д. Баснь эту можно бы и боле пояснить - Да чтоб гусей не раздразнить. В самом деле, Крылову приходилось опасаться того, как бы не “раздразнить гусей”, то есть не навлечь на себя гнев царских правителей. Иногда ему казалось, что лучше не ссориться открыто с монархией, иногда он уступал ей. Его колебания отразились в некоторых баснях, написанных им под нажимом властей. Но гораздо больше у Крылова басен, в которых он, скрываясь за своими героями, остается самим собой. В особенности много раз и довольно остро нападал Иван Андреевич на чиновников, на правителей страны. Например, Оракул в одноименной басне, несмотря на то, что он “что молвит, то соврет”, имеет силу и власть решать судьбу людей. Или вот - Осел, который “стал скотиной превеликой”, знатным вельможей, хотя он “глупостью в пословицу вошел”. В басне “Мартышка и Очки” под видом обезьяны, не умеющей обращаться с очками, изображен “невежда познатней”, который гонит все полезное и, в частности, преследует науку. Наука делает человека более зорким и дальновидным - как очки; но мартышки, кривляющиеся у трона, могут разбить эти очки. К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь,- цены не зная ей, Невежда про нее свой толк все к худу клонит; А ежели невежда познатней. Так он ее и гонит. В басне “Мор зверей” Крылов показал, что знать и правительство, хищники, грабящие народ, все беды страны вымещают на нем же, на народе. “О, други! - начал Лев,- по множеству грехов Подпали мы под сильный гнев богов; Так тот из нас, кто всех виновен боле, Пускай по доброй воле Отдаст себя на жертву им! Быть может, что богам мы этим угодим...” Приговорили - И на костер Вола взвалили. И в людях так же говорят: Кто посмирней, так тот и виноват. Но Крылов в своих произведениях нападает не только на царскую власть и правительство вообще - во многих своих баснях он изображает конкретные события своего времени и конкретных людей. Так, в баснях “Квартет” и “Лебедь, Рак и Щука” автор осмеял Государственный совет и его руководителей за их неспособность к полезным политическим действиям. “А вы, друзья, как ни садитесь. Все в музыканты не годитесь”. Среди достоинств басен Крылова хочется отметить краткость и образность языка; он умел создать целую картину или охарактеризовать своего героя несколькими словами: Да Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Кто виноват из них, кто прав,- судить не нам; Да только воз и ныне там. В наше время, когда Крылов изучается в школе и очень популярен, сбылось пророчество Белинского: “В его духе отразилась сторона духа целого народа; в его жизни выразилась сторона жизни миллионов”.

Рассказать друзьям