Формула пинье. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении. Карта физического состояния

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Калькулятор

Для расчета индекса Пинье заполните форму ниже:

С древних времен люди пытались связать пропорции тела человека с его здоровьем. Существует много математических моделей, по которым можно классифицировать телосложение человека по разным типам. Люди с разными типами телосложения по-разному реагируют на одни и те же болезнетворные факторы. Эти знания можно использовать для предотвращения некоторых заболеваний. Один из таких показателей называется индексом Пинье.

Индекс Пинье – это показатель, который характеризует тип телосложения человека. Для лечащего доктора важно знать этот показатель, что бы определить, какие болезни могут угрожать пациенту. В наше время люди, заботящиеся о своем здоровье, стараются знать свой тип телосложения и предотвратить возможные отклонения в состоянии здоровья.

Как определить индекс Пинье самостоятельно

Калькулятор выдаст ваш индекс Пинье. При использовании калькулятора, вы всегда будете уверены, что не ошиблись в расчете. Рассмотрим разные типы телосложения человека.

Астеник (худощавый тип телосложения)

Полученные значения индекса Пинье больше тридцати. У таких людей заниженное положение диафрагмы, грудная клетка имеет вытянутую форму. Человек имеет длинную шею, руки и ноги, неширокие плечи, слабо развитую мускулатуру. Люди этого типа обычно высокого роста.

Сердце малых размеров, легкие удлиненные. Кожа тонкая и сухая, слой подкожного жира очень тонкий. У таких людей снижено артериальное давление, недостаточна функция надпочечников и половых желез, но усилена функция щитовидной железы и гипофиза.

У них высок риск развития ВСД и заболеваний дыхательных путей. В крови низкий уровень холестерина, недостаточно микроэлементов и глюкозы. Обмен веществ завышен.

Нормостеник (средний тип телосложения)

Полученные значения индекса Пинье находятся в пределах от десяти до тридцати. Эти люди имеют пропорциональное телосложение. У них хорошо развиты кости и мышцы, широкие плечи, атлетическое телосложение. Они часто болеют ревматизмом, гипертонией и заболеваниями желудка.

Гиперстеник (коренастый тип телосложения)

Полученные значения индекса Пинье меньше десяти. У таких людей завышена диафрагма, увеличен желудок. Сердце увеличено и расположено горизонтально. Эти люди обычно невысокого роста, коренасты, грудная клетка укорочена. Шея, ноги и руки короткие, лицо круглое. У них усилена функция половых желез и надпочечников, щитовидная железа работает недостаточно. Они имеют предрасположенность к избыточному весу и накоплению подкожного жира.

У них высок риск заболеваний обмена веществ (сахарный диабет), атеросклероза и гипертонии. В крови высокое содержание холестерина, гемоглобина и эритроцитов. Инфекционными заболеваниями они болеют реже.

Важность определения индекса Пинье в детском возрасте

Тип телосложения человека в большей степени является наследственным фактором. Но в детском и юношеском возрасте возможна корректировка типа телосложения. Этому способствует правильное воспитание полезных привычек, занятия спортом, здоровое питание.

Поэтому очень важно определение типа телосложения еще в детском возрасте для того, что бы умело и профессионально скорректировать поведенческие привычки. Это будет залогом здоровья человека на многие годы.

СБОР ДАННЫХ ДЛЯ МОНИТОРИНГА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Для осуществления мониторинга физического воспитания и отслеживания влияния его технологий на здоровье детей необходимо иметь представление о динамике физического развития, развития физических качеств и физической подготовленности, качества развития двигательных навыков, заболеваемости.

Оценка физического развития детей

Физическое развитие детей - важный показатель состояния здоровья, который характеризуется совокупностью морфологических и функциональных параметров, обусловленных наследственными факторами и условиями окружающей среды.

При оценке физического развития детей учитываются:

Длина и масса тела, окружность грудной клетки, а у детей до 3 лет и окружность головы;
- функциональные показатели: жизненная емкость легких, коэффициент выносливости, мышечная сила кистей рук и др.;
- степень развития подкожно-жирового слоя, тургор тканей, развитие мускулатуры, мышечный тонус, состояние осанки и опорно-двигательного аппарата.

На физическом развитии детей особенно заметно отражается влияние внешней среды: неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, недостаток воздуха, недосыпание, неудовлетворительное питание, особенности климата, неправильный режим дня, ограничения двигательной активности. В связи с этим уровень физического развития принято считать ярким показателем их здоровья, условий жизни и воспитания. На темпы физического развития оказывают влияние наследственные факторы, тип конституции, индивидуальные особенности центральной нервной системы, интенсивность обмена веществ и др.

Физическое развитие детей закономерно меняется в течение жизни. Показатели массы и длины тела нарастают неравномерно не только в разные возрастные периоды, но и в разные сезоны. Более интенсивное нарастание массы тела у детей наблюдается в конце лета и осенью, в меньшей степени - весной и в начале лета. Это объясняется улучшением обмена веществ из-за увеличения времени пребывания детей на свежем воздухе, большей двигательной активностью, разнообразным питанием с включением достаточного количества свежих овощей и фруктов. Темпы увеличения длины тела более выражены весной и в начале лета, когда усиленная ультрафиолетовая радиация повышает фосфорно-кальциевый обмен и способствует интенсивному росту костей.

Индивидуальная оценка физического развития проводится путем сопоставления антропометрических показателей ребенка с региональными стандартами. Это позволяет выявлять отклонения в физическом развитии и принимать необходимые меры к их оздоровлению. Использование нормативов дает возможность провести групповую оценку физического развития коллектива детей в дошкольном учреждении и проследить динамику показателей, а также провести сравнительные исследования детей, посещающих и не посещающих дошкольные учреждения. Кроме того, метод групповой оценки позволяет определить степень эффективности различных физкультурно-оздоровительных технологий.

Вследствие наблюдаемой у детей акселерации стандарты физического развития периодически пересматриваются.

Оценка физического развития может производиться различными методами:

- методом сигмальных отклонений , когда индивидуальные показатели ребенка сопоставляют со средней арифметической каждого признака, представленной в специальных таблицах;

- регрессионным методом с помощью шкал регрессии, составленным по возрастно-половым группам;

- центильным методом , сущность которого заключается в том, что упорядоченный вариационный ряд, охватывающий весь диапазон колебаний признака, делят на 100 интервалов, попадания в которые имеют равные вероятности. Этот метод современной медицинской практикой считается наиболее точным;

- методом номограмм , когда физическое развитие оценивается по двум ведущим морфологическим показателям - длине и массе тела. Оптимальные абсолютные показатели длины и массы тела, а также их соотношения обеспечивают совершенное функционирование опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. С равными соотношениями длины и массы тела связана разная скорость возрастного созревания ребенка. Номограммы чаще всего применяются в массовых скрининг-обследованиях детей.

Практикуется и метод определения биологического возраста детей.

Обследование детей должны проводить медицинские работники не менее двух раз в год. Результаты обследования обсуждаются на медико-педагогическом совете.

Практики, всерьез обеспокоенные здоровьем детей, чаще всего пользуются таблицами физического развития, в которых показатели соотносятся с ростом детей. Люди не все одинаковы: есть большие, средние, маленькие. Существуют формулы, с помощью которых определяется будущий рост человека, даже если он еще находится в утробе матери. Зная будущий рост ребенка (погрешности не более 3 см в ту или другую сторону), можно с большой степенью точности отнести его к определенной группе детей: большим, средним, маленьким.

При обследовании ребенка, например, может оказаться, что показатели физического развития соответствуют среднему, а по данным своего будущего роста ребенок должен иметь показатели, соответствующие графе «большой». Возможно, имеется задержка физического развития. Но в любом случае подобное заключение может сделать только педиатр.

Приведем пример. Ребенку 4 года. Длина его тела - 98,5 см, масса - 12,8 кг. Его рост во взрослом состоянии должен быть 185 см, т.е. высокий. Значит, мы должны отнести его к типу «большой».

Заглянем в таблицу показателей физического развития (приводится фрагмент).

Примечание: Таблицы и расчетные формулы в качестве приложения к курсу будут даны в лекции № 8.

Каковы выводы? А выводы таковы, что физическое развитие ребенка задерживается. Ведь, по данным своего будущего роста, он относится к типу «большой», а показатели длины тела и массы соответствуют типу «маленький». Следовательно, необходимо выяснить причины такого отставания физического развития.

Стандартные усредненные показатели роста можно вычислить по следующим формулам:

Рост мальчика = 6 х возраст + 77;
Рост девочки = 6 х возраст + 76.

Данные физического развития позволяют определить количество гармонично развивающихся детей, а также детей, у которых есть проблемы: например, избыточная масса тела, низкие ростовые показатели, непропорциональность развития, значительно превышающая допустимые пределы, и т.д.

Эти данные позволяют разработать для подобных детей специальные оздоровительные программы. Например, для детей с низкими ростовыми показателями в комплекс физических упражнений должны быть включены плавание, прыжки, висы, а в их меню следует включать много молочных продуктов, моркови. Если ребенок имеет избыточную массу тела и при этом хронической патологии у него не обнаружено, то есть смысл организовать ему специальное диетическое питание с введением постепенно наращивающихся физических нагрузок. Когда он несколько сбросит вес, то можно включать в комплекс и силовые упражнения, укрепляющие мышечную массу. Разумеется, все это должно проводиться в соответствии с рекомендациями и под контролем врача.

Пропорциональность физического развития измеряется с помощью индекса Пинье (ИП).

ИП = Рост(см) - [Масса(кг) + Окр. гр. кл.(см)]

Полученные данные сверяются с показателями, приведенными в табл. 1.

Таблица 1

Стандартные показатели индекса Пинье у детей дошкольного возраста

Примечание: Чем меньше показатели индекса Пинье у детей по сравнению со стандартными, тем крепче их телосложение.

Используя показатели индекса Пинье, мы сможем сделать определенные педагогические выводы о качестве физкультурно-оздоровительной работы и смело утверждать, что наши дети окрепли или, напротив, качество физического воспитания оставляет желать лучшего.

О состоянии сердечно-сосудистой системы можно судить по функциональным пробам и показателям физической работоспособности.

При проведении функциональных проб у детей 4-7 лет нормальными показателями являются:

1. Учащение пульса после 20 приседаний в течение 20 секунд на 25-40% от исходных данных.
2. Учащение дыхания на 5-6 единиц.

По этим показателям мы также можем судить о степени эффективности физического воспитания в отношении здоровья детей.

Например, в начале года пульс детей учащался при подобной нагрузке на 45%, что в принципе соответствует норме. Но прошло три месяца, а показатели функциональных проб все те же. Вывод: целенаправленной деятельности по физическому воспитанию в данном дошкольном учреждении или данной возрастной группе детей не ведется.

Положительное влияние физкультуры на развитие физической работоспособности может быть проверено с помощью степ-теста. Детям предлагаются две нагрузки возрастающей мощности:

1) подъем на ступеньку с частотой восхождений 22 раза в минуту;
2) подъем на ступеньку с частотой восхождений 30 раз в минуту.

Длительность каждой нагрузки - 2 минуты, отдых между ними - 3 минуты.

Объем работы, выполняемой ребенком, рассчитывают по формуле:

W = P х n х h,

Где Р - масса ребенка, n - число подъемов на ступеньку в минуту, h - высота ступеньки в метрах. Нормой считается увеличение пульса на 15-20% при первой нагрузке и на 45-60% при второй по отношению к исходному уровню. Снижение этих показателей говорит нам об оздоровительном эффекте физкультурно-оздоровительной работы и ее правильной организации.

Важным показателем состояния сердечно-сосудистой системы является вычисление коэффициента выносливости (КВ) и сравнение его со стандартными показателями.

Коэффициент выносливости вычисляется по формуле:

КВ = П х 10/ПД,

Где П - пульс, ПД - пульсовое давление (пульсовое давление определяется разностью между максимальным и минимальным артериальным давлением).

По мере развития выносливости числовые значения КВ снижаются. В табл. 2 приведены его стандартные показатели.

Таблица 2

Показатели коэффициента выносливости у детей

Развитие дыхательной мускулатуры можно проследить с помощью пневмотонометра. Он представляет собой U-образную стеклянную трубку, до половины наполненную ртутью и снабженную шкалой, к которой прикреплена резиновая трубка с мундштуком. Для проведения измерений сначала делают вдох, затем глубокий выдох. Потом берут мундштук в рот и производят максимальное вдыхание, стараясь как можно выше поднять ртуть в трубке прибора и продержать ее на этом уровне 2 секунды. Сила вдоха по мере тренированности детей будет увеличиваться. Необходимо отметить, что детям очень нравится работать с различными приборами и они радуются, когда убеждаются, как повышаются возможности их организма.

Важным показателем, отражающим функциональные возможности системы дыхания, является жизненная емкость легких. Она измеряется с помощью прибора спирометра. Измеряется жизненная емкость легких (ЖЕЛ) в кубических сантиметрах. Полученные показатели сравниваются с должной (по возрасту и полу) ЖЕЛ (ДЖЕЛ), которую можно рассчитать по уравнениям А.Ф. Синякова, приведенным в табл. 3.

Таблица 3

Уравнения для расчета ДЖЕЛ (по А.Ф. Синякову)

Зная жизненную емкость легких и массу тела, можно определить жизненный индекс (ЖИ) ребенка. Он определяется по формуле:

ЖИ = ЖЕЛ/Р,

Где ЖЕЛ - жизненная емкость легких, в мл; Р - масса тела, в кг.

На эффективность физкультурно-оздоровительной работы будет указывать возрастание показателей жизненного индекса от 5 до 15 мл/кг.

Наличие исходных данных физического развития в каждом возрасте еще не является мониторингом физического развития. Снятие показателей дважды в год, как это принято в дошкольных учреждениях, не что иное, как контроль результатов. Мониторинг предполагает прослеживание динамики физического развития и соотнесения его показателей с другими параметрами, например, физической подготовленностью или функциональным состоянием организма. Поэтому показатели физического развития следует снимать ежеквартально. Это позволяет видеть результаты педагогических воздействий на каждого ребенка и группу детей в целом и соответственно корректировать процесс физического развития детей.

Оценка физических качеств детей

Развитие физических качеств оценивается по динамике показателей силы, выносливости, гибкости, ловкости, быстроты. Следует заметить, что степень развития физических качеств говорит и об уровне психического развития, а также о наличии у ребенка определенных задатков. Например, ловкость указывает на развивающиеся способности быстро обучаться.

Быстрота оценивается по скоростному бегу на дистанцию 100 м.

Сила кистей рук оценивается с помощью ручного динамометра, сила плечевого пояса - по показателям метания вдаль набивного мяча весом 1 кг способом из-за головы двумя руками, сила нижних конечностей - по прыжкам в длину с места.

Ловкость оценивается по разнице времени пробегания дистанции в 10 м прямым и челночным способом (пробежать 5 м, повернуться и бежать назад).

Можно измерять ловкость по времени работы на полосе препятствий. Ребенку следует пробежать по гимнастической скамейке длиной 5 м, прокатить мяч между шестью предметами (кегли, кубы, другие предметы), расположенными друг от друга на расстоянии 50 см, подлезть под дугу высотой 40 см.

Ответ от * Парижанка *[гуру]
Для расчета идеальной массы тела (ИМТ) можно воспользоваться формулой Поля Брока, которая по мнению современных диетологов наиболее близка к реальности. Формула эта проста: от роста в сантиметрах нужно отнять определенное число – это и будет ИМТ. При этом если рост человека составляет 156-165 см, то отнимать нужно 100, если 166-175 – то 105, при росте 176-185 – 110 и при росте свыше 186 см следует отнимать 115.
Кроме того, при определении ИМТ необходимо обязательно учитывать тип телосложения человека и в зависимости от него вносить поправки в расчет. Так, ученые выделяют три типа телосложения: астенический (тонкокостный) , нормальный и гиперстенический (широкая кость) . Так, при астеническом типе от полученного значения необходимо отнять 10%, при гиперстеническом – прибавить 10%. При нормальном телосложении никаких поправок вносить не нужно.
Определить свой тип телосложения можно по обхвату запястья. Для женщин эти параметры таковы:
менее 16 см – астенический тип
16-18 см – нормальный тип
более 18 – гиперстенический тип
Также можно определить свой тип телосложения с помощью индекса Пинье. Формула индекса Пинье (ИП) такова:
ИП = L - (P+T),
где L – рост в сантиметрах
P – вес в килограммах
T – окружность грудной клетки в сантиметрах
Если полученное значение ИП более 30, то это астенический тип, если в пределах от 10 до 30 – нормальный, если менее 10 – гиперстенический.
Кроме формулы Поля Брока для расчета идеального веса используется формула расчета индекса массы тела – ИМТ. Вычислить ИМТ несложно. Рост в метрах необходимо возвести в квадрат и массу тела в килограммах разделить на полученное значение.
Индекс массы тела менее 19 говорит о недостатке массы, индекс в пределах от 19 до 25 – нормальный вес. При ИМТ от 31 до 35 говорят об умеренном ожирении, если же ИМТ превышает 36 – то это серьезное ожирение.
Хотя ИМТ в пределах от 19 до 25 считается нормой, «подбираться» к верхней и нижней границам этого диапазона одинаково вредно. Лучше соблюдать «золотую середину» . При этом по желанию можно похудеть или поправиться безопасно для здоровья в пределах этой нормы.
Например, чтобы узнать, какой вес минимально допустим для определенного роста, необходимо произвести обратный расчет ИМТ для минимального показателя нормы, то есть для числа 19. ИМТ необходимо умножить на рост в метрах, возведенный в квадрат. Полученное значение и будет искомым весом.
Подобные формулы расчета идеального веса дают лишь среднее представление и могут иметь достаточно большую погрешность. Для более точного определения веса необходимо учитывать еще множество дополнительных факторов, таких как объем физических нагрузок, интенсивность деятельности, режим питания и т. д.

Обозначения: Р – рост; m – масса тела; ОКГ – окружность грудной клетки

Интерпретация результатов:

Чем меньше величина этого индекса, тем лучше показатель крепости телосложения.

Если данный индекс равен от 0 до 10, то телосложение крепкое,

от 10 до 20 – хорошее,

от 21 до 25 – среднее,

от 26 до 35 – слабое и

более 36 – очень слабое.

М.В. Черноруцкий (1929) величины этого индекса использовал для определения типа конституции. Согласно его классификации у нормостеников индекс Пинье равен 10 – 30, астеников - больше 30, гиперстеников - меньше 10.

Практическая работа № 4

Определение осанки

Ход выполнения работы:

Для выполнения работы студенты делятся на группы по 2-3 человека. Желательна легкая спортивная форма.

Первая методика. Статист (студент) становится спиной к стене так, чтобы голова, плечи, ягодицы и пятки касались стены. Помощник просовывает кулак между поясницей и стеной, не нарушая при этом положение тела. Если это сделать ему не удаётся, он вместо кулака проводит ладонь.

Вывод: Осанка нормальная, если проходит ладонь и, она нарушена, если проходит кулак.

Вторая методика: комплексная оценка нарушений осанки человека и искривления позвоночника методом осмотра. При осмотре обратите внимание на уровень надплечий, положение лопаток, контуры талии, линию остистых отростков позвоночника. Для нормальной осанки характерны: прямое положение головы и позвоночника; симметричность надплечий и углов обеих лопаток, ягодичных складок; строго вертикальное положение остистых отростков позвонков; горизонтальный уровень подвздошных костей; физиологические изгибы позвоночника; одинаковая длина нижних конечностей.

Если осанка статиста имеет отклонения от нормы, то определите и охарактеризуйте вид нарушения.

Третья методика : определение сколиоза. Обследование статиста проводите в положении сидя, стоя. Для выявления возможных деформаций проведите цветную маркировку костных ориентиров: остистых отростков всех позвонков, нижних углов и верхних остей лопаток, гребней подвздошных костей, ключиц и яремной вырезки грудины.

В положении сидя определите отсутствие или наличие перекоса таза и боковое искривление позвоночника. В положении стоя оцените расположение остистых отростков. Чтобы определить наличие бокового отклонения позвоночника, прикрепите нить отвеса лейкопластырем к коже у верхушки остистого отростка 7 шейного позвонка. Если нить отвеса с линией остистых отростков позвонков образует угол, то имеется сколиоз. При наличии этой патологии одно плечо выше другого, лопатка на вогнутой стороне расположена ближе к остистым отросткам, чем на выпуклой. Расстояние до угла лопатки меньше на выпуклой стороне искривления, чем на вогнутой. В положении стоя определите длину обеих нижних конечностей, наличие контрактур тазобедренного, коленного и голеностопного суставов.

Четвертая методика : выявление структурного сколиоза: статист делает медленно наклон вперёд. Помощник изучает спину, глядя со стороны головы вдоль линии остистых отростков. В этом положении хорошо видно боковое искривление позвоночника, на соответствующей стороне спины чётко вырисовывается рёберный горб или мышечный валик.

Практическая работа № 5

Определение наличия или отсутствия плоскостопия

Первая методика: Педометрический метод Фридландера.

Измерьте длину стопы от конца пятки до конца более длинного пальца.

Измерьте высоту свода стопы: от пола до верхнего края ладьевидной кости.

Рассчитайте педометрический индекс по формуле:

Индекс в пределах 29 – 27 встречается у большинства людей.

Индекс от 27 до 25 указывает на плоскостопие.

Индекс ниже 25 указывает на резкое плоскостопие.

Артериальное давление

2) самочувствие

3) желание тренироваться

2. К субъективным показателям самоконтроля при занятиях физическими упражнениями относятся:

3) должная жизненная емкость легких

4) частота сердечных сокращений

3. Выберите положения, которые соответствуют содержанию самоконтроля при регулярных занятиях физическими упражнениями:

Соотнесение показателей самоконтроля с параметрами нагрузки

2) еженедельное обсуждение показателей самоконтроля с личным врачом

3) снятие показателей 3 раза в день: утром натощак, перед тренировкой, перед сном

4) регулярные физические тренировки

4. Для оценки фактической массы тела необходимо:

1) определить показатель «% от индекса Рюфье»

3) измерить кожно-жировую складку на бедрах

4) определить показатель «% от индекса Брокка»

5. Для выявления уровня развития мускулатуры измеряется сила мышц кисти, для этого используются прибор, который называется:

1) силомер

Динамометр

3) тонометр

4) эспандер

6. Для оценки уровня развития мускулатуры вычисляют индекс силы, который рассчитывается по формуле:

1) , где ОЗ – окружность запястья, ОПл – окружность плеча

2) , где КЖС кожно-жировая складка, пл – плеча, т – талии, б – бедра, МТ – масса тела

3) , где СМ – сила мышц кисти, МТ – масса тела

4) , где МТ – масса тела, СМ – сила мышц кисти

7. При измерении показателей соматического статуса у юноши, были зафиксированы следующие показатели: индекс Пинье – 35 ед., индекс силы – 29%, индекс Рорера – 10,2. Его тип телосложения характеризуется как:

1) мускульный

Астеничный

3) липидный (брюшной)

4) нормостеничный (грудной)

8. При измерении показателей соматического статуса у девушки, были зафиксированы следующие показатели: индекс Пинье – 23 ед., индекс силы – 48%, индекс Рорера – 12,2. Ее тип телосложения характеризуется как:

1) мускульный

2) астеничный

3) липидный (брюшной)

Нормостеничный (грудной)

9. При измерении показателей соматического статуса у девушки, были зафиксированы следующие показатели: индекс Пинье – 15 ед., индекс силы – 70%, индекс Рорера – 13,2. Ее тип телосложения характеризуется как:

Мускульный

2) астеничный

3) липидный (брюшной)

4) нормостеничный (грудной)

10. При измерении показателей соматического статуса у юноши, были зафиксированы следующие показатели: индекс Пинье – 5 ед., индекс силы – 81%, индекс Рорера – 13,9. Его тип телосложения характеризуется как:

1) астеничный

2) липидный (брюшной)

Мускульный

4) нормостеничный (грудной)

11. При измерении показателей соматического статуса у юноши, были зафиксированы следующие показатели: индекс Пинье – -10 ед., индекс силы – 25%, индекс Рорера – 15,9. Его тип телосложения характеризуется как:

1) астеничный

Липидный (брюшной)

3) мускульный

4) нормостеничный (грудной)

12. Для определения соматического статуса индивида необходимо знать как минимум два показателя:

3) длина тели и масса тела

индекс Пинье и индекс силы

13. Такие характеристики, как превышение масса тела, хорошо развитая мускулатура, широкая грудная клетка, соответствуют типу телосложения:

1) астеничный

2) липидный (брюшной)

Мускульный

4) нормостеничный (грудной)

14. Такие характеристики, как превышение масса тела, относительно слабо развитая мускулатура, широкая грудная клетка, соответствуют типу телосложения:

1) астеничный

Липидный (брюшной)

3) мускульный

4) нормостеничный (грудной)

15. Такие характеристики, как недостаток масса тела, относительно слабо развитая мускулатура, узкая грудная клетка, соответствуют типу телосложения:

Астеничный

2) липидный (брюшной)

3) мускульный

4) нормостеничный (грудной)

16. Такие характеристики, как недостаток масса тела, относительно хорошо развитая мускулатура, нормальная грудная клетка, соответствуют типу телосложения:

1) астеничный

2) липидный (брюшной)

Рассказать друзьям