Как отличить предложный падеж от винительного. Винительный падеж. Как отличить винительный от родительного падежа

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В русском языке существуют шесть падежей, у каждого из которых свое значение. У каждого падежа и свои вопросы, что значительно облегчает определение падежа. Часто возникают вопросы, как отличить два падежа друг от друга. Справиться с этой задачей помогут следующие советы.


Знакомятся с падежами в начальной школе, в этом возрасте упор следует делать на вопросы, вспомогательные слова и предлоги. А сложность в определении винительного и родительного падеже иногда совпадают, поэтому в их определении не следует пользоваться только этим принципом.

Признаки падежей

Имеют значение окончания. Так, существительные в родительном падеже (Р. п.) имеют следующие окончания:

  • -и, -ы — в 1-ом склонении;
  • -а, -я — во 2-ом склонении;
  • -и — в 3-ем склонении.

Окончание существительных в винительном падеже (В. п.):

  • у, -ю — в 1-ом склонении;
  • а, -я — во 2-ом склонении;
  • в 3-ем склонении.

Определить падеж помогут вопросы. В родительном падеже — кого? и чего? В винительном — кого? и что? Чтобы было легче определить, добавляют вспомогательные слова:

  • в родительном падеже — нет (кого? чего?) компьютера;
  • в винительном падеже — вижу (кого? что?) компьютер.

Сравнительная таблица родительного и винительного падежей

кого? чего?

кого? что?

вспомогательное слово

окончания

  • и, -ы (1-ое скл.)
  • а, -я (2-ое скл.);
  • и (3-е скл.)
  • у, -ю (1-ое скл.)
  • а, -я (2-ое скл.)
  • (3-е скл.)

предлоги

от, до, из, без, у, для, около, с

в, на, за, через, про.

блокнот (кого?) учителя

ножка (чего?) стола

посещать (кого) друга

проверять (что?) работу

Как определить падеж

Следует пользоваться поэтапной памяткой для определения падежа:

  • Определить одушевленность/неодушевленность.
  • Задать соответствующие вопросы (при постановке вопросов проще использовать вопросы в паре — кого? чего? и кого? что? так как для одушевленных существительных они одинаковые).
  • Определить сочетаемость со вспомогательными словами (нет, вижу).
  • Если необходимо заменить слова и по аналогии определить падеж.

Так, замена необходима в нескольких случаях. Одушевленные существительные мужского рода 2-го склонения имеют одинаковые формы в Р. п. и В. п. (портфель ученика и знаю ученика).

Хитрость: чтобы не ошибиться, следует заменить его на любое слово 1-го склонения (портфель ученицы и знаю ученицу). В данном случае «ученицы» — Р. п., а «ученицу» — В. п. Аналогично будет и со словом «ученика».

Во множественном числе формы одушевленных существительных также совпадают (книги учеников и знаю учеников). Для этого следует их заменить на неодушевленное существительное во множественном числе (книги библиотек и знаю библиотеки). «Библиотек» — Р. п., а «библиотеки» — В. п.). Аналогично и со словом «учеников».

Значение падежей

Правило гласит, что родительный падеж обозначает:

  • принадлежность кому-либо или чему-либо (например, машина мужчины);
  • соотношение целого и отдельной части (класс школы);
  • отображение признака предмета по отношению к другому признаку (результат анкетирования);
  • объект воздействия, если есть глагол с отрицанием (не пьет молока);
  • объект воздействия, если присутствует глагол желания, удаления или намерения (избежать наказания);
  • сравнение (быстрее реки);
  • объект измерения, даты либо счета (стакан сока).

Винительный падеж обозначает:

  • переход действия на предмет (например, читать книгу);
  • передачу временных и пространственных отношений (учиться целый день, пробежать километр);
  • зависимость от наречия (жалко птичку).

Существует ряд заданий для закрепления материала: упражнения на сравнение, трансформацию, распределение и другие.

Имя существительное – часть речи, обозначающая всякую предметность, т.е. имя существительное отвечает на вопрос «кто» либо «что». Изменяется существительное по падежам. Дабы не путать между собой падежи, существует сурово определенная система отличий между ними. Данная статья поможет в будущем легко отличить родительный падеж от винительного.

Вам понадобится

  • Существительные в родительном и винительном падежах.
  • Умение определения падежей.
  • Познание вопросов, определяющих падежи.

Инструкция

1. В русском языке шесть падежей имен существительных: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный. Такие названия даны им недаром. Разглядим из них каждого два падежа: родительный и винительный.

2. Родительный падежСогласно определениям в русском языке, родительный падеж обозначает: Принадлежность кому-либо либо чему-либо, скажем «шкурка песца», « журнал педагога»; Если имеет место соотношение целого и его части, скажем «страница журнала (Р.п.)»; Отображение знака предмета по отношению к иному предмету, скажем «итоги опроса (Р.п.)»; Объект воздействия при наличии глагола с негативной частицей «не», скажем, «не ест мяса (Р.п.)»; Объект воздействия при наличии глагола, обозначающего желание, намерение либо удаление, скажем, «хотеть счастья (Р.п.)», «избежать ответственности (Р.п.)»; Если имеет место сопоставление предметов, скажем, «прочнее дуба (Р.п.)»; Если существительное является объектом измерения, счета либо родительной даты, скажем «ложка сметаны» либо «День Парижской Коммуны».

3. Винительный падежСогласно определениям в русскоом языке винительный падеж обозначает: Переход действия на предмет всецело, скажем «листать журнал», «вести машину»; Передачу пространственных и временных отношений «пройти милю», «отдыхать месяц»; В редких случаях образуется как связанность от наречия, скажем «оскорбительно за друга».

4. Дабы никогда не перепутать падежи существительного, значимо помнить, что всем падежу в русском языке соответствует многофункциональный вопрос, задав тот, что данному существительному, в результате получаем соответствующий падеж.Родительному падежу соответствует вопрос «нет кого?» для одушевленных и «нет чего?» для неодушевленных существительных.Винительному падежу соответствует вопрос «вижу кого?» для одушевленных и «вижу чего?» для неодушевленных существительных.Определять падежи существительных по его определениям либо окончаниям весьма затруднительно. Возможен, запомнить все определения родительного и винительного падежей достаточно сложно. А окончания существительных достаточно зачастую совпадают.Приведем пример с применением одущевленного существительного во множественном числе:Поблизости я подметил людей (вижу кого? – В.п.)Вокруг не было людей (не было кого? – Р.п.)Как видите, склоняется в обоих падежах слово идентично.Но, для того, дабы окончательно удостовериться в правильности определения падежа, подставьте мысленно взамен одушевленного существительного неодушевленное. Скажем:Поблизости я подметил столб (вижу кого? – В.п.)Вокруг не было столбов (не было кого? – Р.п.)Из примера видно: неодушевленное существительное в винительном падеже не изменяется в различие от того же существительного, имеющего родительный падеж.

5. Отсель дозволено сделать итоги:1. Дабы отличить родительный падеж от винительного, задайте существительному определяющий вопрос.2. Если вам трудно определить падеж одушевленного существительного, т.к. вопрос «кого?» относится к обоим падежам, то подставьте взамен этого существительного неодушевленное и задайте ему определяющий вопрос. Для родительного он будет «нет чего?», а для винительного «вижу что?». Если слово будет выглядеть как в именительном падеже, тогда падеж вашего существительного – винительный.

В большинстве случаев различение форм родительного и винительного падежа не представляет никаких сложностей: надобно только обратить внимание на падежные окончания. Если же окончания обеих форм совпадают, надобно делать по дальнейшему алгорифму.

Инструкция

1. Если перед вами неодушевленное существительное, то вам следует задать вопрос к этому слову. Существительные в родительном падеже отвечают на вопрос «чего?» и гармонируют со словом «нет». Существительные в винительном падеже отвечают на вопрос «что?» и гармонируют со словом «вижу». Скажем: надеваю (что?) пальто – винительный падеж, хожу без (чего?) пальто – родительный падеж.

2. Если перед вами одушевленное существительное мужского рода II склонения, то вам следует подставить взамен него всякое слово I склонения и посмотреть на его окончание. Скажем: подстрелил кабана = подстрелил лисицу (окончание –у – винительный падеж), напугался кабана = напугался лисицы (окончание –ы – родительный падеж).

3. Если перед вами одушевленное существительное, стоящее во множественном числе, то его следует заменить неодушевленным существительным в той же форме. Скажем: люблю людей, люблю (что?) письма – винительный падеж. Люблю искренность людей, люблю искренность (чего?) писем – родительный падеж.

Полезный совет
В русском языке существуют несклоняемые существительные, скажем, «пальто», «кофе», когда в любом падеже слово выглядит идентично. В этом случае падеж дозволено определить только по ключевому вопросу.

Как отличить винительный падеж от родительного.

Родительный падеж.

Согласно определениям, родительный падеж обозначает:

Принадлежность кому-либо или чему-либо, например «шкурка песца», « журнал учителя»;

Если имеет место соотношение целого и его части, например «страница журнала (Р.п.)»;

Отображение признака предмета по отношению к другому предмету, например «результаты опроса (Р.п.)»;

Объект воздействия при наличии глагола с отрицательной частицей «не», например, «не ест мяса (Р.п.)»;

Объект воздействия при наличии глагола, обозначающего желание, намерение или удаление, например,

«желать счастья (Р.п.)», «избежать ответственности (Р.п.)»;

Если имеет место сравнение предметов, например, «крепче дуба (Р.п.)»;

Если существительное является объектом измерения, счета или родительной даты, например «ложка

сметаны» или «День Парижской Коммуны».

Винительный падеж.

Винительный падеж обозначает:

Переход действия на предмет полностью, например «листать журнал», «вести машину»;

Передачу пространственных и временных отношений «пройти милю», «отдыхать месяц»;

В редких случаях образуется как зависимость от наречия, например, «обидно за друга».

Чтобы никогда не перепутать падежи существительного, важно помнить, что каждому падежу в русском

соответствует универсальный вопрос, задав который данному существительному, в итоге получаем

соответствующий падеж.

Родительному падежу соответствует вопрос «нет кого?» для одушевленных и «нет чего?» для

неодушевленных

существительных.

Винительному падежу соответствует вопрос «вижу кого?» для одушевленных и «вижу чего?» для

неодушевленных существительных.

Определять падежи существительных по его определениям или окончаниям крайне затруднительно.

Допустим,

запомнить все определения родительного и винительного падежей довольно непросто. А окончания

существительных довольно часто совпадают.

Приведем пример с использованием одушевленного существительного во множественном числе:

Неподалеку я заметил людей. (вижу кого? - В.п.)

Вокруг не было людей. (не было кого? - Р.п.)

Как видите, в обоих падежах слово склоняется одинаково.

Но, для того, чтобы окончательно убедиться в правильности определения падежа, подставьте мысленно

вместо одушевленного существительного неодушевленное.

Например:

Неподалеку я заметил столб. (вижу кого? - В.п.)

Вокруг не было столбов. (не было кого? - Р.п.)

Из примера видно: неодушевленное существительное в винительном падеже не изменяется в отличие от

же существительного, имеющего родительный падеж.

Отсюда можно сделать выводы:

1. Чтобы отличить родительный падеж от винительного, задайте существительному определяющий вопрос.

2. Если вам сложно определить падеж одушевленного существительного, т.к. вопрос «кого?» относится к

обоим падежам, то подставьте вместо этого существительного неодушевленное и задайте ему

определяющий вопрос. Для родительного он будет «нет чего?», а для винительного «вижу что?». Если

слово будет выглядеть как в именительном падеже, тогда падеж вашего существительного – винительный.

Полезный совет.

В русском языке существуют несклоняемые существительные, например, «пальто», «кофе», когда в любом

падеже слово выглядит одинаково. В этом случае падеж можно определить только по ключевому вопросу.

Родительный падеж также можно определить, используя проверочное слово «кошка». Подставив на место

любого существительного указанное слово, обратите внимание на окончание. Пример: вместо слова

«учитель» в словосочетании «гордость за учителя» подставив проверочное слово, получаем

словосочетание «гордость за кошку». Окончание «и» указывает на родительный падеж, окончание «у» - на

винительный.

Запомните, что родительный падеж всегда указывает на соотношение целого и части (стакан воды),

сравнение с чем-то или кем-то (красивее Василисы) и принадлежность (мотоцикл брата).

Винительный падеж описывает и обозначает временно-пространственные отношения (ждать минуту), а

также указывает на переход от действия на предмет (гладить кошку).

Источник

Е. И. Литневская. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников.

Интересная статья!!!

13 падежей русского языка.

Изменение окончаний частей речи, которые имеют категорию падежа, дает возможность использовать необходимые формы слов для связи в предложении. От умения правильно употреблять слова в нужном падеже зависит точность и грамотность речи. Отличить родительный падеж от винительного несложно, если знать, для чего служит каждый из них.

Родительный падеж:

  • указывает на принадлежность субъекта речи кому-либо или чему-либо (гнездо иволги; совет друга; улицы города);
  • отражает соотношение части и целого (чашка чаю; ломоть хлеба; прядь волос);
  • употребляется, если есть сравнение без указания на предмет сравнения (тверже стали, нежнее шелка, холоднее льда);
  • указывает на связь с глаголом, который употреблен с частицей не (не бояться темноты; не видеть горизонта, не любить соседа);
  • указывает на связь с глаголом, обозначающим желание или намерение (хотеть добра; желать удачи, уклониться от ответственности).

В каждом из этих случаев существительные, употребленные в родительном падеже, являются зависимыми словами. От главных к ним можно поставить вопросы: нет кого? или нет чего?

Винительный падеж обозначает:

  • действие, направленное на предмет речи (читать книгу; гладить собаку, съесть бутерброд);
  • пространственные и временные отношения (преодолеть препятствие; взять барьер; работать неделю).

От главного слова к существительному в винительном падеже можно поставить вопросы: вижу кого? или вижу что?

Выводы сайт

  1. Неодушевленные существительные имеют разные окончания и отвечают на вопрос (нет) чего? в родительном падеже, (вижу) что? в винительном падеже.
    Например:
    Обойдусь без (чего?) зонтика. (Р. п.)
    Посажу (что?) дерево. (В. п.)
  2. Окончания одушевленных существительных в родительном и винительном падежах могут совпадать. Различать падежи в этом случае следует по смыслу предложения.
    Например:
    Я не обойдусь без помощи отца. (кого? вспомогательный вопрос: нет кого? – Р. П.)
    Мы запомнили отца молодым и энергичным. (кого? вспомогательный вопрос вижу кого? – В. П.)
  3. Падеж неизменяемых существительных также определяют по контексту.
    Например:
    Хочу купить новое пальто. (кого? что?- В.П.)
    Клетка оказалась без кенгуру. (кого? чего? – Р. П.)

Как отличить винительный падеж от родительного и именительного?

Пожалуй, самый интересный из всех падежей русского языка – винительный. Потому что все остальные отвечают себе спокойненько на свои вопросы и не вызывают трудностей. С винительным же падежом все иначе. Его очень легко можно перепутать с именительным или родительный. Ведь винительный падеж отвечает на вопросы «Кого? Что?» Винительный падеж обозначает объект действия. Существительное, находясь в винительном падеже, испытывает на себе действие другого существительного, которое в данном предложении – сказуемое. Все становится понятным на примере: «Я люблю своего брата». Существительное «брата» будет находиться в винительном падеже. И будет испытывать на себе от местоимения «Я» чувство любви. На что следует обратить внимание при определении падежа, чтобы его не спутать с именительным, так это окончания. Ниже представлена таблица:

Чтобы отличить винительный падеж от родительного, будем использовать вспомогательные слова и вопросы. Для родительного – нет (кого, чего), для винительного – вижу (кого, что). Как видим – для одушевлённых и неодушевлённых предметов вопросы разные. На этом и сыграем.

Рассмотрим пример:

«Бабушки дома нет». Подставим неодушевлённый предмет – «ключей дома нет». Нет кого, чего? Бабушки, ключей. Родительный падеж.

«Я не вижу на столе тарелку». Подставим одушевлённый предмет – «Я не вижу на столе брата». Не вижу кого – брата, не вижу что – тарелку. Кого, что – винительный падеж.

Особенности винительного падежа.

Винительный падеж употребляется с такими предлогами как «В, за, про, на, через». С винительным падежом еще могут возникнуть сложности в том случае, когда в предложениях обозначены временные понятия. Приведем пример «Всю ночь переписывать реферат». Существительные «ночь» и «реферат» находятся в этом предложении в винительном падеже. С такими предложениями нужно быть предельно внимательными. Наряду с путаницей винительного падежа и именительного, его так же можно спутать с родительным. Приведем пример: «Ждать мать» и «Ждать сообщение». В первом случае падеж будет родительным, а во втором – винительным. Тут различие из-за склонения одушевленных и неодушевленных предметов, как мы уже писали выше.

Рассказать друзьям