Церковь Вознесения на Гороховом поле - Наводы — LiveJournal. Вознесения господня на гороховом поле Храм вознесения на гороховом поле

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Церковь Вознесения Господня, согласно летописному преданию, известна со времени царствования царя Михаила Федоровича Романова, «Гороховое поле» как местность известна с 1718 года, упоминается позднее и как «Басманное поле». По нему названа Гороховской соседняя улица, переименованная в советское время в 1939 году. К 200-летию со дня рождения зодчего Матвея Фёдоровича Казакова, построившего на ней дворец графа Разумовского, а неподалеку церковь Вознесения. В настоящее время сохранилось лишь одно старое название - «Гороховский» переулок. Вознесенская же улица, названная по стоящей на ней церкви Вознесения Господня, переименована в улицу Радио в честь советского радио, в 1930-х годах.
Первоначально каменный храм был построен канцлером графом Гавриилом Головкиным как приусадебный, домовый. Владелец здешней усадьбы канцлер Г. И. Головкин построил ту церковь на главной аллее парка: между прудом и домом. После его смерти в 1734 году усадьба переходит к его сыну Михаилу Гавриловичу. К сожалению, последний подвергся опале и был сослан в Сибирь. В 1743 году конфискованная усадьба пожалована императрицей Елизаветой Петровной графу Алексею Григорьевичу Разумовскому. В 1769 году церковь переводится в разряд «приходских». В 1771 году к ней пристраивается колокольня. Спустя некоторое время, из-за притока прихожан и создавшихся неудобств для графа, однопрестольная церковь разбирается и переносится из усадьбы на Гороховое поле: по одним источникам под строительство трёхпристольного храма одноимённого названия землю выделяет граф Разумовский, по другим - железный заводчик господин Н. А. Демидов. «Церковь построена в 1793 году тщанием священника Петра Андреева при особом вспомоществовании железного заводчика господина Николая Никитича Демидова».
Храм обновлялся в 1872 году. При закладке храма использовался кирпич из упразднённого императрицей Екатериной Моисеевского женского монастыря на Охотном ряду. К основному добавились ещё два придела: Моисеевский и Никольский.
В советское время - в 1935 году храм закрывался властями. Перепрофилировался под общежитие, бомбоубежище, литотипографию, производственное объединение «Упаковка», по вине которой в 1987 году в нём возник пожар, уничтоживший росписи в трапезной. В 1960-е годы храм частично реставрировался снаружи. С 1973 года здание храма передавалось в аренду театру Гоголя, затем в 1988 году - театру «Сопричастность». Созданные в ротонде два яруса перекрытий, уничтожили лепнину. На 55 % были уничтожены фрески и пол исковеркан. Появились в трапезной туалеты, а в чердачной части бытовки. В алтарной части ротонды появилась пилорама. На 2-ом этаже разместилась фирма «Алиса».
В 1993 году приход был возрожден и юридически зарегистрирован. Ремонтно-восстановительные работы в храме начали вестись с 1993 года. Заново восстановлены утраченные три иконостаса, в ротонде отреставрированы фрески, заменен пол на белокаменный. Отремонтирована колокольня и заменена полностью кровля, исключая шпиль. Часть наружной масляной живописи отреставрирована.

СВЯТЫНИ ХРАМА
Три ковчега с мощами.
В одном - уникальный крест-мощевик, в котором хранятся частички святых мощей прп. Сергия, свт. Николая Чудотворца, свт. Григория Нисского, великомучеников Фёдора Стратилата, Мины, Прокопия, Пантелеимона - Целителя, преподобного Александра Свирского и др. Имеются частички мощей прп. Георгия Хозевита и Иоанна Хозевита, а также св. апостола Петра, блаженного Августина Ипонитского, священномученика Луки Войно-Ясенецкого и др.
Во втором мощевике частицы мощей Киево-Печерских святых., прп. Саввы Звенигородского и др.
В третьем мощевике находятся частицы мощей великомучеников Димитрия Солунского, Георгия Победоносца, Анастасии Узорешительницы, свещенномученика Климента Римского, святителя Филарета Киевского, преподобного Феофана, епископа Новгородского, св. Павла, митрополита Тобольского, мученика Трифона, равноапостольной Марии Магдалины, прп. Иоанна Дамаскина, прп. Саввы Сторожевского и др.
Помимо трёх мощевиков с частицами святых мощей, храм имеет иконы с частицами одноимённых Святых: святителя Николая Мирликийского, блаженной Матроны, преподобномученицы великой княгини Елисаветы, святителя Спиридона Тримифунтского.
Имеются и старинные иконы Божией Матери «Нечаянная радость», «Тихвинская», «Умиление», вмч. Пантелеимона, прп. Серафима Саровского, прп. Сергия Радонежского, пророка Боговидца Моисея и др.

В замечательном месте Москвы находится Школа акварели Сергея Андрияки - её ученики могут рисовать исторические достопримечательности, в том числе творения знаменитого архитектора Матвея Казакова, не отходя далеко от школы. Поблизости расположены сразу три памятника архитектуры, создателем которых считался Казаков, здесь стоит и храм Вознесения, что на Гороховом поле. Название этой местности происходит от казённого горохового поля, которое было тут в начале XVIII века. Его пересекали две тропинки, впоследствии улицы Вознесенская (Радио) и Гороховая (Казакова). На выставке, увидев акварель с церковью Вознесения, мы узнали, что её реставрация уже закончена.

1. Храм находится рядом с отреставрированной усадьбой Разумовских. Он входил в общий ансамбль усадьбы, хотя располагался вне территории парка, к юго-востоку от главного дома. Считалось, что церковь Вознесения построена Матвеем Федоровичем Казаковым, хотя и не найдены документальные подтверждения. Некоторые исследователи считают, что в пользу авторства Казакова говорят некоторые архитектурные элементы, свойственные его стилю.

2. По преданию, церковь на этом месте существовала с начала XVII века. Владельцем этих земель в XVIII веке был граф Гавриил Головкин, который в годы правления императрицы Анны Иоанновны построил новую деревянную церковь. Она простояла лишь пять лет и сгорела вместе с домом Головкина в 1737 году. Был выстроен новый кирпичный храм, который вскоре перешел к следующему владельцу усадьбы, Алексею Разумовскому. В 1748 году дом графа и церковь снова горели, но были восстановлены. В 1769 году церковь стала приходской, а не домовой. Каменная церковь была построена в 1788-1793 годах на средства, собранные прихожанами. При этом особенно крупный вклад сделал Н.Н. Демидов. В XVIII веке территория вокруг храма была обнесена оградой. Эта территория образуется пересечением улиц Казакова (бывшей Гороховой), Радио (бывшей Вознесенской) и Токмаковым и Доброслободским переулками.

3. Церковь Вознесения построена в стиле раннего классицизма и имеет форму корабля. Пространство вытянуто в длину: монументальная ротонда, трапезная и высокая колокольня находятся на одной оси. Такого рода постройки были характерны для Западной Европы. Верхние ярусы колокольни украшены колоннами и пилястрами композитного ордера, антаблементами с белокаменными карнизами.

4. Трёхярусная колокольня завершается голубым шпилем с золотыми звёздочками.

5. Нижний ярус колокольни оформлен двухколонными портиками.

6. Двухсветная ротонда храма увенчана куполом с люкарнами - окнами в скате крыши, и изящным легким бельведером - фонариком.

7. Такие детали Матвей Казаков очень любил и повторял в других строениях (например, в церкви Филиппа Митрополита в Мещанской слободе).

8. Нижний ярус ротонды опоясывает торжественная колоннада ионического ордера.

9. Трапезная имеет два престола - Николая Чудотворца и пророка Божия Моисея.

11. Высокие прямоугольные окна оформлены треугольными навершиями.

12. Среди прихожан храма Вознесения было немало великих людей. В 1800 году в Вознесенской церкви был крещён великий русский актёр Павел Мочалов, крепостной Николая Никитовича Демидова, со временем получивший вольную. В начале XIX века прихожанами Вознесенской церкви стали Пушкины. Вознесенскую церковь посещал император Николай II. В ней хранилась чтимая Феодоровская икона Божией Матери, покровительница династии Романовых, украшенная финифтью (утеряна). Упоминается храм и на страницах романа Л.Толстого "Война и мир": в нём Наташа Ростова молилась о победе в войне.

13. В 1933 году храм был закрыт, утварь и старинные иконы были вывезены из него и бесследно исчезли. В годы Великой Отечественной войны в здание попала авиабомба, повредившая купол. В 1987 году в пожаре погибли остатки наружных росписей, сильно пострадали внутренние интерьеры. Частично утрачена живопись на фасадах, существовавшая ещё в 1950-е годы.

14. Храм был возвращён верующим в 1992 году и к настоящему времени отреставрирован. Отреставрирована часть наружной масляной живописи.

15. Восстановлены утраченные три иконостаса, в ротонде отреставрированы фрески.


Фото с сайта

В замечательном месте Москвы находится Школа акварели Сергея Андрияки - её ученики могут рисовать исторические достопримечательности, в том числе творения знаменитого архитектора Матвея Казакова, не отходя далеко от школы. Поблизости расположены сразу три памятника архитектуры, создателем которых считался Казаков, здесь стоит и храм Вознесения, что на Гороховом поле. Название этой местности происходит от казённого горохового поля, которое было тут в начале XVIII века. Его пересекали две тропинки, впоследствии улицы Вознесенская (Радио) и Гороховая (Казакова). На выставке, увидев акварель с церковью Вознесения, мы узнали, что её реставрация уже закончена.

Церковь Вознесения была построена в стиле раннего классицизма и имеет форму корабля. Пространство вытянуто в длину: монументальная ротонда, трапезная и высокая колокольня находятся на одной оси.

1. Храм находится рядом с отреставрированной усадьбой Разумовских. Он входил в общий ансамбль усадьбы, хотя располагался вне территории парка, к юго-востоку от главного дома. Считалось, что церковь Вознесения построена Матвеем Федоровичем Казаковым, хотя и не найдены документальные подтверждения. Некоторые исследователи считают, что в пользу авторства Казакова говорят некоторые архитектурные элементы, свойственные его стилю.

2. По преданию, церковь на этом месте существовала с начала XVII века. Владельцем этих земель в XVIII веке был граф Гавриил Головкин, который в годы правления императрицы Анны Иоанновны построил новую деревянную церковь. Она простояла лишь пять лет и сгорела вместе с домом Головкина в 1737 году. Был выстроен новый кирпичный храм, который вскоре перешел к следующему владельцу усадьбы, Алексею Разумовскому. В 1748 году дом графа и церковь снова горели, но были восстановлены. В 1769 году церковь стала приходской, а не домовой. Каменная церковь была построена в 1788-1793 годах на средства, собранные прихожанами. При этом особенно крупный вклад сделал Н.Н. Демидов. В XVIII веке территория вокруг храма была обнесена оградой. Эта территория образуется пересечением улиц Казакова (бывшей Гороховой), Радио (бывшей Вознесенской) и Токмаковым и Доброслободским переулками.

3. Такого рода постройки были характерны для Западной Европы. Верхние ярусы колокольни украшены колоннами и пилястрами композитного ордера, антаблементами с белокаменными карнизами.

4. Трёхярусная колокольня завершается голубым шпилем с золотыми звёздочками.

5. Нижний ярус колокольни оформлен двухколонными портиками.

6. Двухсветная ротонда храма увенчана куполом с люкарнами - окнами в скате крыши, и изящным легким бельведером - фонариком.

7. Такие детали Матвей Казаков очень любил и повторял в других строениях (например, в церкви Филиппа Митрополита в Мещанской слободе).

8. Нижний ярус ротонды опоясывает торжественная колоннада ионического ордера.

9. Трапезная имеет два престола - Николая Чудотворца и пророка Божия Моисея.

11. Высокие прямоугольные окна оформлены треугольными навершиями.

12. Среди прихожан храма Вознесения было немало великих людей. В 1800 году в Вознесенской церкви был крещён великий русский актёр Павел Мочалов, крепостной Николая Никитовича Демидова, со временем получивший вольную. В начале XIX века прихожанами Вознесенской церкви стали Пушкины. Вознесенскую церковь посещал император Николай II. В ней хранилась чтимая Феодоровская икона Божией Матери, покровительница династии Романовых, украшенная финифтью (утеряна). Упоминается храм и на страницах романа Л.Толстого "Война и мир": в нём Наташа Ростова молилась о победе в войне.

13. В 1933 году храм был закрыт, утварь и старинные иконы были вывезены из него и бесследно исчезли. В годы Великой Отечественной войны в здание попала авиабомба, повредившая купол. В 1987 году в пожаре погибли остатки наружных росписей, сильно пострадали внутренние интерьеры. Частично утрачена живопись на фасадах, существовавшая ещё в 1950-е годы.

14. Храм был возвращён верующим в 1992 году и к настоящему времени отреставрирован. Отреставрирована часть наружной масляной живописи.

15. Восстановлены утраченные три иконостаса, в ротонде отреставрированы фрески.


Фото с сайта

Московский храм в честь Вознесения Господня, на Гороховом поле (Московская епархия)

По древнему московскому преданию, храм существовал здесь с начала XVII века. Название местности, где расположен храм, произошло от расположенного здесь Казенного горохового поля. Сначала местность называлась просто "полем", или "Басманным полем", и в первый раз в 1718 году названа "Гороховым полем". Его пересекали две тропинки, которые позже стали улицами Вознесенской (Радио) и Гороховой (Казакова). На пересечении этих улиц и была построена церковь Вознесения Господня.

Владельцем этих земель был граф Гавриил Иванович Головкин. В 1731 году, будучи в чине государственного канцлера и тайного советника, живя здесь со своими детьми и внуками пожелал по старости своих лет иметь при своем доме домовую церковь и подал о том прошение на имя Императрицы Анны Иоановны. Разрешение было получено и почти через два года в году деревянная церковь была построена и освящена.

В году храм закрыли и передали здание под клуб Аэродинамического института, потом в нём была размещена слесарная мастерская, типография. Местонахождение вывезенных из церкви икон и утвари неизвестно.

В году в здание храма попала авиабомба, повредившая купол, в стене появилась трещина.

В 1960-х годах была произведена частичная реставрация церкви-памятника архитектуры.

С года храм использовался Московским производственным объединением «Упаковка», здание постоянно сотрясалось от работающих типографских машин.

В году произошел пожар, сильно уничтоживший внутренние интерьеры. Частично утрачена живопись на фасадах, существовавшая ещё в 1950-е годы.

Храм был передан Русской Православной Церкви постановлением правительства Москвы за № 622 от 11 августа года. Однако храм не был доконца освобожден арендателями. Необходимо было освободить помещение от шести туалетов, подсобных помещений наверху, от двух железобетонных перекрытий, изуродовавших интерьер ротонды, расчистить стены с утраченной росписью от следов пожара 1987 года, возникшем по вине картонажной фабрики "Упаковка" - от всякого рода мусора.

Первый водосвятный молебен в приделе пророка Боговидца Моисея был совершен 19 января года, в праздник Крещения Господня. В первую Божественную Литургию 13 февраля протоиереем

Церковь Вознесения Господня на Гороховом поле. Москва

Проходя дом графа Разумовского, вы в нескольких шагах на перекрестке видите хорошей архитектуры церковь Вознесения Господня, украшкнную снаружи под карнизом изображениями Апостолов довольно искусной кистью, внутри Храм сей убран великолепно и со вкусом. Оный построен в 1793 году, и как известно, на земле графа Разумовского; не надлежит однако полагать, что храм сей вновь на сем месте выстроен, ибо летописи упоминают о храме здесь бывшем ещё в царствование Царя Михаила Федоровича.

/Из книги "Москва или исторический путеводитель по знаменитой столице Государства Российского" М., 1831 г./

По древнему московскому преданию Храм существовал здесь с начала XVII века, со времени царя Михаила Федоровича Романова.

Название местности, где расположен Храм, произошло от расположенного здесь Казенного горохового поля. Сначала местность называлась просто "полем", или "Басманным полем", и в первый раз в 1718 году названа "Гороховым полем". Его пересекали две тропинки, которые позже стали улицами Вознесенской (Радио) и Гороховой (Казакова). На пересечении этих улиц и была построевна церковь Вознесения Господня на Гороховом поле.

Владельцем этих земель был граф Гавриил Иванович Головкин. В 1731 году, будучи в чине Государственного канцлера, тайного советника, разных орденов кавалера и графа, живя здесь со своими детьми и внуками пожелал по старости своих лет иметь при своем доме (домовую) церковь и подал о том прошение на имя Императрицы Анны Иоановны. Разрешение было получено и почти через два года в 1733 г. деревянная церковь была построена и освящена.

В 1737 году случился большой пожар. Сгорел дом графа Головкина и сильно пострадала церковь. На месте сгоревшей деревянной церкви был построен однопрестольный приусадебный кирпичный храм - который был домовой церковью канцлера, а позже графа Кирилла Григорьевича Разумовского. В тот период её называли церковью в "Разумовском саду".

В 1743 г. усадьба стала принадлежать графу Алексею Григорьевичу Разумовскому. Граф А.Г. Разумовский, заботясь об устройстве своего дома, не забывал Вознесенской при его доме церкви и священнослужителей ее. В 1748 г., как видно из протоколов Московской Духовной консистории, случился пожар в доме графа и "в каменной его Сиятельства церкви Вознесения Господня внутри пол также и на церкви кровли выгорели". На основании резолюции Святейшего Синода и митрополита Платона церковь была восстановлена и вновь освящена.

Ко второй половине XVIII в. Гороховое поле уже не стало в собственном смысле полем. Вся местность поля стала застраиваться русскими знатными и именитыми людьми. Здесь сгруппировалась вся знать XVIII в. И красивая местность украсилась и красивыми дворцами именитых людей Салтыковых, Головиных, Шереметьевых, Долгоруких. С уверенностью можно сказать, что ни в одной из окрестностей Москвы не было столько "загородных дворцов", сколько в Гороховской местности.

В 1769 г. Разумовского домовая каменная церковь Вознесения Господня была переименована из домовой в приходскую. Нет сомнения, что такое изменение произошло не без желания местных жителей и изволения самого графа. В первой метрической книге (1769-1771 гг.) написано, что церковь Вознесения изначально стояла между главным домом графа и бывшими прудами.

С 1769 г. население прилежащих мест увеличилось и церковь перестала вмещать молящихся. В 1771 г. встал вопрос о ее перестройке "по случаю невместимости" Священник Петр Андреев и приходские люди обратились к митрополиту Платону с прошением о пожаловании земли под новую церковь. На прошение наложена Платоном резолюция "...на новое место церковь перенести, передачу земли оформить законным порядком под строительство церкви и домов священнослужителей". Под строительство церкви было выделено и навсегда передано 2144 кв.сажень земли.


Стоявшая на главной аллее парка Разумовского дворца старая церковь была снесена. Между частью дворца Разумовского у реки Чечоры, выходящей на улицу, и главным домом приютились дворики причта церкви, севернее была сама церковь Вознесения Господня. Река Чечора, на берегу которой находился храм, в начале ХХ века была заключена в трубу, вдоль которой расположился Елизаветинский переулок.

Считается, что церковь Вознесения была построена знаменитым архитектором Матвеем Федоровичем Казаковым, хотя не найдены документальные свидетельства тому.

По проекту М.Ф. Казакова в Москве построено свыше 100 зданий. Для графа Разумовского он построил в 1800-1802 гг. Великолепный дом (№18). Казаков во многом определил архитектурный облик Москвы XVIII и начала XIX веков.

Именно поэтому в 1939 году улица Гороховая была переименована в улицу Казакова в честь 200-летия зодчего.

Вознесенская улица, получившая название по исконно московской традиции – по названию церкви, была переименована в улицу Радио в 1929 году в связи с радиофикацией города и радиостанцией, построенной на ней.

« » на

При советской власти в 1933 году Храм закрыли и передали здание под клуб Аэродинамического института, потом в нём была размещена слесарная мастерская, типография. Местонахождение вывезенных из церкви икон и утвари неизвестно.

В 1941 году в здание храма попала авиабомба, повредившая купол, в стене появилась трещина.

В 1960-х годах была произведена частичная реставрация церкви-памятника архитектуры.

С 1973 года памятник-храм использовался Московским производственным объединением «Упаковка» и оно постоянно сотрясалось от работающих типографских машин.

В 1987 году произошел пожар, сильно уничтоживший внутренние интерьеры. Частично утрачена живопись на фасадах, существовавшая ещё в 1950-е годы.

После почти 70-летнего забвения храм был передан с большими трудностями Русской Православной Церкви в 1992 г. Постановлением правительства Москвы за № 622 от 11.08.1992 г.

Однако храм не был доконца освобожден арендателями. Необходимо было освободить помещение от шести туалетов, подсобных помещений наверху, от двух железобетонных перекрытий, изуродовавших интерьер ротонды, расчистить стены с утраченной росписью от следов пожара 1987 года, возникшем по вине картонажной фабрики "Упаковка" - от всякого рода мусора.

Первый водосвятный молебен в приделе пророка Боговидца Моисея был совершен в праздник Святого Крещения 19 января 1993 года. В первую Божественную Литургию 13 февраля придел Пророка Боговидца Моисея был освящен малым иерейским чином Протоиереем Василием Головановым, направленным в качестве настоятеля на служение и восстановление храма в конце 1992 года Указом Святейшего Патриарха Алексия II.

Святынями Храма являются: Крест-мощевик с частицами мощей Свт. Николая Чудотворца, прп. Сергия Радонежского, прав. Симеона Богоприимца и других угодников Божиих; имеются частицы: Гроба Господня, Животворящего Креста Господня, Гроба Богоматери; иконы – Богоматери «Нечаянная радость» и «Державная», Св. Пророка Боговидца Моисея.

В ноябре 1998 года хранителем Олегом Ивановичем Бельченко в церковь был передан Образ Св. Царя Мученика Страстотерпца Николая II.

Настоятель храма, приняв икону благоверного Царя Мученика, прочитал Акафисты Божией Матери Державной и Государю Св. Царю Страстотерпцу.

Икона Государя обильно мироточила, храм наполнился благоуханием.

Протоиерей Василий Голованов был уверен, что мироточивый образ Царя оказался в храме Вознесения на Гороховом поле не случайность, а событийность. Есть устные свидетельства очевидцев, что на второй этаж священнического дома, расположенного ранее среди других приходских построек правее храма, вела дубовая с широкими ступенями «Золотая царская лестница». По ней сам Государь Николай Александрович хаживал. Не мог Государь не посетить и существующую возле храма женскую богадельню. Неоднократно входил и в сам Храм (Вознесения Господня), где в иконостасе Никольского придела располагалась икона Фёдоровской Божией Матери, покровительница Дома Романовых.

Его Святейшеством Патриархом Московским и всея Руси Алексием II на рапорте настоятеля Храма о факте мироточения образа Государя Страстотерпца Николая II была начертана резолюция: «Мироточение святых икон мы рассматриваем как проявление милости Божией к нам в это трудное время, в котором мы живём»

Иконы и святыни храма



Храм Вознесения Господня на Гороховом поле

Рассказать друзьям