Тургенев собака главная мысль произведения. И. с. тургенев. стихотворения в прозе собака. какова тема? Возможно вам будет интересно

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Подведение итогов жизненного пути, размышление над вечными вопросами, тоскливое ожидание конца бытия, побеждаемое верой в вечную жизнь своего творчества, — подобная тональность пронизывает произведения, которым посвящен наш обхор-анализ. Стихотворение в прозе Тургенева (каждое из них) является воплощением житейской мудрости писателя, чей гений позволил передать буквально в нескольких строках то, что воплощено в десятках философских трактатов.

Пограничный жанр

Этот жанр, относящийся одновременно к прозе и поэзии, возник в романтическую эпоху как реакция на строгую эстетику классицизма. Каждое стихотворение в прозе Тургенева — «Нищий», «Русский язык», «Воробей» и др. — в какой-то степени опирается на произведения предшественников: Жюля Лефевра-Демье, Шарля Бодлера и многих других. Созданный романтиками жанр имел гораздо больше общего с лирической поэзией, нежели с прозой, за счет:

    лаконичности;

    ослабления повествовательного начала;

    богатой образности;

    лирического пафоса.

В то же время такие стихи не имели рифмы и даже ритмической организации, чем отличались от ближайших «родственников» по литературе — верлибра и

Сколько всего было «стихотворений в прозе» Тургенева?

К малой, можно сказать, миниатюрной прозе Тургенев обратился уже на склоне лет, после написания таких шедевров, как «Записки охотника» и «Отцы и дети». Этим объясняется своеобразный эпитет, которым наделил писатель свой цикл, — «Старческое». При жизни автора напечатали только 51 стихотворение в «Вестнике Европы» в 1882 году. Остальные 30 писатель подготовить не сумел, и вышли они только в 1930 году.

Одни и те же темы стихотворений в прозе Тургенева пронизывают весь цикл. Мотивы старости, любви, Родины, одиночества — перед нами раскрывается мир человека, предчувствующего близкую смерть. Это окрашивает прозаические стихи в трагические тона. Между тем чувства одиночества и разочарованности сопровождает иная эмоциональная палитра — любовь к Родине, русскому языку, в котором заключены традиции народа, его мировоззрение.

«Воробей»: любовь сильнее смерти

Начнем анализ. Стихотворение в прозе Тургенева «Воробей» заканчивается строками, которые стали афористическими: «Любовь сильнее смерти». Основанием для этого стала житейская ситуация: воробушек выпал из гнезда из-за сильного ветра. Пес охотника подбежал к птенцу, как бы почувствовав дичь. Однако через мгновенье другой воробей бросился на землю, чтобы защитить упавшего сородича.

Смелый поступок вызывает у рассказчика чувство благоговения. Для храброй птички собака могла показаться настоящим чудовищем, но некая сила заставляет ее покинуть безопасное укрытие и взглянуть в лицо опасности. Эту силу рассказчик называет любовью, на которой держится вся жизнь. Осознание этого приходит даже к Трезору — и случается чудо: собака, которая в несколько раз больше своей жертвы, отступает перед любовью...

Такие темы стихотворений в прозе Тургенева, как любовь, победа ее над смертью, звучали неоднократно. Здесь же подчеркивается, что этому светлому чувству покоряется вся природа, весь Универсум движется им.

«Собака»: одна и та же жизнь жмется друг к другу

Образ рока, гибели можно назвать сквозными для стихотворений Тургенева. Так, в одном из них смерть представляется отвратительным насекомым, которое пронзить своим жалом может любого. Эту тему будет развивать в дальнейшем Тургенев. «Собака» (стихотворение в прозе) в отличие от «Воробья» не имеет какого-либо четкого сюжета. Вернее, он сводится к размышлениям главного героя, сидящего в комнате вместе с собакой, спасаясь от неистовой бури.

В этом монологе потока сознания звучат трагические нотки: что человек, что бессловесное животное перед лицом вечности одинаковы. Рано или поздно налетит смерть и погасит навсегда огонек, зажженный кем-то. «Одна и та же жизнь жмется пугливо к другой» — так выражает страх перед неотвратимой гибелью Тургенев. «Собака», стихотворение в прозе, схожа с «Воробьем» утверждением неких законов, которые характерны для Вселенной, и человечеству их избежать нельзя. Однако в первом произведении таким законом является любовь, а во втором — смерть.

Человек, в отличие от собаки, способен к самосознанию. «Она сама себя не понимает», — говорит герой-рассказчик о товарище по несчастью. Но человеку, как высокоинтеллектуальному существу, известно о грядущей смерти. В этом состоит одновременно его проклятие и благословение. Наказанием являются подобные моменты разочарования и страха перед лицом надвигающейся гибели. Благословение — возможность, невзирая на неотвратимую кончину, отыскивать смысл жизни и менять ее русло в зависимости от результатов этого постоянного поиска.

Гимн русскому языку

Как показал анализ, стихотворение в прозе Тургенева «Русский язык» открывает еще одну тему цикла — патриотическую. В небольшом произведении (буквально нескольких строчках) автор вместил всю свою гордость за русский язык, впитавший черты великого народа, который оставался непоколебимым в дни любых испытаний. Вот почему так важно еще со школьной скамьи посещать каждый урок литературы. Тургенев стихотворения в прозе создает предельно эмоциональными, и в «Русском языке» этот пафос достигает апогея.

Обратим внимание на эпитеты. Автор называет русский язык великим, могучим, правдивым и свободным. Каждое из этих определений имеет глубокий смысл. Русский язык велик и могуч, потому что в нем заложены богатые ресурсы для выражения мысли. Правдив и свободен — потому что таким является его носитель, народ.

Речь — это явление, которое не дается откуда-то сверху, ее творят люди, считающие ее родной. Русский язык, многогранный и красивый, соответствует нашему народу, искреннему, могучему и свободолюбивому.

Вместо заключения

Как показал анализ, стихотворение в прозе Тургенева - каждое из рассмотренных нами - принадлежит к вершинным произведениям русской литературы. Несмотря на небольшой их объем, автор сумел раскрыть важные темы, которые и по сей день не перестают волновать человечество.

Литературный талант Ивана Сергеевича Тургенева очень разнообразен. За свою жизнь он испробовал себя в разных лирических, эпических и драматургических жанрах. Позднее творчество наполнено наибольшей назидательностью. Видно, что умудренный житейским опытом писатель стремился передать читателю частицу своей мудрости. Все, что созерцал Иван Тургенев, так или иначе отображено в его своеобразных лирических рассказах – стихотворениях в прозе. Каждое из них кроме интересного сюжета имеет глубокий философский подтекст. Важно также увидеть здесь те символы, которые так старательно вводит автор.

«Собака» - одно из ключевых стихотворений в прозе Ивана Тургенева. Здесь нет особого сюжета, это скорее просто размышления автора о смысле и скоротечности жизни.

Итак, какой образ видит читатель? В комнате находятся двое: человек и его собака. За окном разбушевалась сильная буря. Животное смотрит в глаза хозяина, будто пытается что-то сказать. Но собака не одарена способностью говорить или рационально осмысливать происходящее. А человек способен понять и себя, и собаку. Рассказчик уверен, что их переполняет сейчас одно и то же чувство – чувство страха и незащищенности перед стихией. Автор указывает, насколько похожи на самом деле такие разные существа, как люди и животные. И у хозяина и у собаки глаза грустные, ведь неизвестно, чем закончится эта буря для них. И сколько еще им радоваться жизни? В каждом живом существе горит невидимый огонек. И когда придет ему конец, какая разница, в ком именно он был? Жажда жизни и чувство страха отождествляет всех. И рассказчик считает в данный момент, что между ним и собакой стерты все различия. Они смотрят друг на друга одинаковыми глазами. Одна жизнь пугливо жмется к другой.

Немаловажным символом в произведении выступает «страшная», «неистовая» буря. Она сравнивается с бурной жизнью, «бурей» эмоций и надежд. Также под бурей может подразумеваться непредсказуемость жизни и незащищенность человека перед ней. Такая буря страшна, как для людей, так и для животных. Вот почему в глазах героев таится искренний испуг и надежда на защиту в другом существе.

Слова автора звучат в произведении очень лирично. Так может выглядеть классическое стихотворение – с его рифмой и мелодикой. Однако Ивану Тургеневу не нужна была рифма, чтобы затронуть самые важные струны души в человеке. Произведение выглядит пессимистичным, ведь оно напоминает нам о быстротечности жизни, но с другой стороны оно напоминает нам, что не нужно тратить бессмысленно драгоценные минуты. И тот, кто поймет смысл сказанного, тот обретет шанс еще многое успеть сделать.

Главный герой рассказа И.С.Тургенева «Собака» — отставной гусар, а ныне чиновник, Порфирий Капитоныч. Случилась в его жизни невероятная история, о которой он поведал как-то в кругу знакомых. История эта была связана со сверхъестественными событиями.

Когда начались эти невероятные события, герой рассказа проживал в своем поместье. Ни семьи, ни детей у него не было. Однажды ночью, в темноте, он услышал, как под его кроватью возится собака. Дело было в сельской местности, и Порфирий Капитоныч решил, что собака забежала еще днем со двора, да под кроватью и притаилась. Он позвал слугу, но тот никакой собаки под кроватью не нашел.

Стоило слуге выйти, как собака вновь себя проявила шумом и возней. Но стоило зажечь свечу, как животное необъяснимым образом исчезало. И не только сам хозяин поместья слышал собаку в темноте, но и его слуга и даже приглашенный гость.

По совету знакомого Порфирий Капитоныч уехал на время в город, где остановился на постоялом дворе. Но и там, в первую же ночь, у него под кроватью начала возиться невидимая собака. По совету хозяина постоялого двора герой рассказа отправился в город Белёв, к одному старцу. Когда тот выслушал эту невероятную историю, то сказал, что это предостережение и посоветовал герою рассказа завести собаку.

Порфирий Капитоныч купил в Белёве щенка, назвал его Трезором и привез к себе в поместье. После этого таинственная собака перестала себя проявлять. Когда щенок вырос, он везде неразлучно следовал за своим хозяином. И вот однажды, придя в гости к знакомой, Порфирий Капитоныч неожиданно был атакован бешеным псом. Только вмешательство Трезора спасло его от гибели. Тут-то и вспомнил он о совете старца и обо всей этой сверхъестественной истории.

Но события рассказа еще не были закончены. На следующую ночь было очень душно, и Порфирий Капитоныч ночевал на открытом воздухе. И надо же было такому случиться, что та бешеная собака прибежала на его двор. И снова верный пес защитил хозяина, но при этом и сам погиб. А бешеную собаку на следующий день застрелил солдат.

Таково краткое содержание рассказа.

Главный смысл рассказа «Собака» состоит в том, что человек, столкнувшись с непонятным явлением, должен сохранять благоразумие и здравомыслие, а не в коем случае не паниковать. В необъяснимых ситуациях надо оставаться человеком разумным и предпринять все возможные действия для разрешения проблемы, что и сделал главный герой. Рассказ И.С.Тургенева «Собака» учит нас внимательно относиться к предостережениям, которые исходят как от людей, так и от самой Природы.

В рассказе мне понравился главный герой, Порфирий Капитоныч, который сумел найти того, кто объяснил ему причину сверхъестественного явления, и также сумел правильно воспользоваться предостережением, данным ему свыше.

Какие пословицы подходят к рассказу «Собака»?

Предчувствовать – больше, чем знать.
Добрый совет дороже денег.
Собака – первый друг человека.

В своем творчестве И. С. Тургенев обращался к самым разным жанрам эпоса, лирики и драматургии. «Стихотворения в прозе» — одни из ярчайших творений Тургенева.

Великий писатель создал их в финале »своего жизненного и творческого пути, воплотив всю ту мудрость и опыт, которые были им накоплены.

Стихотворения в прозе — уникальный жанр, в котором органично соединились эпос и лирика. В каждом произведении сборника мысли и чувства автора звучат открыто и искренне, поэтому прозаические, на первый взгляд, произведения и названы Тургеневым стихотворениями.

Стихотворение «Собака» занимает важное место в сборнике. В нем Тургенев размышляет о жизни и смерти, о смысле человеческого существования, о его быстротечности, об общности человека со всем живым вокруг него, о тождественности мироощущения живых существ.

Разыгравшаяся за окном буря символизирует в стихотворении бурю самой жизни, ее стихийность, непредсказуемость, беззащитность перед ней всего живого. Эта буря страшная, неистовая. Смотрят друг на друга человек и собака, и в глазах у них светится один и тот же трепетный огонек, мысль о том, что «смерть налетит,... махнет. своим холодным широким крылом. И конец!» А ведь столько прожито, столько всего в душе и в памяти, и все это уйдет в никуда совершенно бесследно. Мысль эта «жмется пугливо к другой». Страшно сознавать, что всем нашим исканиям, стремлениям, надеждам вдруг придет конец, и «кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек». В этой беззащитности человек ничем не отличается ни от собаки, ни от других живых существ, потому что все живое неразрывно связано.

Мысли и чувства автора в этом стихотворении, как и в других произведениях сборника, переданы эмоционально и ярко. Тургенев не использует разбивку стихотворения на строки, не использует рифмы, но любому, кто прочитает это произведение, уже с первых слов становится ясно, что перед ним самая настоящая лирика.

Литературовед Л. П. Гроссман в своей статье «Последняя поэма Тургенева», посвященной «Стихотворениям в прозе», писал: «Это строго согласованное, сжатое тисками трудной, искусной и совершенной формы, отшлифованное и законченное создание представляет в своем целом поэму о пройденном жизненном пути. »

Рассказать друзьям