Дворцовые перевороты в россии. Павел I и последний дворцовый переворот В каком году произошел последний дворцовый переворот

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Последний дворцовый переворот в истории России

Васина Анна Юрьевна Урок «Последний дворцовый переворот в истории России»


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема «Последний дворцовый переворот в истории России»


ФИО (полностью)

Васина Анна Юрьевна

Место работы

ГБОУ СОШ с.Екатериновка м.р.Приволжский Самарской области

Должность

учитель

Предмет

История

Класс

8

Тема и номер урока в теме

Урок № 2 Последний дворцовый переворот в истории России

Базовый учебник

Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России, XIX век: учеб. для 8 класса общеобразовательных учреждений/А.А.Данилов, Л.Г.Косулина - М.: «Просвещение», 2011г.

Ход урока

Учитель: Наш урок посвящен последнему дворцовому перевороту в России. Для того, чтобы разобраться в обстоятельствах данного дела, вспомните: что такое дворцовые перевороты; почему в XVIII веке увеличилось число претендентов на российский престол?

(Ученики отвечают на вопросы).

Учитель: Давайте обратимся к рабочему листу урока и выполним задания, направленные на развитие памяти.

(Задания прилагаются).

Учитель: В начале XIX века в России произошел последний дворцовый переворот. С тем, что же именно произошло в ночь с 11 на 12 марта 1801 г., вы уже ознакомились, прослушав аудиокассеты (аудиокассеты с записью учебного материала, подготовленного учителем, раздаются в количестве 3–5 штук на класс за 5–7 дней до изучения данной темы). Расскажите мне об этом.

(Рассказ ученика).

Учитель: Нам предстоит выяснить:


  1. Причины преступления.

  2. Состав участников.

  3. Последствия этого переворота для развития России.
(Запись на доске).

Как вы думаете, почему заговорщики пошли на это преступление?

Почему политика, которую проводил Павел I, вызывала недовольство? Ведь Павел I пробыл на российском престоле всего 4 года 4 месяца 4 дня. За такой небольшой отрезок времени он издал 2179 указов. Почему его старания не были оценены?

Учитель: Сейчас вам придется поработать экспертами. К нам в школу пришел конверт, в котором лежит весьма любопытный документ.

Задание: Прочитайте его и подумайте, мог ли Павел I составить этот документ?

Кто, по вашему мнению, является автором этого документа?

Ученики: Павел I не мог написать этот документ, так как его политика была направлена против дворян. Этот документ составила Екатерина II, так как она заботилась о привилегиях дворянства.

Учитель: Засвидетельствуйте, какие указы Павла I были направлены против дворянства.

(Проверяется домашняя работа).

Что можно сказать о внешней политике, проводимой Павлом I?

(Рассказ ученика).

Учитель: Деспотизм Павла I, недовольство дворян внутренней и внешней политикой, проводимой императором, привели к дворцовому перевороту. Теперь мы готовы ответить на первые два вопроса памятки:


  1. Причины (недовольство дворянами внутренней и внешней политикой, проводимой императором).

  2. Состав заговорщиков (дворяне).
(Записи ведутся в тетради).

Учитель: Мы выяснили причины заговора, состав заговорщиков, но в тени осталось ещё одно лицо, причастное к убийству. Кто же это?

Ученики: Александр, сын Павла I.

Учитель: Почему Александр оказался в стане заговорщиков? Возможно, нам поможет частично в этом разобраться письмо Александра.

ИЗ ПИСЬМА ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА (1797 г.)

“Мой отец, вступив на престол, захотел все реформировать … Все сразу же перевернуто с ног на голову. Это только увеличило беспорядок и без того в слишком сильной степени в делах… Моё несчастное отечество находится в положении, неподдающемся описанию. Хлебопашец обижен, торговля стеснена, свобода и личное благосостояние уничтожены”.

Вопросы к документу:

Как оценивал правление Павла I его сын Александр?

Доверял ли Павел Александру?

Учитель: Павел и Александр не доверяли друг другу. Во многом причины недоверия кроются в отношении к ним обоим Екатерины II.

Видео (5 минут) Павел I

Вопросы после просмотра фильма:

Учитель: Как Екатерина II относилась к Александру?

Как относилась к Павлу?

(Ученики отвечают на поставленные вопросы).

Учитель: Я предлагаю решить логическую задачку. Перед вами три фигуры: Екатерина II, Павел I, Александр I. Они расставлены в хронологическом порядке (на учебном столе самодельные фигурки).

Задание: Расставьте в логическом порядке эти фигурки.

Ученики: Екатерина II, Александр I, Павел I.

(Объясняют, почему они расставили фигурки именно так).

Учитель: С какими цветами ассоциируется у вас правление Екатерины II, Павла I, Александра I?

Впрочем, начнем по порядку.

Учитель: Екатерина II?

Ученик: красный цвет (т.к. Екатерина II сама была яркой, умной, одаренной, незаурядной, сильной личностью, и во время её правления Россия стала могущественной державой. Екатерина заставила Европу считаться с мнением России, а самих русских – гордится своей вновь завоеванной славой и уважать самих себя).

Учитель берет кисть, красную краску и рисует на листе бумаги под надписью “Екатерина II” красный овал.

Учитель : Павел I?

Ученик: ???

Учитель: Нам поможет в этом разобраться великий русский историк В. О. Ключевский.

Вот как он характеризовал правление Павла I:

“Правление этого императора отличалось крайней противоречивостью. С одной стороны облегчение крестьян, с другой ограничение дворянских прав и привилегий, доходивших до открытых репрессивных мер. На фоне непредсказуемости, вспыльчивости и подозрительности самого императора”.

То есть Павел I изменчив как море: то штиль, то шторм.

Какой цвет возникает перед вами?

Ученики: Оттенки синего цвета.

Учитель: Совершенно верно. Так меняется цвет небосклона от лазурного солнечным утром, до свинцово – синего перед бурей.

Учитель берет кисть, синюю краску, и рисует на листе бумаги под надписью “Павел I” синий овал.

Учитель: С развитием России в эпоху правления Александра мы познакомимся подробно на следующих уроках. Но давайте предположим, какой будет политика Александра I, исходя из условий становления его личности?

Ученик: Александр – любимый внук Екатерины II. Возможно, он будет продолжать ее политику, но он сын Павла I, значит, он совместит красный и синий цвет, и это приведет к рождению нового цвета.

Учитель: Давайте проверим и посмотрим, что получится.

Учитель берет кисть, и на листе бумаги, под надписью “Александр I” смешивает красный и синий цвета:

В результате появляется овал фиолетового цвета.

Учитель: Фиолетовый цвет – цвет неоднозначный.

Какие черты характера могли сформироваться в таком человеке?

Ученики: Стремление к переменам, но в то же время двуличие, лицемерие, лукавство, которые не давали ему довести до конца ни одно из начатых им дел.

Учитель: Приведите, пожалуйста, высказывание современников об Александре I.

(Ученики зачитывают домашние заготовки).

Высказывания об Александре I


  1. “В политике Александр тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, фальшив, как пена морская”. (Шведский дипломат Лагербильке).

  2. “Республиканец на словах и самодержавец на деле” (Тургенев А.И.).

  3. “Он все делает наполовину” (Сперанский М.М.).

  4. “Император любил внешнюю форму свободы, как можно любить представление…, но кроме форм внешности, он ничего не хотел, и ничуть не был расположен, терпеть, чтобы они обратились в действительность” (Чарторыйский А.).

  5. “Коронованный Гамлет, которого всю жизнь преследовала тень убитого отца” (Герцен А.И.) и т.д.
Учитель: Но вернемся к событиям в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. Известно, что во время покушения, тело Павла было сильно изуродовано. Для сокрытия следов преступления решено было загримировать труп Павла. В Михайловском замке с ним наскоро простился народ. Так ушел в историю Павел I, который правил нашей страной 4 года 4 месяца 4 дня. Эпоха Павла I завершилась последним в России дворцовым переворотом.

Наступило время подвести итоги. Обратимся к памятке:

Какие последствия имел для России последний дворцовый переворот?

Ученики делают вывод и записывают в тетрадь:

“В результате дворцового переворота на престол взошел Александр I. Наверное, политика Александра будет носить дворянский характер, но Александру не обойтись и без реформ, так как в социально-экономическом развитии Россия отставала от стран Европы, а Александр воспитывался Екатериной II и был просвещенным монархом”.

Литература


  1. Валькова В.Г. Валькова О.А. Правители России. – М.: Рольф, 1999.

  2. Важенин А.Г. Конспекты уроков по истории России 19 века: 8 класс: Методическое пособие. – М.: Изд. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.

  3. Энциклопедия для детей. Т – 5. История России. От дворцовых переворотов до эпохи великих реформ. М., 1997.

  4. Данилов А. А., Косулина Л.Г. Учебное пособие. М., изд. “Центр гуманитарного образования”, 1998.
Рисунки и развивающие задания прилагаются

Уровень А

Тема:

Расположите в хронологической последовательности правителей России, которые пришли к власти в результате дворцовых переворотов:

Екатерина I

Екатерина II

Елизавета Петровна

Поставь себе оценку:


  1. Если ты не допустил ошибок, поставь себе “4”

  2. Если ты допустил одну ошибку, поставь себе “3”

  3. Если ты допустил более одной ошибки, поставь себе “2”
Оценка:

Уровень В

Тема: “Дворцовые перевороты в России”

Задание:

Соотнесите имена правителей с датами:


  • Петр II

А 1730–1740

  • Анна Ивановна

Б 1727–1730

  • Екатерина I

В 1725–1727

  • Екатерина II

Г 1761–1762

  • Петр III

Д 1762–1796

  • Елизавета Петровна

Е 1741–1761

Поставь себе оценку:




Оценка:

Уровень С

Тема: “Дворцовые перевороты в России”

Задание:

В клетках слева напиши имя правителя, правившего в данный период времени:


1730–1740 гг.

1727–1730 гг.

1725–1727 гг.

1761–1762 гг.

1762–1796 гг.

1741–1761 гг.

Поставь себе оценку:

  1. Если ты не допустил ошибок, поставь себе “5”

  2. Если ты допустил одну ошибку, поставь себе “4”

  3. Если ты допустил две ошибки, поставь себе “3”

  4. Если ты допустил более двух ошибок, поставь себе “2”
Оценка:

Последний дворцовый переворот в России

Материал может быть использован при подготовке урока по теме
«Эпоха дворцовых переворотов».
7-й класс.

В последние годы многие учителя стараются чаще использовать в своей работе нетрадиционные приемы обучения при проведении уроков. Опыт работы показывает, что проведение урока в форме лекции не дает длительного эффекта запоминания и большинство учащихся уже через некоторое время забывают до 80% изученного материала. Поэтому я, как учитель, вынуждена постоянно придумывать что-то новое, чтобы добиться максимального эффекта усвоения и запоминания материала. Говорят, что хороший урок – это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий. О некоторых таких разработках, использованных мною, я хочу рассказать на примере этого урока.

Родословное древо дома Романовых
от Петра I до Александра I

Учитель. Наш урок посвящен последнему дворцовому перевороту в России. Для того чтобы разобраться в обстоятельствах данного дела, вспомните: что такое дворцовые перевороты; почему в XVIII в. увеличилось число претендентов на российский престол?

Ученики отвечают на вопросы.

Учитель. Давайте обратимся к рабочему листу урока и выполним задания, направленные на развитие памяти.

Учитель. В начале XIX в. в России произошел последний дворцовый переворот. С тем, что именно произошло в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. вы уже ознакомились, прослушав аудиокассеты (аудиокассеты с записью учебного материала, подготовленного учителем, раздаются в количестве 3-5 штук на класс за 5-7 дней до изучения данной темы). Расскажите мне об этом.

Екатерина II
Александр I

Литография. 1825 г.

Учитель. Нам предстоит выяснить:

Причины преступления.
Состав участников.
Последствия этого переворота для развития России.

Запись на доске.

Как вы думаете, почему заговорщики пошли на это преступление?
Почему политика, которую проводил Павел I, вызывала недовольство? Ведь Павел I пробыл на российском престоле всего 4 года 4 месяца 4 дня. За такой небольшой отрезок времени он издал 2179 указов. Почему его старания не были оценены?

Учитель. Сейчас вам придется поработать экспертами. К нам в школу пришел конверт, в котором лежит весьма любопытный документ.

Задание

Жалованная грамота дворянству

«А. О личных преимуществах дворян.
Не токмо империи полезно, но и справедливо есть, чтоб благородного дворянства почтительное состояние сохранялось и утверждалось непоколебимо и ненарушимо…
12. Да не судится благородный окромя своими равными.
13. Телесное наказание да не коснется до благородного…
17. Подтверждаем на вечные времена в потомственные роды российскому благородному дворянству вольность и свободу…
Б. О собрании дворян.
39. Собранию дворянства в наместничестве дозволяется избирать губернского предводителя дворянства той губернии…»

Ученики. Павел I не мог написать этот документ, так как его политика была направлена против дворян. Этот документ составила Екатерина II, так как она заботилась о привилегиях дворянства.
Учитель. Засвидетельствуйте, какие указы Павла I были направлены против дворянства.

Проверяется домашняя работа.

Что можно сказать о внешней политике, проводимой Павлом I?

Учитель. Деспотизм Павла I, недовольство дворян внутренней и внешней политикой, проводимой императором, привели к дворцовому перевороту. Теперь мы готовы ответить на первые два вопроса памятки:
Причины: недовольство дворян внутренней и внешней политикой, проводимой императором.
Состав заговорщиков - дворяне.

Записи ведутся в тетради.

Учитель. Мы выяснили причины заговора, состав заговорщиков, но в тени осталось еще одно лицо, причастное к убийству. Кто же это?
Ученики. Александр, сын Павла I.

Учитель. Почему Александр оказался в стане заговорщиков? Возможно, нам поможет частично в этом разобраться письмо Александра.

Из письма великого князя Александря Павловича (1797)

«Мой отец, вступив на престол, захотел все реформировать… Все сразу же перевернуто с ног на голову. Это только увеличило беспорядок и без того в слишком сильной степени в делах… Мое несчастное отечество находится в положении, не поддающемся описанию. Хлебопашец обижен, торговля стеснена, свобода и личное благосостояние уничтожены».

Вопросы к документу

Как оценивал правление Павла I его сын Александр?
Доверял ли Павел Александру?

Учитель. Павел и Александр не доверяли друг другу. Во многом причины недоверия кроются в отношении к ним Екатерины II.

Просмотр видеофильма «Павел I». 5 минут.

Вопросы к фильму

Как Екатерина II относилась к Александру?
Как относилась к Павлу?

Ученики отвечают на поставленные вопросы.

Учитель. Я предлагаю решить логическую задачу. Перед вами три фигуры: Екатерина II, Павел I, Александр I. Они расставлены в хронологическом порядке (на учебном столе самодельные фигурки).

Задание

Расставить в логическом порядке эти фигурки.

Ученики. Екатерина II, Александр I, Павел I. (Объясняют, почему они расставили фигурки именно так.)
Учитель. С какими цветами ассоциируется у вас правление Екатерины II, Павла I, Александра I?
Начнем по порядку: Екатерина II?
Ученик. Красный цвет, так как Екатерина II сама была яркой, умной, одаренной, незаурядной, сильной личностью и во время ее правления Россия стала могущественной державой. Екатерина заставила Европу считаться с мнением России, а самих русских - гордиться своей вновь завоеванной славой и уважать самих себя.

Учитель берет кисть, красную краску и рисует на листе бумаги под надписью «Екатерина II» красный овал.

Учитель. Павел I?
Ученики. .
Учитель. Нам поможет в этом разобраться великий русский историк В.О. Ключевский.
Вот как он характеризовал правление Павла I:

«Правление этого императора отличалось крайней противоречивостью. С одной стороны - облегчение крестьян, с другой - ограничение дворянских прав и привилегий, доходивших до открытых репрессивных мер. На фоне непредсказуемости, вспыльчивости и подозрительности самого императора».

То есть Павел I изменчив, как море: то штиль, то шторм.
Какой цвет возникает перед вами?

Павел I

С.С. Щукин. 1797 г.

Ученики. Оттенки синего цвета.
Учитель. Совершенно верно. Так меняется цвет небосклона от лазурного солнечным утром, до свинцово-синего перед бурей.

Учитель берет кисть, синюю краску и рисует на листе бумаги
под надписью «Павел I» синий овал.

Учитель. С развитием России в эпоху правления Александра I мы познакомимся подробно на следующих уроках. Но давайте предположим, какой будет политика Александра I, исходя из условий становления его личности?
Ученики. Александр - любимый внук Екатерины II. Возможно, он будет продолжать ее политику, но он сын Павла I, значит, он совместит красный и синий цвет, и это приведет к рождению нового цвета.
Учитель. Давайте проверим и посмотрим, что получится.

Учитель берет кисть, и на листе бумаги под надписью «Александр I»
мешивает красный и синий цвета.
В результате появляется овал фиолетового цвета.

Учитель. Фиолетовый цвет - цвет неоднозначный.
Какие черты характера могли сформироваться в таком человеке?
Ученики. Стремление к переменам, но в то же время двуличие, лицемерие, лукавство, которые не давали ему довести до конца ни одно из начатых им дел.
Учитель. Приведите, пожалуйста, высказывание современников об Александре I.

Ученики зачитывают домашние заготовки.

Парад гвардии в царствование Павла I
на плацу Гатчинского дворца.

Высказывания об Александре I

«В политике Александр тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, фальшив, как пена морская». (Шведский дипломат Лагербильке)
«Республиканец на словах и самодержавец на деле». (А.И. Тургенев)
«Он все делает наполовину». (М.М. Сперанский)
«Император любил внешнюю форму свободы, как можно любить представление… но кроме форм внешности, он ничего не хотел и ничуть не был расположен терпеть, чтобы они обратились в действительность». (А. Чарторыйский)
«Коронованный Гамлет, которого всю жизнь преследовала тень убитого отца». (А.И. Герцен)

Учитель. Но вернемся к событиям в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. Известно, что во время покушения тело Павла было сильно изуродовано. Для сокрытия следов преступления решено было загримировать труп Павла. В Михайловском замке с ним наскоро простился народ. Так ушел в историю Павел I, который правил нашей страной 4 года 4 месяца 4 дня. Эпоха Павла I завершилась последним в России дворцовым переворотом.
Наступило время подвести итоги. Обратимся к памятке:
Какие последствия имел для России последний дворцовый переворот?

Ученики делают вывод и записывают в тетрадь:

Екатерина II, Павел I и
Александр I в медальоне

С гравюры Больдта

«В результате дворцового переворота на престол взошел Александр I. Наверное, политика Александра будет носить дворянский характер, но Александру не обойтись и без реформ, так как в социально-экономическом развитии Россия отставала от стран Европы, а Александр воспитывался Екатериной II и был просвещенным монархом».

Рисунки и развивающие задания по теме
«Дворцовые перевороты в России»

Уровень А

Задание
Расположите в хронологической последовательности правителей России, которые пришли к власти в результате дворцовых переворотов:

Петр II
Екатерина I
Екатерина II
Елизавета Петровна

Поставь себе оценку
Если ты не допустил ошибок, поставь себе «4».
Если ты допустил одну ошибку, поставь себе «3».
Если ты допустил более одной ошибки, поставь себе «2».
Оценка:

Уровень В

Задание
Соотнесите имена правителей с датами:

Петр II
А. 1730-1740

Анна Иоанновна
Б. 1727-1730

Екатерина I
В. 1725-1727

Екатерина II
Г. 1761-1762

Петр III
Д. 1762-1796

Елизавета Петровна
Е. 1741-1761

Поставь себе оценку


Оценка:

Уровень С

Задание
Cлева напиши имя царя или царицы, правивших в данный период времени:

1730-1740 гг.
_____________ 1727-1730 гг.
_____________ 1725-1727 гг.
_____________ 1761-1762 гг.
_____________ 1762-1796 гг.
_____________ 1741-1761 гг.

Поставь себе оценку
Если ты не допустил ошибок, поставь себе «5».
Если ты допустил одну ошибку, поставь себе «4».
Если ты допустил две ошибки, поставь себе «3».
Если ты допустил более двух ошибок, поставь себе «2».
Оценка:

ЛИТЕРАТУРА

1. Валькова В.Г. Валькова О.А. Правители России. М. Рольф, 1999.
2. Важенин А.Г. Конспекты уроков по истории России XIX века. 8 класс: Методическое пособие. М. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
3. Энциклопедия для детей. Т 5. История России. От дворцовых переворотов до эпохи великих реформ. М. 1997.
4. Данилов А.А. Косулина Л.Г. Учебное пособие. М. Центр гуманитарного образования, 1998.

Ирина СИНАЙСКАЯ ,
учитель истории,
НОУ «Ломоносовская школа»,
Москва

1. Период дворцовых переворотов.

Отсутствие легитимного наследника Петра I и масштабность его преобразований, в ходе которых были разрушены многие традиционные устои, породили длительный период политической нестабильности и дворцовых переворотов. Еще в 1722 г. Петр I издал указ, по которому сам царь должен был определять себе наследника, но умер, так и не успев его назвать.

В 1725 г. после смерти Петра I состоялся первый дворцовый переворот, в результате которого на трон была возведена его вторая жена Екатерина I. При императрице был создан Верховный тайный совет, обладавший высшими законодательными правами, а реальная власть сосредоточилась в руках князя Меншикова А.Д.

В 1727 г. после ее смерти императором стал внук Петра I – Петр II. Через несколько месяцев произошел второй дворцовый переворот: группировка князей Долгоруких добилась от Петра II отстранения от власти и ссылки Меншикова А.Д.

В 1730 г. на русский престол была приглашена племянница Петра I Анна Ивановна. Попытка членов Верховного тайного совета ограничить ее самодержавную власть окончилась неудачей, и Верховный тайный совет был упразднен. Главную роль в управлении государством стал играть Кабинет министров и фаворит императрицы Бирон. Время правления Анны Ивановны вошло в историю под названием "бироновщина" и традиционно считалось мрачным периодом террора и засилья иностранцев, подавлявших русских. Однако, несмотря на определенные противоречия на национальной почве, именно в эти годы вышли постановления о недопущении особых привилегий для иностранцев, а русские офицеры стали получать столько же, сколько и иностранные, получавшие при Петре I в 2 раза больше русских.

После ее смерти в 1740 г. наследником трона стал малолетний Иван Антонович, а регентом при нем – Бирон. В ноябре 1740 г. состоялся третий дворцовый переворот: гвардия низложила Бирона и провозгласила правительницей мать Ивана Антоновича – Анну Леопольдовну.

В 1741 г. в результате четвертого дворцового переворота императрицей становится дочь Петра I – Елизавета Петровна.

Елизавета Петровна взошла на престол при помощи гвардейцев 25 ноября 1741 г., провозгласив лозунг: "Восстановить попранные иностранцами начала Петра I". Она упразднила Кабинет министров, восстановила роль Сената как высшего государственного органа, однако в целом ее правление не стало "вторым изданием" петровской политики. Не уделяя много времени государственным делам, она предпочитала разного рода пышные развлечения. Правление Елизаветы ознаменовалось расцветом фаворитизма. Большую роль в формировании политики государства играли братья Разумовские и граф Шувалов И.И. Политика Елизаветы отличалась осторожностью и даже некоторой мягкостью. Она отменила смертную казнь, был несколько снижен податной гнет. Вместе с тем ужесточилась религиозная политика: например, был принят указ о перестройке лютеранских храмов в православные.

После смерти Елизаветы в 1761 г. на российский престол вступил ее племянник, сын герцога Голштинского и внук Петра I – Петр III (1761–1762). Его кумиром стал прусский король Фридрих II, и он пытался опереться на голштинскую гвардию, что грозило новой бироновщиной. Поэтому, несмотря на то что именно при нем Манифестом о вольности дворянской была отменена обязательность службы дворян, его дни были сочтены. В июне 1762 г. гвардия осуществила последний в XVIII в. дворцовый переворот, в результате которого императрицей стала жена Петра III – немецкая принцесса Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская, известная как Екатерина II.

^ 2. Политика просвещённого абсолютизма Екатерины II

В 1762 г. российской императрицей стала Екатерина II (Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская), честолюбивая принцесса из мелкого германского княжества, свергнувшая с престола своего мужа Петра III. Период ее правления вошел в историю под названием "просвещенного абсолютизма". Политика "просвещенного абсолютизма" была явлением общеевропейским. Его теоретики революционно-демократическим преобразованиям противопоставляли мирный путь устранения отживших феодальных институтов. Монархи приглашали на службу идеологов просвещения, находились с ними в переписке, сами упражнялись в сочинении политических трактатов. Политика "просвещенного абсолютизма" Екатерины II предполагала присутствие мудреца на троне, покровителя государства, наук и культуры. Екатерина была не только властолюбивой, но, и талантливой и образованной правительницей. Императрица переписывалась с Вольтером, Дидро и другими деятелями французского Просвещения, читала сочинения передовых западных юристов. Смягчение внутренней политики в начале ее правления выразилось в расширении свобод для дворянства, купечества, предпринимательской деятельности и печати. Некоторые печатные издания осмеливались даже критиковать императрицу.

Стремясь укрепить свое положение на троне и затушевать неблагоприятное впечатление от недавнего переворота, Екатерина II решила созвать представительный орган для замены устаревшего Уложения 1649 г. новым сводом законов. В декабре 1766 г. был издан манифест о созыве Уложенной комиссии и указы о порядке выборов. Сама императрица написала Наказ, которым должна была руководствоваться Комиссия, которая в числе прочих должна была рассмотреть и вопрос о крепостном праве. Однако деятельность ее оказалась безрезультатной. Некоторые депутаты высказывались за ограничение крепостного права, но такие предложения были отвергнуты.

Хотя в своих мечтах Екатерина II и поднялась до идей просветителей, по существу она оставалась самодержавной императрицей крепостнической страны. Крепостное право – феодальный институт, больше всего тормозивший развитие страны, – отменено не было. Более того, в период правления Екатерины II были приняты законы, направленные на усиление крепостного права: один запрещал под страхом кнута и Сибири жаловаться крестьянам на своих господ (1762), другой предоставил помещикам право ссылать крестьян на каторгу (1765).

Как бы в ответ на отказ от отмены или смягчения крепостного права Россию в 1773–1775 гг. потрясло мощное крестьянское восстание под предводительством Пугачева Е.И. Началось оно с выступления казаков, недовольных урезанием их привилегий. Основную массу повстанцев составляли помещичьи крестьяне, боровшиеся против усиления крепостного гнета. Движение охватило Урал, Среднее и Нижнее Поволжье и с трудом было подавлено правительственными войсками.

Крестьянская война 1773–1775 гг. показала слабость местного управления, и после нее усилилась характерная для политики абсолютизма централизация. В 1775 г. было издано "Учреждение для управления губерний" и осуществлена реформа местного управления. До сих пор Россия делилась на губернии, провинции и дистрикты (уезды). Теперь сохранились только губернии и уезды. Число губерний возросло с 23 до 50, каждую из которых возглавлял губернатор, назначаемый императором и подчиненный непосредственно императору. Губернские учреждения впервые были основаны на разделении административных, судебных и финансовых функций. При губернаторе существовало губернское правление, надзиравшее за деятельностью всех губернских учреждений и должностных лиц.

Финансами и хозяйством занималась Казенная палата. Школами, больницами, богадельнями, тюрьмами и т.п. ведал Приказ общественного призрения, в котором заседали выборные представители сословий.

В уезде вся исполнительная власть фактически передавалась сословной организации дворянства – уездному дворянскому собранию. Исполнительным органом власти в уезде был нижний земский суд во главе с избираемым местным дворянством капитан-исправником. В уездных городах власть принадлежала назначаемому правительством городничему.

Полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия – свой суд. Все сословные суды были выборными. Более высокой судебной инстанцией являлись созданные в губерниях судебные палаты – гражданская и уголовная, члены которых не избирались, а назначались. Высшим судебным органом был Сенат.

Реформа значительно укрепила губернский и уездный аппарат управления (следовательно, и надзор за населением), а также господство в нем дворянского сословия.

Важно отметить введение реформой выборного начала, практически забытого в России со времен земских соборов, и попытку внедрить разделение властей, которое, однако, всесильное российское чиновничество никогда не соблюдало.

Программными документами Екатерины II стали Жалованная грамота дворянству и Грамота городам, изданные в 1785 г. Первая свела воедино, подтвердила и несколько дополнила дворянские привилегии. Она закрепила права дворянства на свободу от подушной подати, телесных наказаний, конфискации имений за уголовные преступления, подтвердила свободу дворян от обязательной службы, предоставила им право торговли и устройства заводов. В грамоте провозглашалось, что дворяне имеют исключительное право владеть населенными имениями, то есть землей и крестьянами.

Она распространила на губернию создание сословных дворянских собраний, обеспечив их значительное влияние на губернские органы власти, управления и суда.

Грамота городам разделила горожан на шесть разрядов в зависимости от имущественного положения и несколько расширила права верхушки городского населения – "именитых горожан" и гильдейского купечества. Все шесть разрядов составляли "градское общество". Грамота декларировала создание и регулировала деятельность общесословных органов городского самоуправления: собраний градского общества, общей градской думы, шестигласной думы и городового магистрата.

Екатерина II подготовила и проект Жалованной грамоты государственным крестьянам, который, однако, не был опубликован из-за опасения дворянского недовольства.

Французская революция произвела на Екатерину II глубокое впечатление. После казни Людовика XVI русскому двору был предписан шестинедельный траур. В 1793 г. начинается сожжение французских книг, запрещено издание четвертого и последующих томов собрания сочинений Вольтера. Значительно ужесточилась политика Екатерины II и по отношению к отечественным вольнодумцам, в частности А. Н. Радищев за книгу «Путешествие из Петербурга в Москву» был сослан в Сибирь, а известный журналист и издатель Н. И. Новиков без суда по личному распоряжению императрицы был заточён в Шлиссельбургскую крепость.

Шокировал 1793 год не только русскую императрицу. Он разрушил веру в человеческий разум, уничтожил веру прогрессистов в "мягкий переворот". Насилие, теперь уже революционное, торжествовало над мыслью и законом.

В целом Екатерине II удалось сделать очень много – наверное, максимум возможного в тех условиях. И все же реформы остались незавершенными. Непреодолимым препятствием явилось крепостное право, уничтожить которое Екатерина II была не в силах. Лишенная поддержки свободных сословий, она не пошла на существенные социально-экономические и политические преобразования.

^ 3. Социально-экономическое развитие России в 18 в.

Импульс петровских преобразований оказался настолько силен, что страна в основном продолжала развиваться по тому пути, на который ее направил царь-реформатор. Ускорились темпы роста промышленности: к середине века в России насчитывалось уже около 600 мануфактур против 96 при Петре I. Особенно быстро развивалась металлургия. В 1750 г. 42 доменные печи дали 2 млн. пудов чугуна. Легкая промышленность с 30-х годов в основном удовлетворяла внутренний спрос.

Расширялся торговый обмен, чему способствовала ликвидация в 1754 г. внутренних таможен – пережитка феодальной раздробленности. В экспорте возрастала роль промышленной продукции. Рост промышленности происходил главным образом за счет расширения принудительного труда из-за нехватки свободных рабочих рук, вызванной введением паспортной системы, усилением крепостного права и ростом мануфактур.

В то же время в середине XVIII в. в России складывается капиталистическая мануфактура. Основателями мануфактур выступают главным образом частные лица. В некоторых отраслях (преимущественно в легкой промышленности) начинает преобладать наемный труд.

В деревне становление капитализма проявляется в развитии товарно-денежных отношений, повышении значения денежного и понижении значения натурального оброка, бурном росте "отходничества" и крестьянских промыслов. Начинается процесс расслоения крестьянства. Получает некоторое распространение скупка и аренда земли зажиточными крестьянами у разорившихся односельчан.

Отличительной чертой социального развития России стало значительное расширение привилегий дворянства. В 1730 г. оно добилось отмены ограничений при передаче поместий по наследству, введенных указом о единонаследии. В 1736 г. срок государственной службы дворян был ограничен 25 годами. В ходе начатого в 1754 г. Генерального межевания государство заставляло лиц, не принадлежавших к дворянскому сословию, продавать свои земли, что существенно увеличило дворянское землевладение. Другой экономической мерой поддержки дворян было объявление винокурения исключительно дворянской монополией. 18 февраля 1762 г. Петр III подписал Манифест о вольности дворянской, освободивший последних от обязательной службы государству. Привилегии дворянства выражались и в усилении их власти над крепостными. В 1742 г. помещичьим крестьянам было запрещено по своей воле поступать на военную службу, а в 1760 г. помещики получили право ссылать крепостных в Сибирь с зачетом их за рекрутов.

В период правления Екатерины II углубляется процесс разложения феодально-крепостнической системы. Важнейшим проявлением этого процесса в сельском хозяйстве является подрыв феодальной собственности на землю. Сосредоточение крупных земельных владений в руках богатых купцов и крестьян встречается, хотя и не часто, в центральной полосе Европейской России. В 80-е годы в барщинных хозяйствах появляется новая форма эксплуатации – месячина. Крестьян, переведенных на месячину, помещик лишал земельных наделов и принуждал все время работать на барской пашне, выдавая им месячное содержание продуктами и одеждой. Это приводило к отрицанию феодальной организации производства, основанной на собственном крестьянском хозяйстве. Процесс разложения феодальных отношений в промышленности проявился в вовлечении в промышленное производство помимо купечества, с одной стороны, крестьян, а с другой – дворянства.

В своей экономической политике Екатерина II исходила из теории естественных прав, к которым она относила право частной собственности и неограниченную свободу конкуренции. Манифест 1775 г. разрешил "всем и каждому заводить всякого рода станы и производить на них возможные рукоделия".

Продолжается рост промышленности. К концу XVIII в. число мануфактур достигло 1200, выплавка чугуна возросла до 10 млн. пудов. На Урале за 30 лет (1760–1790) было сооружено 90 заводов. Важные результаты были достигнуты и в развитии легкой промышленности, особенно в ее ведущих отраслях – полотняном, суконном и шелковом производствах.

Усиление специализации различных районов страны, рост промышленного производства, отходничества вели к дальнейшему развитию торговли. Крупными центрами внутренней торговли являлись ярмарки: Макарьевская, Ирбитская, Оренбургская, Нежинская, Архангельская и некоторые другие.

Значительно увеличились обороты внешней торговли. Если в 1763–1765 гг. экспорт составлял 12 млн. руб., а импорт – 9,3 млн. руб., то в 1781–1785 гг. – соответственно 23,7 млн. руб. и 17,9 млн. руб.

Рос экспорт промышленных изделий: льняных тканей, парусного полотна и особенно железа. Россия становилась также крупным экспортером зерна (раньше хлеб почти не вывозился).

^ 4. Внешняя политика России в середине – 2 половине 18 в.

Во внешней политике России после Петра I приоритетной задачей русской дипломатии являлось предотвращение реванша Швеции, удержание всех своих владений и господствующего положения на Балтике. В 1741 г. Швеция объявила войну России. Целью шведского правительства было возвращение земель, уступленных России по Ништадтскому мирному договору. В первом же сражении у Вильманстранда русский отряд разгромил шведов. Летом 1742 г. русская армия под командованием фельдмаршала Ласи П.П. заняла Фридрихсгам, окружила шведское войско под Гельсингфорсом и принудила к капитуляции. Весной 1743 г. военные действия возобновились. Русская гребная флотилия одержала победу у острова Корно. Согласно заключенному в этом же году мирному договору Россия получила часть Финляндии и сохранила все свои владения.

Благодаря успешным действиям русской дипломатии значение балтийской проблемы постепенно снижалось. Однако в 1788 г., воспользовавшись вовлеченностью России в войну с Турцией, Швеция снова объявила войну России. Шведский король Густав III потребовал от русского правительства вернуть территории, присоединенные к России в 1721 и 1743 гг. Внезапные атаки Швеции не принесли ей успеха. Эскадра адмирала Грейга С.К. отразила нападение шведского флота и нанесла ему поражение в сражении в районе острова Гогланд (1788). Через год русский флот адмирала Чичагова П.В. в сражении у острова Эльнд отбил вторичное нападение шведского флота. В мае 1790 г. русский флот заблокировал флот шведов в Выборгской бухте. Заключенный в 1791 г. мир восстановил статус-кво на Балтийском море.

Наряду с балтийской другой доминирующей во внешней политике России была черноморская проблема. После Петра I Россия трижды воевала с Османской империей, окончательно низведя ее в ранг второстепенной державы.

В войне 1735–1739 гг. русские войска действовали одновременно в двух направлениях: главные силы под командованием фельдмаршала Миниха Б.К. выступили к Перекопу, а отряд Ласи П.П. – под Азов. Русские овладели Азовом, Кинбурном, Очаковом, разгромили турок под Ставучанами. Успехи русских войск были сведены на нет поведением союзницы России Австрии, заключившей в 1739 г. сепаратный мир с Турцией. Согласно заключенному в этом же году Белградскому мирному договору Россия вернула Азов, обязуясь срыть его укрепления, и получила небольшие территории вдоль среднего течения Днепра, но не имела права держать корабли ни в Азовском, ни в Черном морях.

В ходе войны 1768–1774 гг. русский флот под командованием Орлова А.Г. и Спиридова Г.А. уничтожил почти все турецкие корабли в Чесменском сражении (1770), армия Румянцева П.А. одержала победы при Ларге и Кагуле (1770), Суворов А.В. разгромил армию великого визиря у Козлуджи (1774). По подписанному в 1774 г. Кючук-Кайнарджийскому мирному договору Россия получила территории в Северном Причерноморье, Кабарду и доступ к Черному морю. Отныне она могла строить на Черном море свой флот, а русские торговые корабли получили право прохода через черноморские проливы. Попытки Турции в нарушение условий мира вмешаться в дела Крымского ханства подтолкнули его к присоединению к России в 1783 г. Началось освоение плодородных земель Новороссии, в Крыму был основан Севастополь.

В 1787 г. Турция вновь напала на Россию. Российский флот под командованием Ушакова Ф.Ф. одержал ряд блистательных побед на море, а русская армия, возглавляемая Суворовым А.В., разгромила турок при Фокшанах и Рымнике (1789), взяла крепость Измаил (1790). Согласно Ясскому мирному договору (1791) Россия закрепила за собой свои владения и получила новые территории между Бугом и Днестром.

Быстрое усиление Пруссии при Фридрихе II (1740–1786) резко изменило расклад сил в Европе и привело к Семилетней войне (1756–1763), в начале которой успех сопутствовал Фридриху II. Однако вступление в войну России и блестящие победы русской армии, взявшей Берлин в 1760 г., поставили Пруссию на край гибели. Спас Пруссию лишь приход к власти Петра III, бывшего поклонником Фридриха II. Новый император вернул Пруссии все завоеванные Россией прусские территории.

В 1772 г. Россия приняла участие в первом разделе Польши. В 1793 г. последовал второй раздел, и в 1795 г. – третий. В результате этих разделов к России отошли Белоруссия, Правобережная Украина, Литва и герцогство Курляндское. Была стабилизирована обстановка на западных границах, и получен доступ к странам Центральной Европы.

При Павле I Россия в 1798 г. участвовала в антифранцузской коалиции. Флот под командованием Ушакова Ф.Ф. взял крепость Корфу. Армия Суворова А.В. освободила от французских войск Северную Италию. Идя на выручку корпусу Римского-Корсакова, Суворов с войсками совершил героический переход через Альпы. В 1800 г. Павел I разорвал отношения с союзниками и заключил мир с Францией.

В 1731–1743 гг. произошло добровольное присоединение к России Казахстана, народы которого страдали от нашествия персов.

Русские экспедиции 1732 и 1741 гг. открыли Алеутские острова и Аляску, названную впоследствии "Русской Америкой". На побережье было основано 8 русских факторий, началось освоение этого края.

Благодаря успехам внешней политики к концу XVIII в. Россия достигла небывалого усиления международных позиций. Страна следовала своим курсом, не находясь в постоянной зависимости от иностранных держав. Она сама стала формировать коалиции, выступать организатором коллективных акций государств. Канцлер А.А. Безбородко говорил, что ни одна пушка в Европе не смела выстрелить без позволения России.

^ 5. Царствование Павла 1 (1796 – 1801)

После смерти Екатерины II в 1796 г. российским императором стал ее сын Павел I. По мнению современников, Павел I был склонен к самодурству, имел болезненное пристрастие к шагистике и казарме. Он заявил, что все могут просить императора обо всем, но многих просителей подвергали телесным наказаниям и ссылали в Сибирь.

В 1797 г. были приняты два указа, направленные на некоторое смягчение крепостного права: запрещалось заставлять крестьян работать в воскресенье, рекомендовалось ограничить барщину тремя днями, не разрешалось продавать дворовых и безземельных крестьян с аукциона. В 1799 г. был установлен запрет на продажу украинских крестьян без земли. При этом император не был противником крепостничества как такового. За свое недолгое царствование он раздал 600 тыс. крепостных.

Павел I проводил политику ограничения привилегий дворянства. В 1798 г. губернаторы стали контролировать выборы предводителей дворянства, а в 1799 г. были отменены губернские дворянские собрания. Более того, дворяне лишились иммунитета против телесных наказаний.

Следуя своему общественному идеалу, Павел I стремился насильственно уравнять своих подданных перед троном. Меры Павла I в отношении дворян находили поддержку у "низов". Дворянство же не могло простить посягательств на свои права, стабильность положения. Это и решило судьбу императора. В результате заговора в ночь с 11 на 12 марта он был убит.

^ 6. Развитие культуры в 18 в. (если позволяет время).

Российская культура в XVIII в. развивалась главным образом под воздействием могучего импульса петровских преобразований. В это время страна пережила духовный переворот. Суть его заключалась в переходе от культуры преимущественно традиционной, церковной и относительно замкнутой к культуре светской и европейской.

Качественный скачок сделало образование. В стране была создана сеть различных школ, военных и специальных учебных заведений. Формировалась система высшего образования. В 1755 г. открыт Московский университет, в 1773 – Петербургское горное училище. В широких масштабах стало практиковаться обучение за границей. Крупнейшим достижением России в XVIII столетии явилось создание отечественной науки. Ее центром стала Академия наук (1725), которую с 1783 г. по 1795 г. возглавляла Е.Р. Дашкова. При ней была налажена учебная и хозяйственная деятельность Академии, открыты общедоступные курсы по основным наукам, активно проводилась издательская деятельность. В 1783 г. учреждена Российская академия (гуманитарный научный центр). К середине века появляются первые русские ученые. Крупнейшим и самым разносторонним из них был Ломоносов М.В. Заявила о себе и отечественная техническая мысль. Солдатский сын Ползунов И.И. в 1764–1765 гг., на несколько десятилетий раньше Д. Уатта, изобрел первую паровую машину.

XVIII век положил начало расцвету русского искусства, литературы и архитектуры. Формируется отечественная словесность, периодическая печать и журналистика, появляются первые профессиональные литераторы. Русскую литературу представляли такие имена, как Тредиаковский В.К. – первый профессиональный литератор, Державин Г.Р. – крупнейший поэт XVIII столетия, Сумароков А.П. – поэт и драматург, создавший репертуар русского театра, Фонвизин Д.И. , Карамзин Н.М. Театр становится общедоступным. Впервые в России появляется скульптура (Шубин Ф.И. , Козловский М.И.). На уровне европейских мастеров работали живописцы-портретисты Боровиковский В.Л. , Левицкий Д.Г. , Рокотов Ф.С. Небывалого расцвета достигает гражданская архитектура. В первой половине века в ней господствовал стиль барокко, а во второй – классицизм. Крупнейшими архитекторами были Растрелли В.В. , Баженов В.И. , Казаков М.Ф.

Под влиянием идей Просвещения зародилась русская либеральная (Панин Н.И.), консервативная (Щербатов М.М.) и революционная (Радищев А.Н.) общественные мысли.

Вместе с тем вышеперечисленные процессы в области культуры затрагивали в основном дворянство и верхушку городского населения. Крестьяне же по-прежнему придерживались традиционной культуры и системы ценностей. Таким образом, в России происходит социокультурный раскол различных слоев общества.

Итог. В XVIII в. России, вставшей на путь модернизации, удалось сделать очень многое. Она превратилась в мощнейшую державу, экономический и военный потенциал которой не уступал самым развитым странам. Никогда еще Россия не вела (и не будет вести впредь) столь много успешных войн, никогда еще не были столь высоки престиж русского оружия и международный авторитет России. Никогда так бурно не развивались образование, наука, культура. Это был поистине блестящий век, век русской славы.

Вместе с тем построенные в основном на феодальной основе экономика и государственность России, сделав могучий рывок и догнав, казалось, самые развитые страны, к началу XIX в. вновь оказались перед необходимостью модернизации. Ресурсы "самодержавно-крепостнического строя" были еще не исчерпаны. Однако по мере перехода Европы на капиталистический путь развития она как бы "переключала скорости", резко изменяя качество и темпы своего роста. Угнаться за ними на старой крепостнической основе Россия уже не сможет.

ПОСЛЕДНИЙ ДВОРЦОВЫЙ ПЕРЕВОРОТ В РОССИИ. УБИЙСТВО ПАВЛА I

Именно так произошел последний в истории России дворцовый переворот.

Будущий император Павел, сын Екатерины II и Петра III, родился 1 октября 1754 года в Петербурге. Сразу после рождения мальчика взяла в свои покои его бабка, императрица Елизавета. Первые годы Павел рос под присмотром императрицы Елизаветы Петровны. Мать, великая княгиня Екатерина, могла видеть его только изредка с позволения государыни. После смерти Елизаветы и недолгого правления императора Петра III Екатерина захватила власть в результате заговора и переворота и воцарилась на престоле, став единовластной российской императрицей

Павел получил хорошее образование и был способным, стремящимся к знаниям романтически настроенным мальчиком с открытым характером, искренне верившим в идеалы добра и справедливости. Павел рос в атмосфере интриг и сплетен. Те придворные, кому было в тягость правление Екатерины, не упускали возможности показать преданность Павлу, чтобы потом, когда он сам начнет царствовать, воспользоваться его расположением. Многие при дворе не скрывали от наследника трагической смерти его несчастного отца, императора Петра III, свергнутого с престола, намекая на неминуемую гибель самого цесаревича.

Первоначально его отношения с матерью после ее восшествия на престол в 1762 году были достаточно близкими. Однако со временем их отношения ухудшились. Екатерина опасалась своего сына, имевшего больше законных прав на трон, чем она сама. Императрица старалась не допускать великого князя к участию в обсуждении государственных дел, а тот, в свою очередь, начинал все более критически оценивать политику матери.

От природы Павел был одарённым человеком. Его учитель С. А. Порошин высоко ценил математические способности мальчика. "Если бы Его Высочество человек был партикулярный (обыкновенный), - писал он, - и мог совсем предаться одному только математическому учению, то бы по остроте своей весьма удобно мог быть нашим российским Паскалем".

При дворе Екатерины II не собирались готовить наследника к управлению государством. Несмотря на то что Павел уже достиг довольно солидного возраста и был женат на немецкой принцессе Вильгельмине, его не допускали на заседания совета при дворе императрицы и не посвящали в дела. Его окружение строго контролировалось императрицей. Павла преследовала навязчивая идея, что его жизнь, как и жизнь отца, может быть прервана насильственным путем. Его опасение подтверждалось многими обстоятельствами.

Приход Павла к власти в ноябре 1796 года сопровождался милитаризацией жизни двора и Петербурга в целом. Новый император сразу же попытался зачеркнуть все сделанное за 34 года царствования Екатерины II, и это стало одним из важнейших мотивов его политики. Император стремился заменить коллегиальный принцип организации управления единоличным.

Важным законодательным актом Павла I стал изданный в 1797 году закон о порядке престолонаследия, действовавший в России вплоть до 1917 года. В области сословной политики основной его целью было превратить русское дворянство в дисциплинированное, поголовно служащее сословие. Павел I проводил политику ограничения привилегий дворянства. В 1798 г. губернаторы стали контролировать выборы предводителей дворянства, а в 1799 г. были отменены губернские дворянские собрания. Более того, дворяне лишились иммунитета против телесных наказаний.

Противоречивой была политика Павла по отношению к крестьянству. В 1797 г. были приняты два указа, направленные на некоторое смягчение крепостного права: запрещалось заставлять крестьян работать в воскресенье, рекомендовалось ограничить барщину тремя днями, не разрешалось продавать дворовых и безземельных крестьян с аукциона. В 1799 г. был установлен запрет на продажу украинских крестьян без земли. При этом император не был противником крепостничества как такового. За четыре года царствования он раздарил около 600 тысяч крепостных, искренне полагая, что за помещиком им будет жить лучше.

В армии Павел стремился ввести прусские военные порядки. Он считал, что армия – это машина и главное в ней механическая слаженность войск и исполнительность. Инициатива же и самостоятельность вредны и недопустимы.

Стремление Павла к мелочной регламентации сказалось и на его вмешательстве в повседневную жизнь подданных. Были запрещены определенные фасоны одежды, причесок, танцы, в которых император видел проявления свободомыслия. Была введена жесткая цензура, запрещен ввоз книг из-за границы.

Политика Павла в сочетании с его деспотическим характером, непредсказуемостью и эксцентричностью, вызывала недовольство в самых разных социальных слоях.

Уже вскоре после его воцарения против него стал созревать заговор. В этом заговоре по различным оценкам принимало участие от 30 до 70 человек. Организаторы переворота, граф Пален и князь Платон Зубов, бывший фаворит Екатерины, имели лич?6?

Эта статья была автоматически добавлена из сообщества

Рассказать друзьям