Исслед работа сон и его значение. Исследовательская работа "сны и сновидения". Как долго человек может не спать

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Краевое Государственное Автономное Общеобразовательное Учреждение

"Краевой центр образования"

Окружающий мир

Исследовательская работа

Тема: Здоровый сон и сновидения

Григоренко Семён Алексеевич, 4.10 класса

Руководитель:

Орехова Наталья Сергеевна, учитель начальных классов

Хабаровск

2018 год

Содержание

Введение

Основная часть

4-8

  1. Что такое сон

  1. Структура сна

4-5

  1. Параметры здорового сна

5-6

  1. Сновидения и их толкование

7-8

Практическая часть

8-11

3.1 Анкетирование одноклассников

8-10

3.2 Самонаблюдение

10-11

3.3 Толкование сновидений по рисункам

Заключение

Список используемых источников

Приложения

14-15

Введение

Каждый день, на всей планете

Ночью спать ложатся дети.

Вместе с ними спят игрушки,

Книжки, зайцы, погремушки.

Только фея сна не спит

Над Землей она летит

Дарит детям сны цветные,

Интересные, смешные…

Я никогда не задумывался над тем, сколько человек должен спать и что ему снится!? Утром, когда я просыпаюсь, мне почему-то всё время хочется спать, а сны снятся редко или я их не помню. Мои друзья рассказывают о своих снах: то они супергерои, то они рыцари или принцессы и т.п. Одни говорят, что спят мало и приходят в школу с плохим настроением, другие, что спят достаточно и чувствуют себя бодрыми и активными. Так каким должен быть наш сон и откуда возникают сны, которые мы видим?

Гипотеза: хороший сон и приятные сновидения положительно влияют на здоровье ребенка, его настроение и успеваемость.

НАУЧНЫЙ ПРОЕКТ «Влияние сна на здоровье человека»

Подготовили ученицы 8 класса

Балташ Айзада и Мукушова Анар

Руководитель: учитель биологии

Мазнёва Екатерина Юрьевна

2016-2017 уч.год


  • Цель исследования – изучить влияние сна на здоровье человека, и выяснить какие факторы влияют на сон.
  • Гипотеза: Мы предполага ем, что правильный сон положительно влияет на здоровье человека.

Задачи исследования :

  • Изучить и проанализировать литературу по данному вопросу;
  • Узнать, что же происходит с человеком во время сна.
  • Определить наилучшее время для сна и его продолжительность.
  • Выяснить, что происходит с человеком во сне после просмотра телепередач, страшных фильмов и мелодрам.
  • Составить памятку «Правила здорового сна».

Что такое сон?

СОН (С.И. Ожегов) – это физиологическое состояние покоя и отдыха, наступающее через определённые промежутки времени, при котором полностью и частично прекращается работа сознания.


Сон - это естественный физиологический процесс, происходящий у живых существ. Это отдых нервных клеток коры головного мозга, это состояние, когда снижается двигательная и умственная активность. Сон – это отдых всего организма.



Почему мы должны спать?

  • Человек должен спать, чтобы восстановить силы, дать отдых натруженным мышцам тела. Во время сна восстанавливаются не только силы, но и нормализуются жизненно важные процессы
  • Мозгу, так же как и другим органам, требуется отдых. Наш мозг постоянно находится в работе.

Сон ночной и дневной.

  • Когда же лучше спать - ночью или днём? Люди, которые ведут ночной образ жизни (работа в ночную смену, ночные погружения в интернет, любители ночных клубов и другие, кто предпочитает бодрствовать ночью, а спать днём) подвергают свой организм огромному риску. Как было сказано выше, мы должны спать для того, чтобы восстановить силы и нормализовать работу внутренних органов.
  • После дневного сна повышается умственная деятельность человека, увеличивается работоспособность. Организм расслабляется, снимается стресс, улучшается настроение. А так же дневной отдых способствует улучшению памяти, информация быстрее и легче запоминается, усиливается воображение и к человеку приходят свежие идеи

И именно ночной сон способствует шишковидной железе головного мозга вырабатывать гормон мелатонин, регулирующий суточные ритмы. Максимальная выработка мелатонина наблюдается в ночное время - от полночи до 4 часов утра.


Нарушение сна.

  • Каждый человек сталкивается с такой проблемой как нарушение сна. Иногда долго не можешь заснуть, переваривая в голове всевозможные впечатления, часто просыпаешься от шума за окном, от громкого звука работающего телевизора или от яркого света, от жары и духоты, от холода, а иногда и пустой желудок не даёт уснуть. Периодически с этим сталкиваются почти все люди. Но когда это происходит постоянно, то такие нарушения сна следует рассматривать как болезненные расстройства сна. К нарушениям сна относятся такие болезни, как бессоница, нарколепсия, Летаргический сон, кошмарные сны.

Открытия во сне

Д.И. Менделеев утверждал, что таблица химических элементов привиделась ему во сне



Собственные исследования Исследование № 1

Вывод: Подросткам 13-14 лет для хорошего самочувствия необходимо спать 9-10 часов


Исследование № 2: Во сколько нам нужно ложиться спать?

Потом, когда мы определились с продолжительностью сна, решили выяснить, есть ли разница, во сколько ложиться спать. Сначала 5 дней мы ложились в 21.00 часов, потом 5 дней – в 22.00, и 5 дней в 23.00. Мы отметили, что в 21.00 часов нам было трудно засыпать, а вот в 22.00 часов мы засыпали быстро после трудовых будней. Хотя Настя отметила, что ей было трудно засыпать и в 22.00 часов, так как она привыкла ложиться спать в 23 часа или позже. А когда стали ложиться в 11 вечера, то чувствовали усталость и очень хотелось спать на уроках.

Вывод: ложиться спать нужно в одно и то же время, тогда и заснуть будет проще.


Исследование № 3: Как влияют ТВ передачи на сон человека

самочувствие

количество учащихся

снились кошмары

головная боль

часто просыпались ночью

Вывод: Для наилучшего самочувствия на следующий день перед сном необходимо смотреть спокойные или развлекательные передачи.


Исследование № 4:Анкетирование

Во сколько вы ложитесь спать?

Вывод: 53 % учащихся ложаться спать вовремя, 16% ложаться поздно


Всегда ли вы высыпаетесь?

Ответили «не высыпаюсь» те учащиеся, которые поздно ложатся спать и кто помладше, т.е. 10-11 летние, которым для нормального сна нужно времени больше.



Проветриваете ли вы комнату перед сном?

Вывод: Не все ученики соблюдают режим сна, а также не все умеют правильно организовать свой сон. Необходимо провести разъяснительную работу среди учащихся, особенно младших классов о необходимости здорового полноценного сна.


По итогам проведённого исследования были составлены рекомендации в виде прамятки

Памятка по гигиене сна

  • Перед сном всегда проветривай спальное помещение. Свежий воздух очень благоприятствует быстрому засыпанию, хорошему сну и приятному пробуждению.
  • Твоё спальное место должно быть удобным, не очень жестким, но и не слишком мягким.
  • В спальне должно быть тихо и темно (затемни шторами), т.к. шум и избыточный солнечный свет отрицательно влияют на качество сна.
  • Соблюдай режим сна: укладывайся спать и просыпайся всегда в одно и то же время (независимо от рабочих и выходных дней).
  • Соблюдай ритуал засыпания (умывание, чтение книги, пожелание на ночь от близких и т.п.) и старайся ему не изменять.
  • Старайся за несколько часов до сна закончить делать уроки, не играй в шумные и компьютерные игры.
  • Избегай употребления перед сном тяжелой пищи.
  • Избегай перед сном просмотра страшного фильма и прослушивания громкой музыки.
  • Очень полезна перед сном прогулка на свежем воздухе.

Таким образом, цель нашей работы достигнута:

  • 1. Мы выявили, что здоровый полноценный сон является залогом хорошей успеваемости в школе, отличного настроения и сохранения здоровья
  • 2. Выявили, в какой мере школьники знают правила организации и выполняют гигиенические нормы сна.
  • 3. Мы установили, что наши действия: привычки, вечерние и утренние ритуалы и т.д. так или иначе могут повлиять на сон. И чтобы обеспечить себе здоровый ночной отдых, все это нужно контролировать.
  • Составили памятку для учащихся по соблюдению гигиены сна

Зачем вообще нам нужно спать, во сколько лечь, во сколько встать? Во сне человек проводит около 1/3 своей жизни. Потребность во сне очевидна, и возникает вопрос «Зачем нужен сон?»

И я решила узнать о сне больше и посвятила этому свой проект.

Так как после сна самочувствие бывает не всегда одинаковым, я выдвинула гипотезу : предположим, что от параметров сна зависит его качество, которое влияет на состояние здоровья ребенка и его учебную деятельность.

Цель проекта: выявить параметры здорового сна.

Предмет исследования: параметры здорового сна.

Объект исследования: сон.

Задачи проекта:

  • изучить литературу по данной теме;
  • узнать и понять естественные физиологические процессы сна;
  • определить параметры здорового сна;
  • выявить проблемы сна у обучающихся 2 - 4 классов;
  • составить рекомендации для обучающихся 2 - 4 классов о правильной организации сна.

В связи с тем, что проблема нарушения режима сна и бодрствования, недосыпания, несоответствия биоритмам особенно часто встречается среди учеников, я решила исследовать, сколько времени учащиеся 2 - 4 классов нашего лицея уделяют сну? Высыпаются ли они? К какому типу активности относятся («совы», «голуби» или «жаворонки»), страдают ли от нарушения сна, соблюдают ли гигиену сна? Параллельно, я решила связать эти факторы с работоспособностью школьников, их режимом питания, спортивной деятельностью, способом проведения свободного времени и состоянием здоровья.

Ученикам была предложена анкета. В социологическом исследовании, проведённом в нашем лицее, участвовало 167 респондентов.

Продолжительность сна учащихся с увеличением класса и нагрузок уменьшается. Увеличивается количество школьников, которые спят меньше 10 часов, и уменьшается количество тех, кто спит больше 8 часов. Так, в среднем 3-классники высыпаются лучше, чем 4-классники, но хуже, чем 2-классники. При этом большая часть школьников (68%) просыпается в течение ночи. И 65% опрошенных утверждают, что засыпание у них проходит медленно, значит, они не имеют здорового и полноценного сна.

Менее 15% опрошенных среди 2 и 4 классов могут сказать, что они не хотят спать на уроках, потому что высыпаются. Среди учащихся 3 классов увеличивается процент тех, кто хочет спать на уроках и составляет 20%. Подавляющее большинство школьников -«голуби». У 52% опрошенных работоспособность из-за недосыпания понижается, правда, у разных людей по-разному.

Таким образам, можно сделать вывод, что недосыпание -достаточно актуальная проблема в нашем лицее. Из-за этого ученики хотят спать на уроках, а некоторые очень плохо себя чувствуют. С недосыпанием также связано понижение работоспособностии ухудшение качества сна.

Одним из факторов, который влияет одновременно на утомляемость и качество сна учащихся, является двигательная деятельность. Во 2 классах учащиеся занимаются спортом меньше, чем в 3 и 4. В 3 и 4 классах процент занимающихся спортом составляет 67%. Однако во всех параллелях более 30% учащихся вообще не занимаются спортом. Все, кто регулярно занимается спортом, отмечают, что спорт делает их организм более выносливым и придает ему силы и бодрость.

Как известно, режим питания также немаловажен для здоровья. Однако четкий режим питания имеет далеко не каждый ученик. Среди 2-классов 63% школьников не имеют режима питания, во время дня они просто часто перекусывают. Среди 3 и 4-классов таких только 25%. Среди школьников 39% ложатся спать на полный желудок, почти сразу после того, как поужинали.

Но как узнать, что нужно делать перед сном, чтобы сон был правильным?

Поэтому я решила понаблюдать, что произойдет, если один вечер лечь спать вовремя, а другой вечер лечь поздно, какие виды деятельности в вечернее время благоприятно действуют на сон школьника. В течение недели я записывала свои наблюдения.

Исследование показало, что:

  1. Если лечь спать в 21.30, не смотреть телевизор, засыпаешь сразу, утром просыпаешься с хорошим настроением, активно работаешь на уроках и не устаешь.
  2. Если перед сном с увлечением играть на компьютере или смотреть телевизор, сон пропадает. Утром не хотелось просыпаться, на уроках снизилась внимательность и работоспособность.

Опытно-исследовательская работа выявила следующие проблемы:

  • младшие школьники не всегда соблюдают режим сна;
  • только часть школьников умеют правильно организовать свой сон;
  • требуется участие родителей для формирования в семье полноценного и здорового сна;
  • школьники понимают, что сон очень важен и жизненно необходим.

Приложение 1. Проект «Зачем нужен сон?»

Приложение 2. Презентация.


МОУ «Лицей № 43» (естественно - технический)

ФЕНОМЕН СНА И СНОВИДЕНИЯ

Сенин Василий

10 «а» класс

Введение 2

Время сна 2

Функции сна и сновидений 3

Схема обработки сновидений 3

Заключение 5

Список использованной литературы 5

Введение

Сновидения шаманов становились истоком мифологической картины мира, из сновидений пророков возникали новые религии, а сновидения правителей объявлялись причиной изменения формы правления. Феномен сна и сновидений как объект исследования долгое время испытывал недостаток в академической респектабельности. В последние десятилетия ситуация изменилась и изучение культуры при игнорировании изучения такого аспекта человеческого существования как сон не представляется возможным.

В различных гуманитарных науках сформировалось представление о сновидении не только как индивидуально-психологическом, но и как культурном феномене, что позволяет сделать его объектом культурологических исследований. Проводятся многочисленные конференции, посвященные различным аспектам сна и сновидений, появляются сборники работ, посвящённых антропологии сновидений. Выходят в свет монографии о роли сновидений в различных культурах, предлагаются различные подходы к решению этой проблемы. При этом существующие исследования сна и сновидений показывают ограниченную и лишенную целостности картину.

Время сна

Необходимая для человеческого организма длительность ночного сна - зависит и от сезона. Зимой - она должна быть, как минимум, на полчаса длиннее, чем в летнее время года.

Сновидения, в фазе «быстрого сна» (наступает после медленного и перед пробуждением, для подъёма или чтобы "повернуться на другой бок) появляются по индивидуальному биоритму - через каждые 90-100 минут. Это происходит в соответствии с внутри суточной цикличностью изменения (повышения) общей температуры тела и перераспределением крови в теле, ростом кровяного давления, ускорением частоты дыхания и сердечного пульса.

В запоминании сновидений задействована кратковременная память, поэтому - до 90% содержания сна забывается в течении ближайшего получаса, после пробуждения, если только, в процессе вспоминания, эмоционального переживания, упорядочивания и осмысления, его сюжет не будет записан в долговременную память головного мозга.

Естественное снотворное - усталость и/или определённые моменты в 90-минутных циклах индивидуального биоритма организма, когда понижается температура тела.

Достаточный ночной сон способствует похудению (при избыточном весе - его нормализация). В этом случае - ужин не позднее чем за четыре часа до сна. Ночная еда - исключается, можно только - пить чистую воду, в небольшом количестве (для промывки пищевода, исключения обезвоживания и для скорейшего засыпания). Эффект будет заметнее - при высокой физической нагрузке, в течение светового дня.

От частого недосыпа - организм быстрее изнашивается и стареет. Учёные, и не только английские, выяснили, что можно затормозить старение мозга, если стабилизировать свои биоритмы - простым соблюдением режима сна.

Функции сна и сновидений

1. Прогностическая функция сновидений, обусловленная потребностью в прогнозировании будущего (в ситуации невозможности применения рациональных методов) и основанная на приписывании умершим способности знать будущее. Это одна из самых востребованных функций сновидений. В периоды экономической или политической нестабильности, вещим сновидениям политических и религиозных лидеров приписывалось чрезвычайно большое значение. 2. Инновационная функция сновидений является следствием того, что в традиционных сообществах структурообразующие элементы культуры са-крализованы, и любое их изменение является нарушением божественных установлений. При изменении исторических условий, апелляция к откровениям, полученным во сне, позволяет легитимно заменить прежние структуры на новые, явленные через сон. Сновидения, выполняя функцию урегулирования внутрикультурных противоречий, нередко являются единственным средством обеспечения психологического и даже физического выживания сообщества. Внедрение культурных новаций - важнейшая из функций сновидений в традиционных сообществах. Использование сновидений как механизма социально приемлемого внедрения новаций может быть признано своеобразным методом саморауляции консервативных культур. Такой путь внедрения новаций является одним из немногих возможных в традиционном обществе, основа существования которого - связь с предками и поддержание стабильности. 3. Легитимирующая или сакрализующая функция основана на архаической связи сновидений с миром предков и миром божеств, благодаря чему сны становятся средством для санкционированного свыше подтверждения подлинности установлений или претензий на обладание властными полномочиями.

Схема обработки сновидений

1. Первоначальная обработка образов снов происходит тогда, когда сновидец, пытаясь вспомнить и понять образы сна, соединяет элементы памяти о сне в связную структуру. Наиболее значимые, с точки зрения носителя определённой «сновидческой традиции», образы вычленяются, а не представляющие интереса - отбрасываются. Следующим этапом этой стадии обработки является создание связной истории из отобранных и приведённых в элементарные логически связанные блоки образов.

2.Вторичная обработка сновидения происходит при его рассказывании, поскольку сообщение о сне следует принятым в данном культурном окружении нормам, что повлияет на структуру и содержание рассказа о сновидении. Наиболее важные с социальной точки зрения элементы сновидения будут усилены, а менее значимые приглушены, либо опущены. Содержание рассказа о сновидении будет обусловлено и личностью того, кому адресован рассказ.

3.Следующая обработка - истолкование. Сновидение подвергается анализу с помощью инструментария, разработанного для этого данным культурным сообществом. Процесс истолкования, наделяя сновидение определёнными смыслами, может тем самым менять саму структуру сообщения, которая, при последующем пересказе, будет работать на подтверждение этого истолкования.

4.Дальнейшую обработку проходят сновидения, которые в данном сообществе почитаются наиболее значимыми. Такого рода сновидения рассказываются не только сновидцем, но и пересказываются его слушателями. Именно такие сны наиболее часто фиксируются этнографами. Эти сновидения входят в легенды, эпические сказания, исторические хроники, жития святых. При передаче эти сновидения подвергаются наибольшей схематизации, приобретают стандартизированные структуры, образы и истолкования, окончательно лишаются индивидуальных характеристик, становясь культурным продуктом.

Поскольку в определённых условиях предписано стандартных сновидений, то члены данного сообщества заранее готовы увидеть такое сновидение. Тем самым, такого рода значимые сновидения даже на начальной стадии обработки во многом лишаются индивидуальных черт, а припоминание в значительной степени состоит из подведения его под стандартизированные схемы. В итоге мы получаем замкнутую систему, нацеленную на поддержание и сохранении традиции, где сновидение перестаёт быть только индивидуальным психологическим феноменом, и начинает существовать в рамках «культурной модели сновидений».

Вывод

1. В науке сформировалось представление о сновидении не только как индивидуально-психологическом, но и как культурном феномене, что позволяет сделать его объектом культурологических исследований. Семиотический подход к изучению феномена сновидений в текстах культуры наиболее перспективен в методологическом плане для целого ряда гуманитарных наук. Данный подход исходит из посылки, что сны культурно обусловлены, а все наши суждения о сновидениях тотально опосредованы тем культурным языком, которым мы пользуемся. В традиционных сообществах существуют структуры снов, которые зависят от социально передаваемого образца верований, и прекращают появляться, когда это верование теряет поддержку.

Понимание сновидения в традиционном сообществе как одного из способов мышления и, следовательно, один из способов организации знания, а также концепция «культурной модели сновидений», подразумевающая, что люди видят сны в пределах образца, заданного культурой, могут стать методологической основой культурологических проектов изучения сновидения как культурного феномена.

2. Представления о сакральности сновидений, универсальное для большинства традиционных культур имеет основание в понимании состояния сна как пространстве коммуникации с миром мёртвых, претерпевающем следующую эволюцию: мир мёртвых —>мир предков —> мир первопредков —» мир духов —> мир богов. В традиционных сообществах значимость сновидения напрямую соотносится с социальным статусом сновидца. Важность, придаваемая снам носит бинарный характер. С одной стороны, это потребность в пророческих снах (в ситуации невозможности рационального прогнозирования), основанная на приписывании умершим способности знать будущее. С другой стороны, для представителей архаичных культур сновидения несут угрозу, поскольку погружаясь в сон, человек оказывается в зоне контакта между миром живых и мёртвых. По этой причине, как само состояние сна, так и в особенности определённые нормативно закреплённые образы и сюжеты сновидений традиционно считавшиеся опасными, становились объектом специфических ритуалов защиты, количественно превосходящих ритуалы обретения вещих снов, являясь отражением более древних и востребованных представлений.

3. Сновидения в традиционных сообществах обусловлены определённой культурной моделью сновидений, детерминирующей индивидуально-психологический опыт и представляющей собой замкнутую систему, нацеленную на поддержание традиции. Другой сильной стороной этой системы является закреплённая в ней возможность к внедрению новаций на основании культа сновидений, что позволяет отвечать на вызовы времени используя традиционные способы передачи опыта.

4. Понимаемый как средство коммуникации с пространством сакрального, существующий в согласии с предписанной ему культурной моделью, феномен сна и сновидений выполняет в традиционном сообществе ряд значимых культурных функций, таких как (1) прогностическая, (2) инновационная, (3) легитимирующая или сакрализующая функциии.

Заключение

В данном литературном обзоре, с помощью источников информации, я изложил подробную информацию о таком процессе, как сон. В ходе работы, я описал Функции сна и сновидений, схему обработки сновидений и т. д. Время сна не вычеркнуто из жизни, но оказывает определённое влияние на человека в состоянии бодрствования

Список использованной литературы

1. Рабинович, Е. И. «Сновидение как механизм модернизации традиционной культуры»

2. » Искусство толкования снов в древнем Египте»

3. » Сновидение и реликты культа умерших в еврейской народной и элитарной культуре»

4. Избранные труды, том I. Семиотика истории. Семиотика культуры

5. Славянские народные толкования снов и их мифологическая основа

6. «Толкование сновидений в социальной и культурной антропологии»

7.Биологические ритмы человека [электронный ресурс] Режим доступа:

http://www. kakras. ru/doc/bioritm-life-cycle. html.

8. «Пророческие или вещие сны».

9. «Вещее» сновидение и «сбывшееся» событие: механизмы соотнесения

10. «Состояние сна» Пер. с англ. . - М

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Жизнь и сон Замечено, что если человек живёт эмоционально насыщенной жизнью и его гормональная система работает интенсивно и разнообразно, то после бурного дня, сновидений может и не быть. В этом случае говорят - "Спит как убитый." Однако если жизнь человека однообразна (например, он пребывает в затяжной депрессии), при которой на протяжении длительного периода времени вырабатываются одинаковые химические вещества, то ему начинают сниться "яркие сны". Таким образом, сновидения могут являться защитной психофизиологической мерой от простоя эндокринной системы, компенсируя выработку однотипных веществ при повседневной жизнедеятельности. Возможна и обратная связь.

Слайд 12

Описание слайда:

Летаргия ЛЕТАРГИЯ - от греческого "лете" (забвение) и "аргия" (бездействие). Большая медицинская энциклопедия определяет летаргию как "состояние патологического сна с более или менее выраженным понижением обмена веществ и ослаблением или отсутствием реакции на звуковые, тактильные и болевые раздражения. Причины летаргии не установлены".

Слайд 13

Описание слайда:

Летаргический сон Примечательно, что проснувшийся после многолетней спячки организм начинает быстро «догонять» свой календарный возраст. Такие люди стареют, как говорится, не по дням, а по часам. Так, например, Назира Рустемова из Туркестана, которая уснула в 4 года (1969 год) и проспала летаргическим сном 16 лет, в последующие годы быстро сформировалась во взрослую девушку и выросла еще на 28 см. Причина, вызывающая такой сон, для ученых до сих пор загадка. Правда, они делают предположение, что это всего-навсего "воспаление мозга, которое делает вас уставшим”. До сих пор существует объяснение, что летаргический сон обусловлен крайней слабостью и предельным истощением нервных клеток головного мозга, которые впадают в состояние защитного "охранительного" торможения. Организм говорит «Я устал! Не трогайте меня!» и перестает реагировать на любые раздражения.

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Рассказать друзьям