Показания для психотерапии при болезнях нервной системы. Психотерапия в лечении неврологических заболеваний. Показания и противопоказания для психотерапии

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Психотерапия – это специально организованная помощь человеку, столкнувшемуся с трудностями. Существует множество подходов психотерапии, каждый из которых использует в работе свои уникальные методики, направленные на гармонизацию внутреннего мира клиента и улучшение качества его жизни. Перед началом психотерапии важно знать об особенностях ее организации, например, показаниях и противопоказаниях, продолжительности сеанса, функциях психотерапевта. Чтобы терапия была эффективна, необходимо тщательно выбирать специалиста и подход, в котором было бы комфортно работать со своими трудностями.

Основы психотерапии

Жизнь человека очень насыщена. Она состоит из множества событий, которые в той или иной степени откладывают отпечаток на личность и ставят человека перед выбором. Иногда бывает трудно справиться с тяжелыми чувствами, последствиями стрессов или принятием важных решений. Человеку может казаться, что окружающий мир слишком давит, а он не способен сопротивляться этому давлению, руководить своей жизнью и быть счастливым. В таких и многих других ситуациях может помочь психотерапевтическая работа.

Когда человек приходит на психотерапию, у него появляется потребность выйти из привычного круга поведенческих и мыслительных стратегий, изменить свою жизнь, наполнить ее новым смыслом. Терапевт с помощью своей личности, а также специальных техник и упражнений помогает клиенту взять контроль над своей жизнью, изменить поведение и отношение к миру и себе. В итоге меняется сама личность человека, а вместе с этим и его жизнь.

Иногда для человека эти изменения могут быть результатом огромных усилий и душевного труда. Потому психотерапевт должен быть высоким профессионалом, чтобы поддержать и помочь клиенту в процессе самопознания и трансформации личности.

Психотерапия работает с широким кругом проблем и трудностей человека. Этот вид помощи может применяться в комплексе с другими видами лечения для достижения наилучшего эффекта.

Чаще всего различные виды психотерапии применяются при следующих проблемах:

– Неврозы

– Невротические реакции

– Психосоматические расстройства

– Проблемы у детей и подростков

  • Энурез и энкопрез
  • Страхи
  • Тики и заикание
  • Трудности в школе
  • Асоциальное поведение
  • Потеря близкого родственника

– Посттравматические стрессовые расстройства в результате:

  • Стихийных бедствий
  • Военных действий
  • Террористических актов
  • Пережитого насилия
  • Потери близкого человека
  • Длительного тяжелого заболевания

– Проблемы сексуальной сферы у мужчин и женщин

– Депрессивное расстройство

– Фобии и тревога, панические атаки

– Различного рода зависимости

– Вегетососудистые расстройства

– Кризисы (личностные, возрастные, профессиональные, семейные, экзистенциальные)

– Трудности семейных отношений

Противопоказания к психотерапии

Противопоказаний к психотерапии существует немного, но не соблюдение этих запретов может привести к неприятным последствиям и для клиента, и для терапевта. Это:

  • Обострение тяжелых психических заболеваний
  • Тяжёлые органические заболевания нервной системы
  • Умственная отсталость средней и тяжелой степени
  • Алкогольное или наркотическое опьянение
  • Отсутствие мотивации и желания (если на посещении психотерапевта настаивают родственники)

Неотъемлемыми составляющими психотерапии являются психотерапевт, клиент и их отношения. Каждый из этих элементов оказывает влияние на эффективность работы. Таким образом, успешность психотерапии заключается не столько в правильном применении нужных методов, сколько в правильно построенном взаимодействии.

Отношения между клиентом и психотерапевтом регулируются этическим кодексом. Однако его положения — скорее не внешние, а внутренние регуляторы. Потому что эти правила представляют собой основы психотерапии и обязательны для каждого профессионала.

Одним из главных запретов в психотерапии является запрет на «двойные отношения». То есть специалист не может находиться с клиентом ни в каких отношениях, кроме рабочих. Поэтому нельзя оказывать профессиональную помощь родственникам, друзьям и возлюбленным. В большинстве направлений психотерапии отношения клиента и терапевта никогда не выходят за рамки рабочего кабинета. То есть они встречаются только на сеансе психотерапии в назначенный час.

Вот некоторые положения кодекса психотерапевта:

  • Действовать в интересах клиента
  • Соблюдать условия конфиденциальности
  • Действовать в пределах своей профессиональной компетенции
  • Уважительно относиться к клиенту вне зависимости от его возраста, пола, национальности, сексуальной ориентации, социального положения, физических возможностей и других оснований.
  • Осведомлять клиента о возможных целях работы, особенностях организации терапевтического процесса, используемых методах, квалификации самого специалиста.

Чтобы психотерапия была успешной, важен также вклад самого клиента. Он является не пассивным участником процесса и оказывает влияние на результат работы.

Качества эффективного клиента:

  • Стремление к изменениям
  • Готовность к доверительному взаимодействию с терапевтом
  • Интерес к процессу психотерапии
  • Готовность к преодолению трудностей и встрече с сильными переживаниями

Мало кто знает, но практически каждый психотерапевт был на месте клиента. В большинстве направлений психотерапии обязательные требования при выдаче диплома – определенное количество часов личной психотерапии. Для специалиста очень важно работать со своими личными и профессиональными трудностями. Ведь у психотерапевта могут накапливаться негативные состояния, от которых с помощью индивидуальной психотерапии необходимо избавляться. Иначе они будут оказывать разрушающее воздействие на рабочий процесс.

Каждый сеанс психотерапии проходит по определенной схеме, однако содержание беседы варьируется в зависимости от запроса клиента, его настроения и настроенности на разговор. Если сильно упрощать, то во время сеанса клиент рассказывает свою историю, содержание проблемы, а специалист задает вопросы. Однако вопросы эти исходят не из простого интереса терапевта, а формулируются специальным образом и имеют конкретные цели. Например, специалист может использовать специальные техники психотерапии и вопросы, чтобы активизировать внутренние ресурсы клиента. Если речь идет о групповой психотерапии, то терапевт следит за процессом и направляет его, а участники по очереди высказываются и делятся своими переживаниями.

На первом сеансе обычно происходит знакомство, заключение устного контракта и первичное интервьюирование. Клиент узнает про квалификацию, особенности работы специалиста и рассказывает про себя и свои трудности. Клиент и психотерапевт устанавливают профессиональные границы и обговаривают все условия предстоящей работы.

Оплата психотерапии

Оплата за сеанс психотерапии – одна из самых сложных и дискуссионных тем. Однако любая профессия предполагает предоставление услуг в обмен на деньги. В данном случае клиент платит деньги за то, чтобы специалист тратил свое время на работу с ним. К тому же деньги имеют важное значение для самого процесса психотерапии и влияют на его успешность. Отдавая посильную для себя сумму, клиент скорее включается в работу, больше ценит процесс и охотнее стремится к скорейшим изменениям. Оплата за психотерапию устанавливает границы, создает дистанцию между клиентом и психотерапевтом.

Стоимость сеанса психотерапии варьирует в среднем от 500 до 6000 рублей за 60 минут. О стоимости своей работы психотерапевт ставит в известность заранее, при первом знакомстве. В большинстве случаев она зависит от квалификации специалиста и его профессионального стажа.

Однако психологическая помощь может быть и бесплатной. Например, существует государственная служба психологической помощи, которая предоставляет бесплатные консультации. Или в экстремальных ситуациях работают специалисты, которые оказывают краткосрочную помощь пострадавшим. Например, во время боевых действий, террористических актов или стихийных бедствий. Если речь идет о долгосрочной психотерапии, то желательно, чтобы клиент сам оплачивал сеансы. Это настраивает на работу и изменения.

Методы психотерапии

Различные методы психотерапии представляют собой способы реализации помощи клиенту и включают в себя множество техник и методик. Метод зависит от направления психотерапии, к которому принадлежит специалист.

На данный момент существует более 400 различных методов психотерапии, многие из которых эффективны и широко распространены. От метода зависит и способ работы с клиентом, и понимание психики и психических расстройств. Многие ученые делают попытку проанализировать основные методы психотерапии и систематизировать их.

Советский ученый и психотерапевт И.З. Вельвовский с коллегами разработал следующую классификацию, в зависимости от состояния клиента:

  • Психотерапия в состоянии бодрствования
  • Психотерапия в особых состояниях функционирования мозга (гипноз, аутогенные тренировки, релаксация)
  • Психотерапии в состоянии стресса и острой травмы

Внутри каждого метода психотерапии существует множество методик, которые применяются на определенном этапе и при работе с теми или иными трудностями клиента. Комплексы методов, связанных общими представлениями и подходами к лечению, представляет собой разные направления психотерапии и школы.

В каждом направлении и школе существуют свои разнообразные техники психотерапии и упражнения. Однако все они являются основами психотерапии и направлены на улучшение психологического состояния, ослабление негативных симптомов, достижение эмоционального комфорта и улучшение качества жизни.

Применение техник психотерапии зависит от направления работы терапевта в данный момент:

  • работа с эмоциями и состояниями,
  • работа с поведением,
  • работа с отношением к проблеме,
  • работа с самой проблемой.

В процессе работы специалист постоянно проверяет, оказывают ли техники психотерапии, которые он выбрал, нужный эффект. Если они оказываются нерезультативными, то терапевт меняет стратегию работы. Из-за широкого набора техник психотерапии процесс становится очень гибким, и специалист подбирает упражнения и методики в зависимости от конкретной ситуации и особенностей клиента.

Психотерапия и лекарства

Выписывать лекарства может только психотерапевт с высшим медицинским образованием. Обычно это психиатр, который получил дополнительное образование психотерапевта. Такой специалист владеет техниками психотерапии, помимо медицинских знаний. Он вправе работать с клиентами, имеющими психические расстройства, и параллельно с психотерапевтической помощью назначать фармакологическое лечение. Таким образом, терапевт воздействует на болезнь и снимает негативные психологические последствия, отрицательные эмоции, проблемы в межличностном взаимодействии.

Длительность психотерапии зависит от множества факторов, таких как, например, особенности проблемы, личность клиента и терапевта, внешние события. Таком образом, она может иметь продолжительность от одной встречи до нескольких лет еженедельных сеансов. Сколько будет длиться психотерапия, клиент и терапевт определяют совместно. В процессе работы они подводят промежуточные итоги и заново определяют цели и приблизительный срок завершения. Многое зависит от того, сколько времени нужно, чтобы исследовать волнующую клиента тему, разобраться во всех ее нюансах и найти пути разрешения трудностей.

Однако изначально психотерапия может быть краткосрочной и долгосрочной, в зависимости от тяжести ситуации и особенностей проблемы.

Краткосрочная психотерапия

В среднем краткосрочная психотерапия длится от пяти до десяти сессий. Она направлена на проработку одной проблемы или конкретного симптома. Такая психотерапия не приносит глобальных результатов, но способна подарить быстрое облегчение и быстро помочь клиенту. Чаще всего к краткосрочной терапии прибегают в ситуации, когда нужно срочно принять важное решение, есть конфликт на работе или тревога перед предстоящими экзаменами. Обычно эти трудности появляются в жизни клиента непосредственно перед приходом к психотерапевту и еще не успевают обрасти множеством сопутствующих трудностей, стрессов, переживаний и защитных механизмов. В такой ситуации психотерапевт не погружается глубоко в историю жизни клиента, а дает конкретные упражнения на разрешения данной ситуации.

Длительная психотерапия

Долгосрочная терапия может длиться примерно от полугода и направлена на глубинные личностные изменения. Здесь важно не просто снизить разрушительное влияние проблемы, но и разобраться в ее истоках, разработать стратегии совладания на будущее. Длительная психотерапия подходит для людей, у которых есть трудности в разных сферах жизни, есть психологические травмы, проблемы, от которых не удается избавиться длительное время. Психотерапевт помогает клиенту по-новому взглянуть на свою жизнь и изменить сложившиеся стереотипы поведения и реагирования на обычные ситуации.

Было проведено множество исследований эффективности психотерапии, которые показали, что терапия приводит к лучшим результатам, чем отсутствие воздействия и лечение с помощью плацебо. В среднем исследования показали, что у клиента, прошедшего психотерапию, обнаруживается больше улучшений качества жизни, чем у 80% человек, которые терапию не проходили. Психотерапия продемонстрировала свою эффективность при лечении депрессии, тревожных расстройств, различных зависимостей, нарушений питания и других проблем.

Если говорить об эффективности конкретного вида психотерапии, то здесь не было обнаружено значимой разницы. Чтобы в конкретном случае работа с терапевтом дала свои плоды, нужно тщательно подобрать высококвалифицированного специалиста и подход, который будет комфортен именно вам.

Результат психотерапии

Многие клиенты, приходя на психотерапию, ожидают чуда, волшебного исцеления и мгновенного исчезновения симптома. Однако через несколько встреч он понимает, что психотерапевт никакой не волшебник, а его счастье только в его собственных руках. С этого момента начинается глубокая работа, которая непременно приносит свои плоды. В результате обязательно происходят личностные изменения и появляется другой взгляд на трудности и на жизнь в целом.

Целью любой психотерапевтической помощи является не просто снятие симптома и временное облегчение состояния, но улучшение качества жизни. Терапевт совместно с клиентом в процессе работы вместе находят инструменты и способы повышения качества жизни. Таким образом, клиент учится самостоятельно, без помощи психотерапевта, справляться со сложными ситуациями и состояниями в будущем.

Однако, справившись с одной проблемой, клиент может захотеть продолжить психотерапию и сформулировать новый запрос. Тогда все условия обговариваются заново и ставятся новые цели.

В целом, консультирование и психотерапия во многом пересекаются, имеют схожие техники и методики. И тем не менее для каждого конкретного случая необходимо подобрать свой вид помощи. От этого зависит успешность работы и долгосрочность изменений. Поэтому консультирование и психотерапия имеют свои показания и противопоказания.

Психологическое консультирование направлено на решение повседневных трудностей клиента. Психолог помогает людям, испытывающим сложности в межличностном общении, на работе, в отношениях с близкими. Если клиент находится на распутье, ему нужно принять решение и взвесить все за и против, он в собранном и активном состоянии и готов действовать, ему больше подойдет психологическое консультирование.

Психотерапия направлена на помощь человеку, имеющему определенные психические нарушения или не клинические, но тяжелые состояния, например, легкую степень депрессии, фобии, тревогу. В некоторых случаях психотерапия применяется совместно с медикаментозным лечением. Она фокусируется на внутриличностных проблемах человека. Направлена психотерапия на помощь людям, находящимся в более тяжелом состоянии. Такие клиенты чувствуют бессилие, у них нет сил быстро собраться и решить все сложности. Они от специалиста ждут спасения и исцеления. Им для начала нужно гармонизировать внутреннее состояние, а потом уже разбираться с жизненными трудностями.

Психологическое консультирование направлено на:

  • поиск выхода из сложной ситуации (профессиональной, учебной)
  • решение межличностных конфликтных ситуаций
  • преодоление стресса и повышение стрессоустойчивости
  • изменение отношения к проблеме
  • принятие решения и другие

Психотерапия направлена на:

  • изменение привычного поведения и мышления
  • преодоление личностного кризиса
  • выход из депрессии
  • преодоление тяжелых состояний, связанных с утратой близкого
  • дополнительную помощь при лечении психических расстройств

Виды психотерапии

Существует два вида психотерапии: индивидуальной или групповой. В первом случае психотерапевт и клиент общаются один на один, а во втором – специалист работает с группой, которые взаимодействуют и с ним, и друг с другом. К тому же в качестве отдельного вида психотерапии выделяют детскую психотерапию. Она направлена на работу с детьми и подростками. Все эти виды психотерапии направлены на помощь людям с разными проблемами и трудностями.

Специально организованная форма взаимодействия клиента и психотерапевта называется индивидуальной психотерапией. Этот вид психотерапии включает в себя различные техники, методики и упражнения. Зачастую индивидуальная психотерапия подразумевает участие психотерапевта и клиента. Во время сеанса психотерапии все внимание специалиста направлено на клиента, его трудности и сильные стороны. Выделяют краткосрочную (до 20 сеансов) и долгосрочную (от 20 сеансов) терапию. Длительность работы, мишени и особенности взаимоотношений клиента и терапевта в рамках индивидуальной психотерапии зависят от подхода, в котором работает специалист.

Групповая психотерапия

В отличие от индивидуальной психотерапии, групповая рассчитана на несколько участников. Этот вид психотерапии направлен на межличностное взаимодействие, обмен опытом и получение отклика, обратной связи в ответ на свои слова и переживания. Зачастую групповая психотерапия ассоциируется с собраниями анонимных алкоголиков, однако группа может обсуждать очень широкий круг проблем и трудностей. Во время взаимодействия люди говорят о себе и своих трудностях, чувствах и переживаниях, отношении друг к другу, мечтах и планах на будущее. Специалист следит за процессом групповой психотерапии, создает условия для безопасной работы клиентов, следит за процессом, регулирует его и направляет. Постепенно группа превращается в уникальную команду, где возникают и решаются свои трудности, где происходит общий процесс, в который каждый участник вносит одинаково важный вклад.

Детская психотерапия направлена на помощь детям и подросткам с симптомами психических, пограничных и психосоматических расстройств, пережившим травмирующее событие, трудности в учебе или поведении.

Психотерапия детей берет свое начало с работ Фрейда, в которых он описывал применение психоанализа к маленьким детям. Однако он в своей работе не учитывал особенности возраста и применял те же техники, что и при работе со взрослыми пациентами. С тех пор детская психотерапия начала развиваться как отдельное направление, со своей спецификой. Большой вклад в развитие этого направления внесли такие известные ученые, как М. Кляйн, А. Фрейд, Д. Леви и другие.

Детская психотерапия может быть ориентирована на работу только с ребенком, а может включать в процесс так же родителей, воспитателей или учителей. В работе с детьми психотерапевты используют игровые методы и творчество. Через эти процессы, естественные для ребенка, специалист раскрывает эмоциональные, поведенческие и другие особенности ребенка. Терапевт учитывает этапы нервно-психологического развития ребенка и подбирает индивидуальный подход к каждому ребенку. Благодаря работе с психотерапевтом ребенок научается выражать свои сильные чувства, преодолевать страхи, взаимодействовать с окружающими, управлять своим поведением.

Клиническая психотерапия

Такое направление терапевтической практики, как клиническая психотерапия, применяется в рамках помощи пациенту психиатрической клиники. Это не обязательная процедура, но может успешно применятся совместно с медикаментозным лечением по назначению врача. Наиболее часто клиническая психотерапия применяется при пограничных психических расстройствах и зависимостях.

Методы клинической психотерапии обширны, но их применение зависит от диагноза пациента, его личностных особенностей. Работа с пациентом направлена на снятие или смягчение побочных эффектов от препаратов, облегчение трудностей в общении и изменение отношения к себе и своему заболеванию. В рамках клинической психотерапии специалист помогает пациенту активизировать внутренние ресурсы и повысить качество жизни. Перед психотерапевтом могут стоять очень узкие практические задачи, например, работа с нарушениями сна, адаптацией к больничным условиям или конфликтами между пациентами. В клинике может проводиться как групповая психотерапия, так и индивидуальная. Правильно подобранные методики и доброжелательное отношение специалиста являются основами психотерапии и психокоррекции.

Направления психотерапии

На данный момент существует множество различных школ и направлений психотерапии, как в России, так и в мире. Их многообразие и разнонаправленность делают очень трудным процесс их классификации и систематизации. Но можно выделить основные направления психотерапии, которые наиболее распространены и имеют научное обоснование.

На рубеже 19 и 20 веков Зигмунд Фрейд разработал психологическую теорию, из которой впоследствии и появится психотерапевтический подход. Фрейд и его коллеги видели прямую связь поведения и психологических особенностей человека с внутренними бессознательными процессами, влечениями и конфликтами, а также целым рядом описанных ими психологических структур. Эти идеи получили широкое распространение и вылились в более чем 20 концепций и подходов к работе с психикой человека.

Главная задача аналитика – помочь клиенту в процессе психотерапии осознать свои бессознательные конфликты и детские переживания. А также он вместе с клиентом должен проработать конфликт, выяснив как именно он влияет на поведение, отношения и в целом на жизнь клиента. Для этого у специалистов есть множество методов, например, толкование сновидений и метод свободных ассоциаций.

К тому же, чтобы индивидуальная психотерапия была эффективной, психоаналитик и клиент должны создать так называемый терапевтический альянс. Это доверительные взаимоотношения между пациентом и терапевтом, совместные усилия, направленные на достижение общей цели.

Личность аналитика, его профессиональные навыки являются основами аналитической психотерапии и предопределяют ее эффективность. Он должен вместе с клиентом погружаться в глубины его бессознательного и параллельно интерпретировать обнаруженные феномены. Зачастую этот процесс может длиться много лет еженедельных встреч.

Клиент-центрированная психотерапия

Клиент-центрированная психотерапия – один из самых популярных методов психотерапии. В середине 20 века основы данного направления психотерапии были заложены известным американским психологом Карлом Роджерсом. Главная идея Роджерса заключалась в том, что человек сам является экспертом для своей жизни. Этот подход стал альтернативой психоанализу, где аналитик считается несомненным авторитетом. Несмотря на критику со стороны аналитиков, клиент-центрированная психотерапия помогла множеству людей и обрела невероятную популярность. За свою работу Карл Роджерс был номинирован в 1987 году на Нобелевскую премию мира.

Основные идеи клиент-центрированной психотерапии заключаются в безусловном принятии, уважении и доброжелательном отношении к каждому человеку. Роджерс считал, что правильные взаимоотношения клиента и психотерапевта, построенные на доверии, — важнейшее условие эффективной психотерапии. Терапевт должен принять человека со всеми его особенностями и создать благоприятные условия, позволяющие клиенту развиваться.

Процесс психотерапии представляет собой диалог клиента и терапевта. Клиент выбирает интересную для него в данный момент тему и, благодаря специальным вопросам психотерапевта, исследует ее. Терапевт сосредоточен на клиенте, обеспечивает ему внимание и принятие. Благодаря такой доверительной атмосфере человек имеет возможность говорить на самые волнующие и трудные темы, не боясь осуждения. Клиент чувствует поддержку, и у него появляются силы, чтобы справиться со своими трудностями, находит способы решить проблему.

Клиент-центрированная психотерапия помогает человеку сформировать устойчивую адекватную самооценку, более реалистично смотреть на мир и доверять ему.

Воспринимая мир, людей, события, каждый из нас получает совершенно разную информацию. Мы не можем справиться с колоссальным объемом данных, которые поступают через наши сенсорные системы. Поэтому каждый человек воспринимает информацию индивидуально и выбирает важное именно для него. В результате мы формируем свой уникальный взгляд на мир.

Выдающийся американский психолог Арон Бек, разрабатывая свое направление психотерапии, пришел к выводу, что именно интерпретации событий, то есть мысли, определяют эмоции, поведение и особенности существования человека. Ученый наблюдал за людьми с депрессией и понял, что во многом их страдания связаны с негативным восприятием себя, своей жизни и мира. Наблюдения Бека легли в основу когнитивной психотерапии, как метода работы с мыслями человека и его представлениями о мире.

Годы практики показали, что данное направление подходит для устранения широкого круга трудностей и симптомов и практически не имеет ограничений. Психотерапевт в рамках когнитивной психотерапии помогает клиенту взглянуть на вещи под разными углами, расширить его видение.

Методы, с которыми работает когнитивная психотерапия, разнообразны. Они призваны помочь пациенту научиться анализировать и проверять свои мысли на истинность, справляться с дезадаптирующими убеждениями, смотреть на мир и свой собственный опыт с разных сторон. Например, специалист по когнитивной психотерапии работает с иррациональным убеждением клиентки: «Я не смогла удержать мужа, значит, со мной что-то не так». Из-за этого страдает ее самооценка, негативные эмоции не дают женщине сосредоточиться на работе, накопившийся стресс приводит к ссорам с родственниками и друзьями. Терапевт вместе с клиенткой разбирается с этим и другими убеждениями клиентки, их природой и влиянием на ее жизнь. В результате у человека, обратившегося за помощью, появляются новые представления о ситуации и новые способы решения своих трудностей.

Поведенческая психотерапия

Поведенческая (бихевиоральная) психотерапия была основана в 20-е годы ХХ века учениками Джона Уотсона, основателя бихевиористского (поведенческого) направления в психологии. В самом начале развития поведенческая психотерапия представляла собой комплекс методов, направленных на научение тому или иному поведению. Она базировалась в том числе на учении об условном рефлексе русского физиолога И. П. Павлова. Изначально бихевиоральный подход в консультировании и психотерапии возник для помощи людям с поведенческими и эмоциональными расстройствами, например, страхами и фобиями.

Показаний к применению поведенческой психотерапии существует множество. Она способна помочь при фобиях, панических атаках, психосоматических расстройствах, нарушениях питания и сна, сексуальных проблемах, при трудностях обучения и гиперактивности у детей.

Основная цель поведенческой психотерапии – изменить привычное поведение клиента, что повлечет за собой множество глубинных изменений. В настоящее время элементы и отдельные приемы бихевиорального подхода используют разные виды психотерапии при работе с широким спектром трудностей.

Упражнения поведенческой психотерапии направлены на постепенную тренировку того или иного навыка. В самом начале клиент и терапевт вместе анализируют привычное поведение, находят мешающие элементы, формулируют правильное поведение и определяют этапы работы. Затем клиент маленькими шагами тренирует новое поведение, получая от психотерапевта поощрения за хорошую работу. Такие упражнения являются основой данного вида психотерапии и приводят к существенным изменениям. Так постепенно поведенческая психотерапия помогает клиенту встроить новый образ действий в свою жизнь и избавиться от вредных и разрушительных привычек.

Поведенческая психотерапия и когнитивная психотерапия стали основой для создания когнитивно-бихевиорального направления, объединяющего работу с мыслями и поведением человека. Отдельные методы данного направления эффективно применяются в клинической психотерапии и других подходах.

Зародившаяся в ХХ веке экзистенциальная психотерапия не стремилась разложить психику человека на отдельные части и поставить клиенту диагноз. Ее целью было изучить человека в комплексе с его представлениями о таких глобальных вещах, как смысл жизни, смерть, одиночество, истина. В этом плане существует очень тесное переплетения экзистенциальной психотерапии с философскими идеями.

Экзистенциальный подход в консультировании и психотерапии направлен на помощь человеку в поиске себя, своего места в жизни. Он не ставит целью изменить его поведение или научить мыслить по-другому, а лишь осмыслить собственные цели и намерения. Таким образом, экзистенциальная психотерапия делает упор на свободу личности, выбор жизненного пути.

В рамках экзистенциального консультирования и психотерапии утверждается, что все трудности клиента берут начало из самой природы человека, его постоянного поиска смысла жизни. Человеку приходится принимать решения и брать за них ответственность, сталкиваться с противоречивым миром и взаимодействовать с разными людьми. Справиться со всем этим и со своими собственными чувствами и переживаниями бывает очень непросто. Поэтому экзистенциальная психотерапия ставит целью подвести клиента к осознанию жизненных ценностей и изменению жизни в соответствии с ними.

Работа строится на доверительном диалоге между клиентом и терапевтом. При этом специалист не давит на клиента и не навязывает ему свое мнение, а мягко направляет его своими вопросами к осознанию своих ценностей, потребностей, убеждений и представлений о гармоничной и счастливой жизни.

Одним из известнейших приверженцев экзистенциальной психотерапии современности является Ирвин Ялом. Он является ярым сторонником индивидуального подхода к каждому человеку и каждый раз для клиента заново изобретает терапию, чтобы все тщательно подобранные методы психотерапии подходили именно ему. Его книги по экзистенциальной психотерапии «Когда Ницше плакал», «Мамочка и смысл жизни», «Шопенгауэр как лекарство» и другие стали бестселлерами.

Системная семейная психотерапия

Системная семейная психотерапия – одно из самых молодых направлений, которое продолжает активно развиваться. Основное отличие этого подхода в том, что клиентом является не один человек, а целая семья или некоторые члены семьи. Даже если на прием приходит один человек, в работу включается вся его семья, взаимоотношения с близкими родственниками. Системная семейная психотерапия возникла параллельно в Европе и Америке в 1950-е годы. В разработке этого подхода участвовали одновременно психологи, антропологи, врачи и математики. В основу легло представление о семье, как о целой системе, со своей структурой, кризисами и внутренними связями.

Специалисты, работающие в семейной психотерапии, рассматривают проблемы каждого из членов семьи, как результат трудностей в функционировании всей системы и нарушениях в межличностной коммуникации. Психотерапевт пытается выявить нарушения и их роль. Ведь даже негативные симптомы могут нести выгоду. Например, семья объединяется и сближается в борьбе с алкоголизмом одного из членов. Поэтому в рамках семейной психотерапии специалист рассматривает всю семейную историю, разбирается во взаимоотношениях и ролевых позициях, которые занимают члены семьи. В процессе работы происходит трансформация семьи, изменяется поведение членов семьи и впоследствии изменяются и семейные отношения. Для терапевта, который работает в рамках семейной психотерапии, важно проанализировать привычные способы общения в семье, семейные правила. Затем совместно с клиентом или клиентами происходит совместный творческий поиск альтернативных вариантов взаимодействия. В результате терапии происходит гармонизация всей семейной системы.

Работа с супружескими парами также может осуществляться в рамках групповой психотерапии, а не только индивидуально. Это дает возможность клиентам делиться с другими своей историей и смотреть со стороны на чужие семейные модели. Такая терапия рассчитана на 3-7 пар. Специалисты в работе пользуются методами групповой психотерапии и семейной психотерапии. На группе разбираются, анализируются и решаются различные проблемы, связанные с внутрисемейным общением, воспитанием детей, бытом и другими аспектами супружеской жизни.

Телесно-ориентированная психотерапия – это очень интересное направление помощи, которое работает с проблемами с помощью двигательных и телесных упражнений. Основы телесной психотерапии были заложены Вильгельмом Райхом, учеником Зигмунда Фрейда. Он обратил внимание, что работа с телом, с мышечным корсетом помогает в разрешении многих трудных ситуаций. Райх сравнивал мускульные зажимы с защитным панцирем, который образуется в ответ на негативное внешнее воздействие. Эти зажимы очень тесно связаны с психологическими защитами, со страхами и конфликтами, которые вытесняются в бессознательное. Работа телесной психотерапии направлена в том числе на избавление от зажимов и через это разрешение психологического конфликта.

Сейчас данный подход имеет множество ответвлений, подходов и школ. Кто-то из приверженцев телесной психотерапии работает с жизненной энергией человека, кто-то – через танец или другие физические упражнения. Основная цель, на которую направлена телесная психотерапия – снять зажимы, осознать свое тело и выразить все свои скрытые чувства. Терапевт поддерживает клиента, обращает его внимание на телесное напряжение и помогает связать его с теми или иными переживаниями. Однако телесная психотерапия используется совместно с другими методами психотерапии, чтобы повысить эффективность.

Позитивная психотерапия

Становление позитивной психотерапии связано с именем известного немецкого невролога, психиатра и психотерапевта Носсрата Пезешкиана. Исследователь отмечает, что термин «positive psychotherapy» происходит от латинского «positum» — «целое, единое, данное, реально существующее», а не от «positivus» — «положительное». Таким образом, Пезешкиан подчеркивает, что для позитивной психотерапии важно рассматривать жизнь человека, его особенности и проблемы, как совокупность, единство и положительных, и отрицательных аспектов.

Преимущество данного подхода в том, что он доступен для многих социальных и возрастных групп, а также для людей разных культур. В своих методах позитивная психотерапия интегрирует мудрость Востока с научностью и системностью Запада. Специалист работает не с проблемами и болезнями человека, а с его актуальными способностями. Под актуальными способностями позитивная психотерапия понимает стороны личности, которые человек использует в повседневной жизни. Например, это пунктуальность, вежливость, уверенность, терпение и другие. Основная цель позитивной психотерапии – мобилизовать внутренние ресурсы человека, чтобы он мог принимать здравые и взвешенные решения во всех жизненных ситуациях. Работа терапевта с клиентом направлена не на борьбу с окружающим миром, а на его принятие во всем многообразии.

Гештальт-терапия прошла довольно длинный путь от никому не известной теории до одного из самых известных и авторитетных подходов. Ее основоположником является выдающийся психиатр и психотерапевт Фредерик Перлз. Термин «гештальт» понимается как нечто целостное, не сводимое к сумме частей. Данный вид психотерапии позволяет клиенту обрести целостный взгляд на жизнь и себя.

Терапевт помогает клиенту сфокусироваться на настоящем моменте, начать жить по принципу «здесь и теперь» и развить самосознание. С помощью специальных техник формируется внимательное отношение к эмоциям и телесным ощущениям. Клиент учится быть бережным и заботливым по отношению к себе, а также жить не в мире фантазий и воспоминаний, а наиболее полно проживать настоящий момент.

Психотерапия – это раздел медицины, а также клинической психологии, необходимый для оказания профессиональной психологической помощи относительно здоровым и больным людям при психиатрических болезнях (душевных расстройствах) (этим занимается клиническая психотерапия), для разрешения затруднений и проблем психологического характера, возникающих у людей (это удел психологической психотерапии), при появляющихся потребностях поменять отношение к собственной личности и социальному окружению, улучшить качество жизни, решить семейные проблемы (в этом помогает прагматическая психотерапия). Психотерапевтическая помощь оказывается в основном в двух формах: индивидуальной (консультирования) и групповой (дискуссии, игры и тому подобное).

Впервые понятие психотерапия употребил Дэниел Тьюк в своей книге в 1872 году. А в 90-е годы 19 века психотерапия стала общеупотребительным понятием в связи с развитием техники гипноза. До 80-ых годов 20 века психотерапия и в России, и в Европе относилась только к медицине. Но потом в Европе прошел съезд психотерапевтов и определили, что психотерапия 1 – дисциплина гуманитарных наук, занятие которой является независимой и свободной профессией, 2 – данное образование должно включать высокий уровень клинической и теоретической подготовленности, 3 – гарантировалось множество психотерапевтических методов, 4 – образование одного психотерапевтического метода должно включать не только теорию, но и личный опыт, 5 – доступ к данному образованию возможен лишь при наличии широкой подготовки в области общественных и гуманитарных наук. Поэтому после этого в России на протяжении десяти лет шла активная дискуссия между врачами-психотерапевтами и психологами-психотерапевтами о том, имеют право психологи, которые не имеют базового медицинского образования, оказывать пациентам психотерапевтическую помощь. В итоге было решено, что психологи могу иметь дело не с душевными расстройствами, а с психологическим проблемами здоровых людей. Но в последнее время наблюдается большая интеграция технологий и методов психологической и клинической психиатрии, совместная работа психологов и клиницистов.

Сейчас существует сотни видов (более 400), методов, подходов, технических приемов, методик психотерапии, которое условно можно разделить так: 1 – по характеру техники (релаксации, гипнозы, нейролингвистическое программирование, психогимнастика и прочие), 2 – по психотерапевтическому инструменту (группа или сам психотерапевт), 3 – по степени вмешательства в психотерапевтический процесс, 4 – по целям для достижения (реконструктивная, переучивающая, поддерживающая), 5 – по клинической практике (социо-центрированная, личностно-центрированная, симптомо-центрированная), 6 – с использованием фармакологических препаратов или без них, 7 – с использованием природы и искусства в лечебных целях (арт-терапия, музыкотерапия, библиотерапия, натур-психтерапия, имаготерапия и прочие).

Противопоказания психотерапии

Противопоказания для проведения психотерапии:

  • слабоумие;
  • острые психические расстройства;
  • острые соматические и инфекционные заболевания, когда необходимо специализированное лечение лекарственными препаратами или хирургическое;
  • отсутствие мотивации пациента (когда он не хочет);
  • при некоторых состояниях (беременность, периоды реабилитации после тяжелых болезней и другие) необходима предельная осторожность при выборе метода психотерапии (нельзя использовать трансы, гипнозы, телесную терапию и другие).

Показания психотерапии

Показаний очень много, можно выделить такие группы:

  • психосоматические расстройства,
  • невротические реакции,
  • неврозы, посттравматические стрессовые расстройства,
  • проблемы подросткового и детского возраста,
  • депрессии,
  • сексуальные дисфункции,
  • страхи,
  • паники,
  • тревоги,
  • зависимости,
  • вегето-сосудистые нарушения (дискинезии, дистонии) и другие.

Психотерапевт определит более точно на консультации, имеются у Вас показания или нет.

Сейчас в нашей стране психотерапия интегрируется не только в здравоохранении, но и в различных социальных сферах (поддержка инвалидов и пожилых людей, реабилитации при катастрофах и спасательных работах, работа с семьями и подростками, и тому подобное). Также появляются новые системы оказания этой помощи: кабинеты психологической поддержки, психотерапевтические центры, телефоны доверия и прочие. Бесплатная психотерапевтическая помощь оказывается алкоголе- и нарко-зависимым людям.

Врач терапевт Наумов Ю.Н.

Показания и противопоказания для психотерапии Показания для терапии очень широки. Применяя медицинскую, психологическую и педагогическую модели психотерапии, можно сказать, что психотерапия показана во всех тех случаях, когда для нее отсутствуют противопоказания. Поэтому важнее ответить на вопросы: какие социальные и возрастные группы больше других нуждаются в психотерапии? Где наши усилия окажутся эффективнее? Какой должна быть эффективная психотерапия? А вот проводиться терапия может только в тех случаях, когда клиент или пациент мотивирован и от него получено информированное согласие на участие в психотерапии. Думая о показаниях к лечению, уместно знать аксиому Пола Гордона (1969): . Итак, психотерапия показана в тех случаях, когда отсутствуют противопоказания для ее проведения. Можно назвать три таких главных противопоказания: - по жизненным показаниям необходимо иное, непсихотерапевтическое воздействие; - психотерапия не эффективна; - психотерапия противопоказана в связи с морально - этическими ограничениями.

Теперь разъясним противопоказания на примерах. У человека высокая температура. Мы можем снизить ее, погрузив пациента в гипноз. А можем, диагностировав опасное и бурно развивающееся инфекционное заболевание, провести лечение антибиотиками и сульфаниламидами и снизить температуру, таким образом вылечив пациента. В этом случае по биологическим показаниям необходимо лекарственное, а не психотерапевтическое воздействие. Или еще один пример. У человека, проживающего в так называемой, - страх нападения, страх за свою жизнь. При помощи индивидуального и группового психотерапевтического воздействия можно уменьшить этот страх. И человек с пониженным чувством опасности может стать жертвой нападения. Поэтому здесь нужны не психотерапевтические, а социальные меры защиты данного человека.

Переходим ко второму противопоказанию. Психотерапия не эффективна, например, тогда, когда у тяжело больного человека не образуются условные рефлексы. Возможно, вас просят работать с тяжело слабоумным человеком. И вы понимаете, что уровень его психического развития настолько низок, что ваши усилия попросту не будут оставлять никаких следов в его мозгу. В других случаях терапия не эффективна в исполнении конкретных специалистов с конкретными клиентами или пациентами. Одни специалисты чувствуют себя не эффективными с детьми, другие - с пожилыми людьми. У кого - то хуже результат при работе с определенными расстройствами. Например специалист эффективно работает с истерическими нарушениями и не эффективно с навязчивостями, и т. д.

Противопоказания в связи с морально - этическими ограничениями очень зависят от конкретной школы психотерапии. Известно, что совершенно недопустимое в одной школе приветствуется и одобряется в другой школе как наиболее правильный стиль поведения. Традиционный психоаналитик обязан соблюдать нейтральность в отношениях с пациентом, тогда как специалист в области гештальт - терапии, и особенно поведенческой терапии, во время сеанса активен, эмоционален, стимулирует пациента. Во многих школах запрещена психотерапия без обратной связи, когда терапевт выступает перед аудиторией клиентов и пациентов, и каждый из них лишен возможности диалога с терапевтом.

Комплексный подход в лечении различных заболеваний, учитывающий наличие в этиопатогенезе трех факторов (биологического, психологического и социального), обусловливает необходимость корригирующих воздействий, направленных на каждый фактор, соответствующий его природе. Это означает, что психотерапия как основной или дополнительный вид терапии может применяться в комплексной системе лечения пациентов с самыми разнообразными заболеваниями. Однако удельный вес психотерапевтических воздействий, их общая направленность, объем и глубина определяются рядом факторов, которые и рассматриваются как показания к психотерапии (индикация). Показания к психотерапии определяются ролью психологического фактора в этиопатогенезе заболевания, а также возможными последствиями перенесенного ранее или текущего заболевания.

Наиболее существенным показанием к психотерапевтической работе с конкретным пациентом является роль психологического фактора в возникновении и течении болезни. Чем больше удельный вес психологического фактора в этиопатогенезе заболевания, тем более показана психотерапия и тем большее место она занимает в системе лечебных воздействий. Иными словами, чем более выражена психогенная природа заболевания (то есть чем более выражена психологически понятная связь между ситуацией, личностью и болезнью), тем более адекватным и необходимым становится применение психотерапевтических методов. Показания к психотерапии также обусловлены возможными последствиями заболевания. Понятие «последствия заболевания» можно конкретизировать. Они могут быть связаны с клиническими, психологическими и социально-психологическими проблемами. Во-первых, это возможная вторичная невротизация - манифестация невротической симптоматики, вызванная не первичными психологическими причинами, а психотравмирующей ситуацией, в качестве которой выступает основное заболевание. Во-вторых, это реакция личности на болезнь, которая может как способствовать процессу лечения, так и препятствовать ему. Неадекватная реакция личности на болезнь (например, анозогнозическая или, напротив, ипохондрическая) также нуждается в коррекции психотерапевтическими методами. В-третьих, возможны психологические и социально-психологические последствия. Тяжелая болезнь, изменяющая привычный образ жизни пациента, может приводить к изменению социального статуса; невозможности реализации и удовлетворения значимых для личности отношений, установок, потребностей, стремлений; к изменениям в семейной и профессиональной сферах; сужению круга контактов и интересов; снижению работоспособности, уровня активности и мотивационных компонентов; неуверенности в себе и снижению самооценки; формированию неадекватных стереотипов эмоционального и поведенческого реагирования. В-четвертых, в процессе хронического заболевания возможна динамическая трансформация личностных особенностей, то есть формирование в ходе болезни личностных особенностей (повышенной сенситивности, тревожности, мнительности, эгоцентричности), нуждающихся в корригирующих воздействиях. Безусловно, что в каждом конкретном случае показания к психотерапии определяются не только нозологической принадлежностью, но и индивидуально-психологическими особенностями пациента, в том числе, его мотивацией к участию в психотерапевтической работе.

Под психотерапией понимают процесс комплексного лечебного воздействия с помощью слова на психику больного, а через нее на весь его организм с целью устранения болезненных симптомов и изменения отношения к себе, своему состоянию и окружающей среде. При этом слово должно нести информацию, нужную больному, должно ободрить его, успокоить, показать новые жизненные перспективы.

Психотерапия широко используется при лечении больных неврозами и значительно меньше - при органических поражениях нервной системы и других заболеваниях. Между тем многочисленные наблюдения показывают целесообразность использования психотерапии в любом лечебном учреждении, как метода, который облегчает проведение многих исследований и лечебных процедур, повышая их эффективность. Особенно велика роль психотерапии в лечебных учреждениях реабилитационного профиля. Это объясняется тем, что на реабилитацию направляются больные с тяжелыми физическими дефектами вследствие перенесенного заболевания или травмы, у которых за период болезни развиваются различные реактивные невротические наслоения. У многих из них вследствие наступившего увечья утрачивается возможность возвращения к прежней трудовой деятельности, возникают проблемы дальнейшего приспособления к труду и быту на новом, сниженном уровне. Все это способствует снижению эмоционального тонуса, многие теряют веру в выздоровление и не включаются активно в восстановительное лечение, что обрекает его на неуспех, так как эффективность восстановительного лечения в значительной мере зависит от деятельного участия в нем самого больного. У многих больных, которые до поступления в реабилитационный стационар находились на длительном постельном содержании, развивается астения, вялость, утомляемость, включение в активную физическую тренировку вызывает у них страх, даже негативное отношение. Кроме того, органическое поражение головного мозга сопровождается нарушением корковой нейродинамики, что создает почву для развития различных неврозоподобных симптомов, которые требуют специального психотерапевтического воздействия. При этом большую роль играет весь медицинский персонал лечебного учреждения, который, с одной стороны, участвует в создании психотерапевтической среды в отделении, с другой - помогает врачу в проведении специальных методов психотерапии, в наблюдении за поведением больных, их настроением, контактах друг с другом и т. п.

Психотерапию принято разделять на общую и частную или специальную.

Под общей психотерапией понимают весь комплекс психических факторов воздействия на больного, независимо от характера заболевания, который направлен на повышение его сил в борьбе с заболеванием, на создание охранительно-восстановительного режима, исключающего психическую травматизацию. Психотерапия в таком плане является средством, способствующим созданию соответствующей атмосферы или "психотерапевтического климата", на фоне которых проводятся другие виды лечения - лечебная физкультура, физиотерапия, лекарственная терапия. Общая психотерапия должна являться неотъемлемой частью в системе лечебных мероприятий в любом медицинском учреждении.

Частная или специальная психотерапия подразумевает использование специальных методик. Эти методики условно можно разделить на внушение, убеждение и активизирующую психотерапию. Кроме того, различают индивидуальную и коллективную психотерапию.

Внушение - это своеобразное психологическое воздействие одного человека на другого. Внушение, применяемое врачом в лечебных целях, называется лечебным внушением. Различают внушение в гипнотическом состоянии естественного сна, внушение после введения наркотических или снотворных средств (наркогипноз), внушение в состоянии бодрствования и самовнушение.

Гипнотическое состояние (гипноз) - частный сон, состояние перехода между бодрствованием и сном. При этом часть коры головного мозга затормаживается, что способствует устранению восприятия посторонних раздражителей, в других частях коры развиваются гипнотические фазы. За счет изолированного бодрствующего пункта в коре мозга контакт врача и больного (рапорт) становится полностью изолированным. Состояние гипноза может быть использовано самостоятельно в лечебных целях ("гипноз - отдых" по К. И. Платонову) и для проведения во время него словесного внушения. Внушение может быть императивным (повелительным) и мотивированным (разъяснительным).

Внушение в состоянии бодрствования осуществляется врачом в форме целенаправленного разъяснения тех положений, которые следует внушить больному.

Самовнушение основано на имеющихся наблюдениях, что сделанное больным самому себе внушение того или иного состояния, сопровождается физиологическими изменениями в различных системах и органах. По аналогии с внушением сущность самовнушения - в наличии концентрированного очага возбуждения в коре головного мозга, который создается больным при помощи определенных формул или мысленных представлений. Техника самовнушения состоит в том, что врач вместе с больным составляет короткую формулу самовнушения, которая направлена на устранение тех или иных болезненных симптомов, на внушение хорошего самочувствия. Эту формулу больной мысленно повторяет несколько раз в течение дня.

Аутогенная тренировка - это метод самовнушения. При этом методе первоначально достигается расслабление тонуса поперечнополосатой мускулатуры - так называемой релаксации, затем в этом состоянии производится самовнушение, направленное на те или иные функции организма.

Психотерапевтическое убеждение или рациональная психотерапия основана на воздействии на больного путем логического убеждения. Это очень распространенная методика, элементы ее находят широкое применение в каждой беседе врача с больным, во многих случаях она является ведущей формой психотерапевтического воздействия. В процессе рациональной терапии врач разъясняет больному причину тех или иных болезненных ощущений, которые он испытывает, вырабатывает у него разумное отношение к болезненным проявлениям и намечает пути к их преодолению.

Важно, чтобы в ходе разъяснительных бесед больной видел план лечения и выход из болезненного состояния.

Помимо индивидуальных форм различают коллективную и групповую форму психотерапии. При групповой психотерапии основное психотерапевтическое воздействие исходит от врача и направлено на всю группу в целом. При коллективной психотерапии используется лечебное влияние коллектива больных на каждого пациента.

Метод коллективной психотерапии в различных модификациях имеет место и в таких формах психотерапии, как лечение средой, игровая терапия, трудовая терапия и лечение занятостью. Выбор метода психотерапевтического воздействия определяется врачом на основании тщательного изучения клинического состояния больных, характера невротических проявлений, особенностей его личности. При этом, помимо клинического используются и экспериментально-психологические методы. Всякий психотерапевтический процесс начинается с ознакомления с больным и установления эмоционального контакта между больным, врачом, средним медицинским персоналом, работающим в отделении. Роль медицинских работников заключается в укреплении доверия больного к лечащему врачу, к работе лечебного учреждения.

Помимо специальной, или "большой" психотерапии важное значение имеет "малая" психотерапия, которая представляет собой весь комплекс воздействия специально обученного медицинского персонала на личность больного с целью мобилизации его компенсаторных возможностей для преодоления своего заболевания. В задачи малой или косвенной психотерапии входит создание "психотерапевтического климата" в отделении, исключающего отрицательные раздражители и вместе с тем поднимающего у больных эмоциональный тонус, веру в эффективность лечения и т. п. Большую роль играют так называемые психотерапевтические режимы. Различают два основных типа режимов:

  1. лечебно-охранительный;
  2. лечебно-активирующий.

В реабилитационном отделении последний является ведущим и имеет целью приблизить обстановку отделения к реальной жизненной среде. В то же время он обеспечивает широкие возможности для психотерапии, так как позволяет переключать больного на различные виды деятельности, активизировать сохранные стороны личности, влиять на него при помощи коллектива. Психологическое значение лечебно-активирующего режима заключается в том, что больной становится не пассивным объектом лечения, а активным участником лечения и жизни в коллективе лечебного учреждения. Лечебно-активирующий режим предусматривает развитие самоуправления.

Выбираются старосты палат, совет больных, назначаются дежурные. В реабилитационном отделении важное значение имеет организация внутреннего распорядка, соблюдение назначенного врачом режима, поддержание строгой дисциплины, чистоты и порядка в палатах, забота о внешнем виде пациентов. Создание дружного, слаженного коллектива среди больных развивает у них чувство товарищества, желание помочь отстающим в освоении тех или иных лечебно-восстановительных процедур. Отношения больного с медицинским персоналом основываются на принципе партнерства, их совместные усилия направлены на борьбу за восстановление здоровья. Медицинский персонал должен поддерживать инициативу больных, направленную на повышение эффективности восстановительного лечения. С целью повышения заинтересованности больных в получении лечебных процедур им разъясняется механизм действия того или иного лечебного фактора и рисуются реальные перспективы, на которые можно рассчитывать после лечения. Перед началом восстановительного лечения производится психологическая подготовка больных, разъясняются цели всего курса лечения, задачи отдельных лечебно-восстановительных комплексов, отдельных процедур. Намечается план восстановительного лечения для каждого больного и разъясняется необходимость активного включения в рабочую программу. Любое воздействие - лекарственное, физическое, трудовое подкрепляется словесно, с целью создания положительной доминанты реагирования на данный вид лечения - метод психотерапевтического потенцирования.

В ряде случаев психотерапевтическое воздействие подкрепляется назначением специальных нейропсихотропных средств (транквилизаторов, нейролептиков).

Большое психотерапевтическое значение имеет организация здорового соревнования между больными в освоении трудовых навыков, выполнении гимнастических упражнений. При этом целесообразно начинающим лечение больным демонстрировать успехи, достигнутые в процессе реабилитации больными, заканчивающими курс. Всю систему "малой" психотерапии осуществляет средний медицинский персонал реабилитационного отделения под руководством врача.

Специальные психотерапевтические методы проводит врач. В реабилитационном неврологическом отделении предусмотрена должность врача-психотерапевта, который работает с больными в специально оборудованном кабинете.

Роль медицинской сестры заключается в подготовке больных к занятиям психотерапией в соответствии с назначениями, сделанными в истории болезни. На ее обязанности лежит обеспечение определенной последовательности воздействия при сочетании психотерапии с другими восстановительными методиками. Медицинская сестра ведет учет посещений, наблюдает за физическим и психологическим состоянием и поведением больных после сеанса психотерапии. Эти наблюдения очень важны, так как помогают врачу планировать лечебную методику.

Особенностью программы реабилитационных мероприятий является органическое сочетание психотерапии с другими восстановительными методами. Для больных со стойким нарушением отдельных функций, особенно при наличии двигательных нарушений центрального происхождения, весьма эффективной является методика сочетания аутогенной тренировки с лечебной физкультурой. В качестве образца приводим методику, разработанную Т. Д. Демиденко, В. А. Киселевым и М. Я. Леонтьевой для больных с двигательными нарушениями после инсульта.

Демиденко Т. Д., Гольдблат Ю. В.

"Психотерапия при неврологических заболеваниях" и другие

Рассказать друзьям