Комплексное обследование зрения у подростка. Диагностика зрения у детей в клинике «Эксимер. Коррекция детской близорукости

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Проверка зрения у детей - комплекс диагностических мероприятий, позволяющих своевременно и на ранней стадии выявить возможные нарушения остроты зрения и провести их эффективное устранение. Те или иные проблемы со зрением возникают у человека в любом возрасте, но именно в детстве формируются условия для развития в дальнейшем различных патологий. Если ребенок стал хуже видеть, жалуется на головные боли или усталость в глазах, необходимо как можно быстрее обратиться к врачу-офтальмологу для проверки остроты зрения и назначения адекватного лечения (при необходимости).

Основные показания

Уже в первые месяцы жизни можно выявить нарушения работы зрительной системы. В родильном доме при первых осмотрах ребенка врач может распознать признаки наличия врожденного заболевания или аномалий глаз. Максимальное внимание уделяется детям, появившимся на свет раньше намеченного срока или после тяжелых родов. При возникновении подозрений на наличие недуга нужно получить консультацию офтальмолога.

В первый год жизни рекомендуют проводить проверку зрения в возрасте 3, 6 и 12 месяцев. В дальнейшем, при отсутствии жалоб, посетить офтальмолога обязательно нужно в 3 года, 5 лет и уже непосредственно перед школой. Проводить профилактический осмотр детей и подростков в возрасте от 6 до 17 лет врачи рекомендуют как минимум дважды в год. Только в этом случае можно своевременно выявить первые симптомы дальнозоркости, близорукости, косоглазия, астигматизма и других патологий, приводящих к нарушению функционирования зрительной системы.

Как подготовиться к исследованию

Если ребенок жалуется на ухудшение зрения или родители сами обнаружили определенные признаки проблем с ним, следует обратиться за консультацией к офтальмологу. Не стоит планировать визит к врачу во время респираторного заболевания. Плохое самочувствие приводит к тому, что ребенок становится раздражительным и капризным, а это способно воспрепятствовать правильной диагностике состояния глаз. Детям старше 3 лет обязательно нужно объяснить цель визита и суть предстоящей процедуры. От врача требуется в максимально раскрепощенной и игровой форме провести осмотр, а также вызвать у ребенка доверие.

Особенности исследования

Диагностика начинается с осмотра состояния слизистой оболочки, конъюнктивы, век, определения их подвижности и формы.

Методы проверки зрения:

  • определение остроты зрения с помощью проверочных таблиц (Сивцева, Орловой, Головина, Снеллена);
  • компьютерная диагностика;
  • тест на цветоощущения с использованием очков с цветными фильтрами;
  • теневая проба;
  • исследование глазного дна с помощью офтальмоскопа;
  • светотест на реакцию зрачка на свет;
  • проверка фокусировки взгляда на движущемся предмете.

19-04-2015, 13:50

Описание

История заболевания

Хотя обычно, обследуя новорожденного или ребенка младшего возраста, врач редко интересуется деталями анамнеза, важно не забыть выяснить все нюансы развития заболевания.

Необходимо уточнить:

  1. Замечали ли родители или педиатр какие-либо отклонения в развитии зрения у ребенка?
  2. Родился ли ребенок в положенный срок? Нормально ли протекал перинатальный период?
  3. Страдает ли ребенок каким-либо общим заболеванием?
  4. Принимает ли какие-либо лекарственные препараты?
  5. Беспокоило ли родителей состояние глаз ребенка? Например, слезотечение, длительное покраснение глаз, разный диаметр зрачков и т.д.
  6. Отличается ли развитие зрительных функций у этого ребенка от развития зрения у его братьев и сестер?

Семейный анамнез

Многие заболевания, отражающиеся на развитии маленького ребенка, имеют наследственный характер. Поэтому так важно в деталях выяснить семейный анамнез.

Внимание при опросе останавливают на следующих пунктах.

  1. Возникали ли схожие проблемы у кого-либо из членов семьи?
  2. Встречались ли в семье заболевания глаз, даже существенно отличающиеся от расстройства, наблюдаемого у вашего больного?
  3. Не родственный ли брак у родителей?
  4. Наблюдались ли в семье ребенка наследственные заболевания, даже при отсутствии прямой связи этих расстройств с патологией органа зрения?

Анамнез заболевания

Основное внимание при выяснении истории развития ребенка обращают на процесс становления его зрительных функций.

Определенную помощь могут оказать следующие вопросы.

  1. Насколько хорошо ребенок видит?
  2. Отличается ли зрительная активность этого ребенка от таковой у его братьев и сестер?
  3. Несуществует ли каких-либо особенностей со стороны зрения больного? Например, страдает ли ребенок светобоязнью?
  4. Не отстает ли развитие зрительных функций от общего развития ребенка? Не существует ли задержки общего развития?
Если родители обеспокоены нарушением развития зрения ребенка, важно установить динамику процесса, уточняя характер имеющихся жалоб.

Непостоянство предъявляемых жалоб наблюдается при:

  1. нарушении зрительных функций центрального генеза;
  2. влиянии на патологический процесс окружающей обстановки - например, больной с колбочковой дистрофией страдает светобоязнью и избегает ярко освещенных помещений.

Общее обследование органа зрения

Зрительная активность ребенка и оценка остроты зрения

Практически во всех случаях наблюдение является наиболее важной частью обследования. Врач обычно уже при сборе анамнеза способен отметить, фиксирует ли ребенок взгляд на предметах и наблюдает ли за ними. Зрительная фиксация должна быть устойчивой, а прослеживающие движения глазного яблока плавными и соответствовать направлению движения предмета заинтересовавшего ребенка.

Замечено, что способность преследовать зрительную цель (что обычно исследуют в клинической практике) зависит от правильности саккадических (но не поисковых) движении и у многих детей с неврологическими расстройствами эта способность значительно ослаблена. Поэтому нарушения фиксации и прослеживающих движений глазного яблока не всегда адекватны степени снижения зрения. Интересно, что дети с пониженным зрением на одном или обоих глазах способны сохранять практически нормальную фиксацию и прослеживающие движения глазного яблока.

Исследование фиксации

Оценка фиксации может быть упрощена за счет использования специальной системы, разработанной Зипфом (1976). Методика позволяет определить, способен ли каждый глаз к центральной и устойчивой фиксации. Необходимо отметить, что оценку топографии и устойчивости фиксации производят в условиях монокулярного зрения. Например, ребенку закрывают левый глаз, а на правом глазу выявляют центральную, устойчивую (по отсутствию нистагмоидных движении) в течение нескольких секунд фиксацию. Затем врач позволяет ребенку смотреть на объект двумя глазами. Если исследуемый глаз сохраняет фиксацию объекта, врач делает вывод о нормальной остроте зрения этого глаза.

Напротив, если исследуемый глаз в условиях бинокулярного зрения немедленно отклоняется в сторону и ребенок фиксирует объект ранее закрытым глазом - ост-рота зрения на исследуемом глазу снижена. Несмотря на то, что данное исследование помогает выявить снижение зрения, оно не в состояние дать количественную оценку остроты зрения. Центральная, по неустойчивая фиксация может иметь место при остроте зрения, находящейся в диапазоне от 6/9 (0,6) до 6/36 (0,16). Более того, эту методику используют лишь при наличии косоглазия, так как оценка устойчивости фиксации бессмысленна при правильном положении глаз.

Исследование с призмами

При отсутствии косоглазия проводят обследование с вертикальными призмами. Призму оптической силой 10 призм, дптр. ставят перед одним из глаз, поочередно направляя основание призмы вверх или вниз, что обычно вызывает появление вертикального отклонения в 10 призм, дптр. При этом парный глаз начинает фиксировать объект. Если фиксацию сохраняет глаз, перед которым стоит призма, можно сделать вывод о снижении зрения парного глаза.

Объективное количественное определение остроты зрения

Эти методики используют для объективного определения остроты зрения ребенка, не умеющего читать. К ним относят исследование оптокинетического нистагма, зрительных вызванных потенциалов и метод форсированного избирательного зрения.

Оптокинетический нистагм

Хотя техника исследования оптокинетического нистагма была разработана раньше других методов, в настоящее время этот способ применяется редко.

Форсированное избирательное зрение

Методика основывается на факте, что ребенок предпочитает смотреть па структурированные стимулы, а не на однородные объекты. Например, если перед правым глазом ребенка поместить стимул в виде вертикально расположенных полос, а перед левым глазом - гомогенный, равномерно освещенный контрольный стимул, то при возможности различить вертикальные линии на тест-объекте ребенок предпочтет смотреть вправо. Исследование проводят как в условиях монокулярного, так и в условиях бинокулярного зрения. Чаще всего для проведения обследования используют набор карточек известных под названием Карты Кплера (рис. 4.1).


Оценка зрительных функций с помощью этого теста требует движения не только глаза, но и головы и шеи. Поэтому невозможность выполнения этого теста может свидетельствовать о нарушениях глазодвигательной функции, а не о расстройствах первичной сенсорной системы. Более того, результаты исследования при определенных патологических состояниях и. что наиболее важно, при всех формах амблиопии, демонстрируют завышенную остроту зрения.

Зрительные вызванные потенциалы

Преимущество исследования зрительных вызванных потенциалов состоит в том, что для опенки зрительной функции при этом методе отсутствует необходимость в движениях глазных яблок. Однако для исключения возможности погрешностей в ходе обследования необходимо добиться внимания со стороны ребенка. Во избежание завышения остроты фения амблпопичных глаз, предпочтительно использовать структурированные зрительные стимулы, а не обычные вспышки. Истинный источник генерации зрительных вызванных потенциалов до сих нор не известен.

Исследование с помощью оптотипов

Существуют самые разнообразные оптотипы, включая оптотипы Снеллена (Snellen) для оценки зрительной функции даже у детей младшего возраста. Таблица Снеллена является золотым стандартом для проверки остроты зрения, но вполне пригодны и другие тесты, включая кольца Ландольга (Landolt), цифровые, детские оптотипы (картинки) и так называемая Е Гейм (Е Game). По возможности проверяют остроту зрения для дали и для близи. Напомним, что обследование амблиопичного больного желательно проводить полным контуром или буквами, во избежание завышения остроты зрения.

Поле зрения

Хотя у детей младшего возраста проведение обычной компьютерной периметрии невозможно, V школьников это исследование вполне достижимо (рис. 4.2).


Ориентировочно определить границы поля зрения можно практически в любом возрасте. Большой интерес представляют цветные объекты, с помощью которых у ребенка вызывают саккадические движения, направленные соответственно положению объекта в периферическом поле зрения, (рис. 4.3).


У больного с врожденной гемнанонсией может иметь место гипометрия саккадических движении. В некоторых случаях вспомогательную роль при изучении состояния нолей зрения играют электрофизиологические методики. Затруднение проведения импульса через синапс при врожденной гемпанопсин диагностируют с помощью электрофизиологического исследования зрительного нерва.

Цветовое зрение

Исследование цветового зрения незаменимо в диагностике функциональных расстройств сетчатки и зрительного нерва. Исследование проводят с помощью набора стандартизированных цветных иллюстрации Ишнхара (Ishihara, City University, Llantony or HRR) или других методик, например Фанворта (Farnsworth) D 15. У маленьких детей часто присутствует агнозия па цвета, что необходимо помнить во избежание ошибочного заключения о цветовой слепоте ребенка (рис. 4.4).

Зрачки

Офтальмологическое обследование ребенка в обязательном порядке включает определение диаметра и формы зрачков, исследование реакции зрачков на свет.

Афферентная система

Афферентный путь реакции зрачка на свет включает сетчатку и зрительный нерв и соединяется с соответствующей областью ствола мозга.

Эфферентная система

Эфферентный путь включает III пару черепно-мозговых нервов и симпатическую нервную систему.

Зрачок в период новорожденности

У новорожденных зрачок имеет маленький диаметр и вялую реакцию на свет. С возрастом диаметр зрачка обычно увеличивается.

Реакция зрачка

Оценка прямой реакции зрачка посредством мигающих вспышек (исследование афферентной реакции зрачка) трудноосуществима в связи с необходимостью контроля над фиксацией обследуемого ребенка. При этом фиксируемый объект расположен дальше источника света. Невозможность обеспечить это условие приводит к синкинезии, и реакция зрачка теряет связь со световой стимуляцией.

Исследование глазодвигательной системы

Исследование глазодвигательной системы имеет особое значение именно у детей.

Косоглазие

Косоглазие является одним из наиболее частых заболеваний глаз в детском возрасте (установлено, что распространенность косоглазия составляет 2% от общего числа доношенных новорожденных). Оценка положения глаз является первым этапом в обследовании глазодвигательной системы. У детей, не достигших 6-месячного возраста, дополнительно исследуют лишь положение светового рефлекса на роговице по методу Гиршберга (Hirschberg). Необходимо помнить, что в норме роговичный рефлекс несколько смещен от центра зрачка в носовую сторону. В связи с высокой чувствительностью это исследование обладает особой практической ценностью для выявления маленьких углов косоглазия. Однако прикрывание одного глаза, а также попеременное прикрывание и открывание одного из глаз обычно дают более точные результаты, особенно в диагностике косоглазия с маленьким углом отклонения. Для получения точных результатов при обоих методах исследования обеспечивают контроль над фиксацией ребенка.

Для выявления маленьких углов косоглазия, не определенных с помощью описанных выше методов исследования, может быть использован призменный компенсатор 4 приз. дптр. Поочередная установка призменного компенсатора перед каждым глазом приводит при отсутствии косоглазия к восстановлению фиксации для сохранения правильного положения глаз. Если перед одним из глаз поставлена призма, а попытки восстановления фиксации не происходит, можно сделать вывод о наличии скотомы подавления, обусловленной косоглазием с маленьким углом, на том глазу, перед которым установлена призма (рис. 4.5).


Вывод о правильном положении глаз может быть сделан лишь после исследования при крайних отведениях вертикального и горизонтального взора. При этом может быть выявлено косоглазие, которое не определялось в первичном положении взора. Роговичный рефлекс в ходе обследования локализуют, поочередно прикрывая глаза или наблюдая за характером отведения глаз в вертикальном и горизонтальном направлении. Важно не пропустить как гиперфункцию, так и гипофункцию наружных мышц глаза. Вынужденный наклон головы и положение подбородка могут скрывать косоглазие. Поэтому исследование положения глаз проводят при правильном положении лица и головы ребенка.

Супрануклеарные расстройства

В некоторых случаях особую важность приобретает исследование супрапуклеарной системы регуляции. Например, у детей с парезами центрального происхождения часто обнаруживают недостаточность саккаднческих движений, при этом возможно ошибочное заключение об отсутствии у ребенка зрения. Аналогичной, часто возникающей проблемой, является исследование у детей нистагма. Необходимо проведение дифференциального диагноза между врожденным и приобретенным нистагмом, имеющим более угрожающее клиническое значение. Тенденция к ухудшению фиксации при врожденном нистагме является одним из диагностических критериев при сравнении с улучшением, наблюдаемым при приобретенных его формах.

Стереоскопическое зрение

Влияние косоглазия на сенсорные отношения оценивают с помощью нескольких методов. Стереоскопическое зрение представляет собой бинокулярную функцию, посредством которой осуществляется пространственное восприятие. Восприятие глубины пространства происходит за счет наличия диспаратных точек сетчатки, играющих важную роль в формировании зрительного образа.
Правильное положение глаз, так же как и высокая острота зрения, - необходимые условия для совершенного стерео рения. Количественную оценку остроты стереоскопического зрения проводят с помощью стереоскопической методики Рендота (Randot) или флап-теста Тнтмуса (Titnius). Эти методики требуют контакта с ребенком, поэтому интерпретация результатов обследования маленьких детей должна быть очень осторожной. Из-за возможности появления погрешностей, связанных с использованием монокулярных стимулов, методику Рендота расценивают как менее точную.

Фузионная способность

Наличие или отсутствие сенсорной фузии может быть определено посредством четырехточечного цветового прибора Ворта (Worth). Ребенку надевают очки с красным (перед правым глазом) и зеленым (перед левым глазом) светофильтрами. Цветовой прибор включает четыре подсвечивающихся точечных кружка - один красного цвета, один - белого цвета и два - зеленого цвета. Исследование проводят на разных расстояниях. При нормальной фузионной способности ребенок видит четыре кружка. При диплопии будут видны пять кружков. При монокулярном зрении левым глазом будут видны три кружка, а при монокулярном зрении правым глазом - два кружка. Некоторые авторы утверждают, что исследование сенсорной фузии необязательно для оценки моторного компонента фузии.

Исследование на щелевой лампе

Осмотр на щелевой лампе, даже при отсутствии современных приспособлении, поддерживающих голову, обычно удается провести даже у маленьких детей. Ребенка сажают на колени родителей или ставят его коленями па стул. При осмотре особое внимание уделяют состоянию конъюнктивы, роговицы и передней камеры. Обследование помогает принять решение о необходимости хирургического вмешательства у ребенка с частичной катарактой.

Измерение внутриглазного давления

Хотя измерение внутриглазного давления у большинства детей не является обязательной процедурой, в определенных обстоятельствах оценка офтальмотонуса становится необходимой.

Внутриглазное давление измеряют у детей:

  • с врожденными и травматическими катарактами;
  • при наследственной предрасположенности к глаукоме;
  • при системных заболеваниях, часто сопровождающихся вторичной глаукомой (синдром Стерджа-Вебера и т.д.);
  • при длительном приеме лекарственных средств, угрожающих повышением внутриглазного давления (стероидные препараты).
Измерение внутриглазного давления можно проводить контактным и бесконтактным способами.

Врачи-офтальмологи с прискорбием констатируют, что число детей с патологией зрения значительно увеличивается из года в год.

Возможность видеть этот мир хорошо невероятно важна для ребенка, иначе он не сможет постичь его во всей красе. Для самых маленьких основное – правильное развитие зрительной системы. У подростков иные проблемы: большие школьные нагрузки зачастую вызывают зрительное переутомление, приводящее к серьезным заболеваниям.

Офтальмологи не устают напоминать родителям: раннее решение проблем детского зрения, увеличивает возможность добиться действительно хороших результатов. Зрительная система детей очень гибкая. Воздействовать на нее гораздо проще, ведь она более восприимчива. Правда, со временем ситуация изменится, поэтому, главное - воспользоваться благоприятным моментом!

Функциональное развитие глаз начинается с момента рождения ребенка и продолжается вплоть до периода полового созревания (12–14 лет). Доказано, что именно в детстве справиться с большинством офтальмологических заболеваний легче всего, без хирургического вмешательства. Но для этого необходимо своевременное диагностирование и адекватное лечение. Очень часто слишком многое зависит от того, когда именно обнаружена болезнь. Шансы на успех, как правило, очень быстро исчезают. Чтобы быть спокойным и уверенным, что все идет правильно – просто приведите ребенка к специалисту!

Современные офтальмологические клиники Москвы - это возможность полной диагностики органа зрения ребенка, профессиональные консультации специалиста и детальный медицинский прогноз. Здесь Вам помогут составить программу профилактики патологий, предложат терапевтическое или хирургическое лечение. Для каждого пациента здесь подготовят индивидуальные схемы лечения, учитывающие не только состояние, но и возраст, характер и образ жизни маленького человека. И такой подход считается нормой.

Детские офтальмологические отделения - это высокопрофессиональные офтальмологи, имеющие огромный опыт работы с детьми и прекрасно разбирающиеся в детской психологии, что делает лечение высокоэффективным и максимально комфортным для обеих сторон, что очень импонирует успокоенным родителям.

Видео об основных проблемах детской офтальмологии

Комплексная стимуляция зрения

Детство – пора формирования органа зрения, поэтому именно в этот период создается благодатная почва для исправления его только при помощи терапевтических методов и комплексной стимуляции, без хирургического вмешательства. Процедуры, применяемые в Клинике, являются безопасными для детей и полностью безболезненными. Все они подтвердили свою высокую эффективность на практике.

Динамическое наблюдение

Зрительная система ребенка пребывает в постоянном развитии, поэтому требует динамического наблюдения врача-окулиста. Лишь в этом случае можно учитывать возникающие изменения и корректировать лечебную и профилактическую программы в соответствии с возникшей ситуацией. В специализированных глазных клиниках динамическое наблюдение осуществляют детские офтальмологи с огромным опытом подобной работы.

Детская офтальмохирургия

Оперативные вмешательства по поводу косоглазия, врожденной и требуют очень взвешенного подхода и осуществляются только в случаях объективной необходимости, когда состояние изначально мешает развитию нормального зрения или угрожает ребенку слепотой.

Все направлено на то, чтобы хирургические вмешательства были более щадящими, поэтому для детей применяют лучшее оборудование и самые безопасные расходные материалы.

Все операции проходят в комфортных условиях, препараты для анестезии подбираются строго индивидуально, что обеспечивает быстроту и легкость восстановления. Буквально через пару часов после операции малышу разрешают отправляться домой.

Коррекция детской близорукости

Если у Вашего ребенка близорукость, особенно актуальным становятся ежегодные, а иногда и чаще, измерения параметров глаза. В московских офтальмологических центрах внедрена специализированная программа «Школа лечения близорукости». В рамках данной программы предусмотрен: подбор оптической или контактной коррекции для маленьких пользователей, проведение соответствующего лечения терапевтическими методами, а также составление плана индивидуальных домашних занятий по специальным методикам, комплекс гимнастики для глаз, тестирование зрения малыша в домашних условиях. Программа проводится под патронажем врача-офтальмолога, который и вносит необходимые коррективы.

Лечение детского косоглазия

Нередко для лечения косоглазия бывает достаточно терапевтических методов, таких, как специальные очки или линзы, упражнения для глаз и др. Однако, в некоторых случаях, операции не избежать. Важнейшую роль в данный период играет терапевтическое сопровождение. Ведь операции по поводу косоглазия направлены лишь на достижение косметического эффекта, не восстанавливая бинокулярности зрения. Поэтому после операций маленькие пациенты клиник Москвы проходят курс специальной терапии, помогающий адаптироваться к новому ощущению глаз, получить наилучшие результаты исправления косоглазия.

Детская амблиопия

Аамблиопия (ленивый глаз)- выключение из процесса зрения одного глаза ребенка (частично или полностью). Заболевание, как правило, развивается при косоглазии, а также высоких степенях дальнозоркости и пр. До недавнего времени медицина не располагала действенными методами терапии «ленивого глаза». И даже восстановив согласованную работу глаз ребенка, правильное стереоскопическое зрение восстановить удавалось не всегда. Сегодня в столице амблиопию научились побеждать полностью при помощи нового аппарата « ».

Дорогие родители!

Помните, только в детском возрасте возможно решить проблемы со зрением, не прибегая к радикальным мерам. Если вы заинтересованы в здоровье глаз вашего ребенка, позаботьтесь об этом сейчас. Не пренебрегайте комплексной диагностикой, только она может выявить любые скрытые патологии, решение о лечении которых затем будет принимать врач. Впрочем, результатом диагностики может стать и абсолютное здоровье глаз вашего малыша, что наверняка добавит вам хорошего настроения и принесет чувство глубокого удовлетворения. Берегите детские глазки, а профессионалы из Московских офтальмологических клиник всегда помогут вам в этом! Хорошее зрение в детстве - ключ к будущему процветанию!

Лучшие глазные клиники Москвы с детской офтальмологией

По подсчетам специалистов, за время обучения в школе частота встречаемости нарушений зрения у детей возрастает пятикратно. Казалось бы, все можно объяснить колоссальной нагрузкой на зрительный аппарат в процессе обучения. Но не лишним будет напомнить и о том, что орган зрения ребенка только формируется, а потому пластичен и обладает практически неисчерпаемыми резервами. Это позволяет приспосабливаться к любым условиям работы и легко усваивать как вредные, так и полезные привычки. Благодаря этим свойствам многие глазные заболевания поддаются лечению исключительно в детском возрасте, и тем более успешно, чем раньше начато лечение.

Готовимся к первому глазному обследованию

Первый визит к офтальмологу не стоит откладывать позднее 6 месяцев со дня появления на свет. Последующие посещения рекомендуются в 1, 3 года, перед поступлением в школу (в 5-7 лет) и далее каждые 2 года обучения в школе. Если Ваш ребенок носит очки или контактные линзы, ему необходим ежегодный осмотр.

Сообщите доктору, если заметили, что ребенок трет глазки, часто мигает, не фиксирует взгляд.
Особенности глазного обследования определяются возрастом ребенка. В большинстве случаев оно включает в себя: оформление истории болезни, исследование остроты зрения и рефракции (необходимости в коррекции зрения очками или контактными линзами), оценка содружественности движений глазных яблок, биомикроскопия и осмотр глазного дна, обучение родителей.

Значение грамотно составленной истории болезни сложно переоценить. Ваши ответы на вопросы доктора во многом определяют направление диагностического поиска. Особенно важны сведения об осложнениях течения беременности и родов, недоношенности, задержке моторного развития. Сообщите доктору, если заметили, что ребенок трет глазки, часто мигает, не фиксирует взгляд. Доктор непременно расспросит Вас о ранее установленных глазных болезнях, проведенном обследовании и лечении. Поинтересуется, были ли случаи близорукости, дальнозоркости, амблиопии, косоглазия и других болезней глаз в семье.

Обследование детей раннего возраста

С первым лучом свет, достигшим сетчатки, зрительная система начинает развиваться стремительно. Уже к 2-3 месяцам малыш фиксирует взгляд и следит за движением предметов, явно отличает игрушки ярких цветов (красного, оранжевого). К году – оценивает форму предметов (куб, пирамида, шар) и их удаленность.

Узнать, правильно ли развивается зрительная система Вашего малыша, поможет обследование:

  • Исследование реакции зрачков на свет;
    Прямая реакция определяется поочередным засвечиванием правого и левого глаза. Доктор прикрывает ладонью один из глаз Вашего ребенка, а затем быстро открывает. В темноте (под ладонью) зрачок расширяется, а на свету суживается. Содружественная реакция правого глаза определяется при засвечивании левого и наоборот. Если каждый из зрачков реагирует на свет, доктор полагает, что у ребенка видят оба глаза. Живость реакции характеризует качество зрения.
  • Исследование фиксации движущимся объектом, например, световым пятном или ярко-красным шариком, подвешенным на нитке;
  • Исследование состояния сред и осмотр глазного дна: с помощью офтальмоскопа доктор освещает один из глаз Вашего ребенка, оценивает прозрачность сред и осматривает структуры глазного дна.

Эти исследования проводятся для исключения врожденной катаракты и глаукомы, атрофии зрительного нерва, ретинопатии недоношенных.

Обследование детей дошкольного возраста

Вы заметили, что Ваш 3-летний малыш с увлечением смотрит мультфильмы? За этим стоит способность различать нарисованные изображения и хорошо развитое цветовое зрение. Вы удивитесь, но Ваш ребенок уже может проходить глазное обследование, совсем как взрослый, даже если не знает букв или стесняется говорить.

а
  • Исследование остроты зрения проводится с помощью специальных детских таблиц с картинками.
  • Исследование бинокулярного зрения основано на разделении полей зрения обоих глаз цветными фильтрами.
    Ребенку надевают очки с красным стеклом перед правым глазом и зеленым перед левым, через которые он рассматривает цветные кружочки. При наличии бинокулярного зрения видны красные и зеленые кружочки, при монокулярном зрении – либо красные либо зеленые, различаемые только одним глазом.
  • Тест с «прикрыванием» выявляет характер косоглазия.
    Ребенка просят смотреть на какой-либо предмет (игрушку, ручку, зеркало офтальмоскопа) и, поочередно прикрывая ладонью один из его глаз, наблюдают за другим: не будет ли установочного движения. Если оно происходит кнутри, диагностируют расходящееся косоглазие, если кнаружи – сходящееся.
  • Подвижность глаз определяют, перемещая перед исследуемым глазом в 8 направлениях какой-либо предмет.
  • Исследование рефракции выявляет необходимость в коррекции зрения очками или контактными линзами.
    У детей рефракцию определяют методом скиаскопии (ретиноскопии). Доктор освещает зрачок ребенка скиаскопом, при покачивании которого из стороны в сторону в просвете зрачка видна движущаяся тень. Приставляя к глазу скиаскопическую линейку с положительными или отрицательными линзами, доктор определяет, какая из них нейтрализует движение тени. Эта линза соответствует рефракции.
  • Биомикроскопия позволяет под большим увеличением осмотреть передний отдел глаза (веки, конъюнктиву, роговицу, радужку и хрусталик).
  • Офтальмоскопия – структуры глазного дна (сетчатку, диск зрительного нерва и сосуды).

Эти исследования выявляют воспалительные, травматические, дистрофические изменения и нарушения развития глаза. Особенно важны ранняя диагностика и лечение косоглазия и амблиопии.

Обследование детей школьного возраста

Ваш ребенок капризничает и уклоняется от выполнения домашнего задания? Не исключено, что тому виной проблемы со зрением.

Ребенок может плохо видеть с доски, испытывать трудности при чтении и усвоении прочитанного, но вряд ли пожалуется на проблемы со зрением, так как просто не знает, что такое хорошее зрение. Поэтому регулярные обследования школьников так важны.

а
  • Острота зрения исследуется с помощью буквенных таблиц.
  • Исследование рефракции проводится методом скиаскопии или с помощью прибора – авторефрактометра.
  • Наличие бинокулярного зрения проверяется с помощью цветотеста.
  • О состоянии конвергенции можно судить, приближая к глазам по средней линии какой либо предмет.
  • Биомикроскопия и офтальмоскопия выявляют воспалительные, травматические, дистрофические изменения и нарушения развития структур глаза.

Ранняя диагностика и коррекция нарушений рефракции (близорукости, дальнозоркости и астигматизма) и зрительных функций (бинокулярного зрения, конвергенции и аккомодации) позволяют избежать многих трудностей с учебой.

Примерно 50% детей остаются дальнозоркими, остальные становятся или близорукими или сохраняют нормальное зрение. При дальнозоркости до 3,0 диоптрий за счет постоянного напряжения преломляющих сред глаза у большинства пациентов зрение остается вдаль хорошим, а вблизи удовлетворительным, поэтому такая дальнозоркость называется скрытой и многие дети не пользуются очками, но испытывают дискомфорт при зрении вдаль и вблизь, периодическое слезотечение, головную боль, так называемые астенопические жалобы. Чтобы выявить силу скрытой дальнозоркости, современная детская офтальмология применяет циклоплегию глаз для определения необходимой рефракции.

  • При наличии астенопических жалоб дети должны обследоваться на скрытую дальнозоркость.
  • В случае ее выявления врач выписывает очки и назначает тренировки аккомодации на приборах.
  • Дальнозоркость как и близорукость в детском возрасте коррегируется очками или контактными линзами.
  • В дальнейшем с возрастом степень гиперметропии у человека обычно не меняется.

Коррекция детских аметропий

Дальнозоркость остается у ребенка в том случае, если по какой-либо причине имеется задержка в росте глазных яблок (исключая наследственное предрасположение). Различают две причины: это наличие очень плоской роговицы, которая имеет значительно сниженную преломляющую способность. Вторая причина — это отсутствие в глазу хрусталика, как наиболее важной части преломляющей оптической системы глаза. Возможно врожденное отсутствие хрусталика, а также удаление его, например после тяжелой травмы. В нашей офтальмологической клинике таким детям (независимо от возраста) проводятся операции по имплантации хрусталика. Эти операции помогают сохранить глаз как орган зрения, препятствуют развитию амблиопии и способствуют сохранению или развитию бинокулярных функций.

Коррекция близорукости по нашему мнению обязательно должна быть назначена (чем раньше, тем лучше) детям, у которых есть угроза нарушения бинокулярного зрения. Общее количество близоруких на планете приближается к одному миллиарду человек. Особенно подвержены этому недугу дети. Проблема близорукости признана одной из основных в современной офтальмологии.

До последнего времени мероприятия по борьбе с близорукостью сводились, в основном, к улучшению социально-гигиенических условий зрительного труда и повышению здоровья детей. При миопии для предотвращения ее прогрессирования необходимо назначать очки, которые позволили бы выполнять зрительную работу вблизи со значительно уменьшенными аккомодационно-конвергенционными нагрузками.

Если ребенку назначить максимальную коррекцию вдаль, то при работе вблизи такие очки вызывают работу аккомодации, что ведет к дальнейшему прогрессированию миопии. В нашей клинике, для предотвращения прогрессирования миопии у детей, мы широко используем индивидуально подобранные схемы тренировок для лечения миопии и ее прогрессирования.

Широкое распространение в детской офтальмологии получили так называемые сферо-призматические очки БСПО — верхняя зона предназначена для зрения вдаль, а нижняя, сферо-призматическая, уменьшает нагрузки при работе вблизи, т.е. не будет условий для прогрессирования миопии. Сохраняется пропорция между аккомодацией и конвергенцией — основы нормального бинокулярного зрения.

В нашей клинике используются специальные тесты, позволяющие своевременно выявлять детей «группы риска» по близорукости — именно им в первую очередь необходимо назначать разгружающую оптику для профилактики прогрессирования близорукости.

Астигматизм, как правило, врожденное состояние оптики глаза, связанное с отсутствием сферичности роговицы и (или) хрусталика во время внутриутробного формирования глазного яблока. Кроме врожденных особенностей глазного яблока причинами появления астигматизма могут являться: ранения глаза, оперативные вмешательства на глазном яблоке, заболевания роговицы. За счет этого световые лучи в разных точках искривленной роговицы или хрусталика будут преломляться по-разному, с разной силой и формировать нечеткое изображение на сетчатке. Для коррекции астигматизма используются специальные цилиндрические стекла, контактные линзы. Хирургические способы коррекции зрения, в том числе при астигматизме могут быть рекомендованы в основном по достижении 18 летнего возраста. Однако, при анизометропии, амблиопии вопрос о зрении может решаться и раньше.

Амблиопия - низкая острота зрения при нормальном анатомическом состоянии глаза, чаще всего одного глаза. Причиной может быть косоглазие, игнорирование ношения очков при низкой остроте зрения (плохая коррекция астигматизма), помутнение оптических глазных сред (бельмо, катаракта), помутнение роговицы, кератоконус, птоз и т.д. Если у ребенка не нарушена оптика глаза, то на сетчатку попадает хорошее, четкое изображение окружающих предметов, и постепенно зрение начинает воспринимать мелкие детали окружающего мира. Если по каким-либо причинам изображение плохо доходит до сетчатки, из-за плохой оптики (миопии, гиперметропии, астигматизме и т.д.) или из-за слабой освещенности места постоянного нахождения маленького ребенка, зрительный анализатор остается недоразвитым, и в последующем он способен различать предметы только на том уровне четкости, который был ему доступен с самого начала. Амблиопия может развиваться в любом возрасте, даже у пожилых людей.

Следует отметить, что при остроте зрения одного глаза ниже чем 20%, что часто встречается при амблиопии, нарушается бинокулярное зрение, которое является способностью обоих глаз объединять видимые ими отдельные изображения в единую воспринимаемую картину. Бинокулярное зрение, соответственно, служит очень важным механизмом в процессе адаптации человека к окружающей среде, так как является трехмерным отображением действительности. Оно определяет глубину, его объемность. Монокулярное зрение, то есть зрение одним глазом при отсутствии второго или при значительном снижении его зрения, отображает окружающий мир только в двух плоскостях, Очень важно, что в случае нарушения бинокулярного зрения теряется способность правильно оценивать расстояние до объекта, пропадает чувство дистанции.

Коррекция детского косоглазия

Очень важно в жизни человека иметь бинокулярное зрение, а оно формируется в раннем детстве. Поэтому каждый ребенок должен быть проконсультирован врачом офтальмологом для выявления и устранения возможных причин появления и развития «ленивого глаза», например, в случае с врожденной катарактой. Чем раньше начато лечение амблиопии, тем выше в итоге зрение ребенок может иметь. Если ребенка запустить и вовремя не начать лечение амблиопии, то он привыкает смотреть одним глазом и данное состояние зрительных функций определяется только в школьные годы на ежегодных медицинских осмотрах в школе. Иногда даже при выявленном диагнозе аблиопия родители не торопятся начать лечение или относятся к нему несерьезно, а поэтому упускается время столь важное для начала лечения.

Лучше всего исправлять амблиопию в возрасте до 5-7 лет; после окончания формирования зрительного анализатора, т.е. после 10-12 лет, корректировать дефект зрения сложно. Очень часто у таких детей развивается косоглазие. Так если ребенок видит одинаково каждым глазом, т.е. четкое изображение предметов попадает на сетчатку, то глазные яблоки будут двигаться одновременно, а если зрение одного глаза снижено, т.е. глаз амблиопичный, то мышцы не имеют нормального тонуса, иннервируются по-разному, глазные яблоки работают несинхронно, визуально отмечается косоглазие.

Особо нужно отметить, что косоглазие - это не просто косметический дефект, оно может рассматриваться, как заболевание нервной системы ребенка, приводящее к тяжелым расстройствам зрительных функций. В основном выделяют два основных вида косоглазия: содружественное и паралитическое. Возможно наличие попеременного отклонения глаз от фиксируемого предмета. Такое косоглазие называется альтернирующим.

В клинике «ОкоМед» врачи проводят тщательное обследование всех пациентов и при необходимости назначают специальные лечебные очки в комплексе с упражнениями на приборах. Чем раньше начато лечение, тем больше шансов восстановить зрение, устраняя причину и предотвращая развитие нарушения бинокулярных функций.

Астенопия — это комплекс явлений, связанных с чувством неудобства при чтении и зрительной работе вблизи, головными болями, вызывающих усталость, снижение работоспособности, увеличения количества ошибок, ухудшение настроения.

Как правило, астенопические явления возникают из-за несоответствия состояния глазного мышечного аппарата и задач, которые он должен выполнять в процессе зрительной функции, или, проще говоря, слабости глазных мышц.

Многие дети, а также взрослые, особенно при длительных зрительных нагрузках быстро утомляются, что обычно бывает у детей при высоких рефракциях - дальнозоркость высокой степени, анизометропия (большая разница рефракции более 2-х диоптрий между двумя глазами). Некоторые пожилые люди имеют те же явления при зрении вдаль — в этом случае может быть оказана действенная помощь очками.

Таким пациентам рекомендован курс специальных упражнений на аппаратах, препятствующих снижению бинокулярных функций, развитию амблиопии, коррекции диплопий. В случае необходимости, подбору специальной очковой коррекции, включая призматическую. Этот комплекс лечения может быть временным - в результате выполнения упражнений, массажа, сферо-призматических очков он может быть уменьшен или постепенно отменен.

Содружественное косоглазие — в мире не менее 2,5% детей страдает этим недугом. Различают следующие виды содружественного косоглазия: монолатеральное (косит всегда только один глаз), альтернирующее (косят попеременно то один, то другой глаз). Содружественное косоглазие - это не только внешний неприятный недостаток, Одновременно такой человек не имеет нормального бинокулярного и стереоскопического зрения, не воспринимает объемного расположения предметов, не может работать на производствах, связанных с движущимися деталями. Многие специальности для него закрыты.

В настоящее время в мировой практике наибольшее распространение получили хирургические методы исправления косоглазия. Однако, как показывает статистика, процент функционального успеха в этом случае невелик - нормальное бинокулярное зрение получает очень мало пациентов. У подавляющего большинства наблюдается лишь некоторое уменьшение угла косоглазия, либо только временный эффект. Следует сказать, что прооперированные глазные мышцы резко теряют свою работоспособность. Поэтому, у послеоперационных больных процент функционального успеха при лечении нашим методом значительно ниже.

В нашей клинике мы используем схему лечения пациентов с нарушением бинокулярного зрения, подобранную индивидуально каждому пациенту. После тщательного обследования пациента — рефракции глаз, всех биометрических параметров, осмотра глазного дна и проверки функциональных возможностей глаз -врач назначает лечение, которое сводится:

  • К подбору и рекомендаций ношения очковой коррекции, иногда сферо-призматической, подбор уконтактной коррекции (лечение направлено на увеличение остроты зрения и уменьшения двоения предметов);
  • Назначение специальных домашних тренировок;
  • Курсовому плеоптоортоптическому лечению по индивидуальной схеме.

Одной из важных особенностей органа зрения является способность четкого видения предметов, находящихся на разных удаленных от глаза расстояниях — аккомодация. Основным средством аккомодации глаза является хрусталик, его способность становиться выпуклым или плоским при различных нагрузках на глаза. В этом процессе активное участие принимают цилиарные мышцы глаз. Чем дальше расположен рассматриваемый объект от глаза, тем больше хрусталик должен уплощаться, чем ближе объект, тем более выпуклым должен быть хрусталик, чтобы изображение было четким. Это и есть механизм аккомодации.

При неблагопрятных условиях цилиарные мышцы спазмируют, т.е. продолжают оставаться в сокращенном виде, когда глаз уже перестал фиксировать близко расположенный предмет. В результате нарушается зрение вдаль. Это состояние называется спазмом аккомодации или может носить другое название - так же как и при близорукости, значительно возрастает преломляющая способность глаза. Как правило, спазм характерен для детей подростков и лиц молодого возраста. Выявленный спазм аккомодации обязательно требует скорейшего лечения, так как нелеченный спазм приводит к появлению и росту настоящей истинной близорукости.

Детская офтальмология в клинике «ОкоМед»

В клинике «ОкоМед» проводится полная диагностика и последующее терапевтическое или хирургическое лечение выявленных заболеваний. Составляется индивидуальная программа лечения для каждого ребенка. Здесь работают офтальмологи, которые имеют большой практический опыт работы с детьми, разбираются в психологии детской личности, что позволяет сделать лечение наиболее эффективным и комфортным.

В результате курсового лечения (10-15 сеансов) острота зрения увеличивается на 15-20% в 85% случаев, возрастает запас аккомодации на 3-4 диоптрии. У детей, много работающих с компьютером, повышается зрительная работоспособность, исчезают жалобы на зрительный дискомфорт и снижение зрения.

Мы осуществляем коррекцию аметропий — имеется большой выбор оправ и для самых маленьких пациентов, и для подростков. В клинике работает кабинет контактной коррекции, большой выбор мягких контактных линз, в случае астигматизма кроме очковой коррекции используем торические контактные линзы.

В случае прогрессирующей близорукости, косоглазия, врождённой катаракты в клинике проводится оперативное лечение. В клинике оказывается помощь обращающимся пациентам по экстренному состоянию, не требующему госпитализации.

После тщательного обследования ребенка родители получают ответы на все интересующие вопросы о состоянии его глаз и рекомендации на будущее. В детском возрасте гораздо проще справиться с различными заболеваниями зрительной системы, а можно и просто не дать им развиться.

В клинике проводится успешное лечение заболеваний:

  • врожденной и приобретенной миопии (близорукости);
  • гиперметропии (дальнозоркости);
  • спазма аккомодации;
  • астигматизма;
  • амблиопии;
  • катаракты;
  • глаукомы;
  • различных видов косоглазия;
  • патологий зрительного нерва и сетчатки.

В нашей клинике созданы оптимальные условия не только для обследования, но и для отдыха детей.

Цены на услуги детской офтальмологии

Аппаратное лечение детям с нарушением бинокулярного зрения и патологий сетчатки — 10 сеансов от 15 000 руб.
Проводится только пациентам, лечащимся в офтальмологической клинике «ОкоМед», после назначения лечащего врача.

Рассказать друзьям