Самоанализ воспитателя высшей категории детского сада. Самоанализ воспитателя. Образовательная область «Познавательное развитие»

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Приветствую всех, кого интересуют педагогические вопросы! Ваша Сухих Татьяна продолжает информировать вас о тонкостях работы в детском саду и не только. Сегодня разберем на составляющие самоанализ воспитателя: что собой представляет, и как правильно составить сей документ.

Интересно, что я уже писала о самоанализе психолога, логопеда, некоторых уроков в начальной школе, а вот рассказать о самооценке собственной деятельности забыла. Сегодня исправлю это досадное упущение с моей стороны. Надеюсь, откликнутся мои коллеги-воспитатели и поделятся опытом, как они пишут подобные документы.

Не скажу, что сейчас стало больше писанины в садике, чем было еще 10 лет назад, но появились новые требования и новые виды обязательной документации. Кто из вас любит писать отчеты, планы и прочее? Думаю, немногие. Чтобы облегчить себе и коллегам жизнь, я решила подробно рассказать, что нужно учитывать при составлении самоанализа воспитателя детского сада.

Так, начну с полезных, на мой взгляд, методических материалов, которые лучше купить в печатном виде, чтобы держать всегда под рукой на рабочем месте.

Замечательный Интернет-магазин «УчМаг» порадовал меня отличным предложением: можно принять участие в офлайн-семинаре «Карта результативности профессиональной деятельности педагогического работника. Самоанализ» – за символическую цену вы получите в пользование интересную информацию, а также сможете задать вопросы профессионалам в любое время и получить исчерпывающие ответы.

На книжную полочку можно поставить пособие «Портфолио воспитателя» – это сборник рекомендаций, документов, материалов, которые должны наполнять папку профессиональных достижений педагога, в том числе – советы по составлению самоанализа по ФГОС.

Также вам пригодится словарь-справочник воспитателя – здесь есть толкование всех ключевых терминов и понятий, касающихся деятельности педагога.

Кроме того, наша деятельность подразумевает постоянную отчетность, для чего необходим Журнал воспитателя группы ДОУ .

Если у вас есть возможность на работе пользоваться компьютером или планшетом, советую купить программу «Аудит личностных качеств и профессиональных компетенций педагога ДОО. Диагностический журнал» . Эта программа будет полезна не только каждому отдельному воспитателю детсада, но и руководителю, который сможет провести анализ профессионализма коллектива в целом и подкорректировать какие-то недоработки.

Зачем нужен самоанализ педагогу-дошкольнику?

Этот документ – вроде удостоверения личности воспитателя. По самоанализу можно оценить профессионализм педагога, умение видеть, анализировать собственные плюсы и минусы как специалиста, а также – планировать дальнейший рост своего мастерства.


Согласно новым требованиям, на аттестацию обязательно нужно представить свое портфолио, в котором есть и самоанализ педагогической деятельности на протяжении периода между аттестациями. Особенно трудно писать этот документ в первый раз, когда ожидается аттестация на первую категорию.

Чтобы облегчить себе задачу, постарайтесь просто ответить на несколько важных вопросов:

  • Что представляет собой коллектив детей, с которыми я работаю? Здесь можно написать о количестве воспитанников, их возрасте, есть ли новые дети, какая общая атмосфера в группе и т.п.
  • Какие цели и задачи я ставлю перед собой как воспитатель, что планирую сделать за год? Перечисляются общие цели: создание благоприятной обстановки для всестороннего развития каждого ребенка, формирование творческих способностей. Также обеспечение здоровья, физического развития, психического и эмоционального благополучия.
  • Если у вас есть конкретная проблема в группе, то нужно о ней написать. Например, коллектив не принял нового ребенка или новый ребенок не может адаптироваться в коллектив. Что вы планировали делать с проблемой?
  • В каких условиях вы работаете? Нужно охарактеризовать материально-техническую базу, методические материалы, учебные пособия и т.п. Какие материалы были разработаны вами лично, что приобретено в группу?
  • Какие темы вы изучили на курсах повышения квалификации? Расскажите, где и чему вы обучились.
  • Расскажите, как вы понимаете суть учебно-воспитательного процесса, который вы организуете. Здесь можно пуститься в размышления о смысле вашей работы вообще и по конкретным задачам в частности.
  • Как вы контролируете результаты своей деятельности? Здесь опишите диагностики, тестирования и т.п. Можно предоставить образец анкеты или диагностики, если вы разработали его сами.
  • Какие мероприятия вы провели с воспитанниками и их родителями? Какие цели вы ставили и достигли ли вы намеченных результатов? Если у вас есть самоанализ по конкретному занятию, можно использовать как вставку.
  • Какие проблемы предстали перед вами в анализируемый период? Это может быть недопонимание с родителями, конфликтные ситуации между детьми, возможно – трения с коллегами или плохая материально-техническая база группы.
  • Как вы решили проблемы? Здесь нужно конкретно описать пути разрешения конфликтов и других проблемных ситуаций.
  • Как называется ваша тема по самообразованию? Что вы сделали по самообразованию за истекший период?

Как закончить самоанализ?

В завершение самоанализа уместно рассказать о своих наградах – грамоты, дипломы, благодарности и плавно перейти к обобщению вышесказанного. Если вы претендуете на высшую категорию, хорошо бы представить план по повышению собственного профессионализма на будущий аттестационный период.


Анна Карташова
Самоанализ деятельности воспитателя для аттестации

Мой самоанализ для аттестации , которая была 3 года назад.

Мой педагогический стаж сравнительно не большой. Всего 2 года назад я переступила порог дошкольного учреждения, ощутив себя как дома. Это дом где я расту и делаю первые шаги в роли воспитателя . Здесь я поняла, что дети – наше будущее и относиться к ним надо с большой любовью и уважением, только тогда возможен позитивный результат в их воспитании и развитии .

МДОУ работает по программе развития на 2008-1012 гг., которая предполагает реализацию концептуальных положений посредством полноценного использования в образовательном процессе арсенала всех средств и возможностей ДОУ для формирования социального опыта вхождения ребёнка в социум адаптации и активного действия. Я являюсь непосредственным участником реализации данной программы, цель которой : обеспечение полноценного развития личности каждого ребёнка в процессе организации их социального опыта через позитивное воздействие педагогов и родителей.

Мои цели и задачи тесно связаны с целью и задачами детского сада и направлены на обеспечение разностороннего развития и саморазвития дошкольников .

Цель моей работы – обеспечение организации педагогического сопровождения детей, что позволяет адаптировать образовательный и воспитательный процесс к индивидуальным особенностям детей, создавать условия для их личностного роста.

Основные задачи :

Создать условия для умственного, познавательно-речевого, художественно-эстетического развития, способствующие развитую личность.

Создать условия для творческой, игровой и самостоятельной деятельности .

Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей как важного фактора успешной жизнедеятельности ребёнка .

Создать предметно-развивающую среду для обеспечения комфортно-эмоционального развития и саморазвития детей .

Использовать в работе инновационные программы и методики.

Весь свой небольшой педагогический стаж я проработала с детьми раннего дошкольного возраста, которые только переступили порог детского сада и для которых жизнь по режиму в новинку. Поэтому приоритетным направлением в моей работе было помочь детям как можно легче пройти адаптационный период в детском саду. Отрыв от дома и близких, встреча с незнакомыми могут стать для ребёнка серьёзной психической травмой. Малыш может воспринимать это как отчуждение , лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным. Необходимо понять, выяснить причины различий адаптации каждого ребёнка, понять интересы, стремления каждого поступающего в детский сад малыша, или, говоря словами В. А. Сухомлинского, «проникнуть в духовный мир ребёнка» , чтобы правильно и эффективно организовать процесс адаптации в условиях дошкольного учреждения.

Именно поэтому необходима такая организация жизни ребёнка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволила бы формировать навыки общения, прежде всего со сверстниками и положительное отношение к детскому саду. Учитывая все это, в нашем МДОУ была разработана система по профилактике дезадаптации. На первом этапе – работа с детьми раннего возраста в группе кратковременного пребывания «АРТМалыш» . Ещё задолго до поступления в детский сад малыши адаптируются к условиям дошкольного учреждения, что способствует повышению общего развития детей, снижению заболеваемости первых месяцев посещения детского сада, тесному сотрудничеству с родителями.

На втором этапе работа ведется, когда дети уже посещают детский садик. Взаимодействие с педагогом-психологом здесь заключается не только в поиске оптимальных средств налаживания эмоционального контакта с каждым ребёнком, но и в разработке предметно-пространственной развивающей среды.

Для этого были учтены следующие основные характеристики детского сообщества :

возрастной состав;

психологическая характеристика группы;

количественное соотношение мальчиков и девочек;

социальные условия жизни в семьях и типы семей.

Ведение карт нервно-психологического развития и адаптационных листов детей позволило увидеть, что большинство легко прошли адаптационный период, а случаев дезадаптации нет.

Так же, достичь таких результатов детям помогла, созданная в группе предметно-развивающая среда. Для обеспечения оптимального баланса совместных и самостоятельных действий детей в группе организованны зоны для разных видов активности : двигательной, игровой, изобразительной, сенсорной, конструктивной, театрализованной, зоны отдыха, а также условия для подгрупповых и индивидуальных занятий. Именно интересам и потребностям детей соответствует среда, в которой они находятся в течение дня.

Создавая развивающую среду, я учитывала такой фактор как эмоциональное благополучие ребёнка. Это должно быть место, куда малыш идет с радостью и удовольствием. В группе проводится оптимальный отбор средств, для обеспечения психологического комфорта, полноценного развития ребёнка во всех сферах.

Предметно-развивающая среда включает :

Дидактические игры, которые подразделяются на три основных вида : игры с предметами, настольно-печатные, словесные;

Уголок конструирования (мелкий и крупный строительный материал) ;

Зона сюжетно-ролевых игр;

Уголок книги;

Спортивный уголок;

Уголок ряженья;

Уголок фантазии (творчество по рисованию, лепке) ;

Театральный уголок;

Уголок природы;

Зона релаксации.

В оформлении внутреннего убранства группы были использованы желтый, голубой и зеленый цвета как наиболее «близкие» восприятию ребенка данного возраста. Именно такое сочетание определило цветовую гамму стен, мебели и аксессуаров. Используются светлые теплые тона, с выделением зон для игр. Положительные эмоции у детей вызывает ниша, дизайн которой продумывается до мелочей. В ней «растет» пальма, на которой уютно расположилась обезьянка. Для дыхательных упражнений «тянутся» лианы, а на цветных ленточках висят шарики. В делении зон так же учитывался гендерный подход. Уголки для мальчиков содержат машины, конструкторы, строительные инструменты. У девочек разнообразные куклы, коляски, кроватки. Уголки для совместных игр насыщены игрушками и для мальчиков и для девочек.

Работая в этом направлении, используя различную литературу, мною были разработаны методические рекомендации для педагогов по созданию предметно-развивающей среды в группах для детей младшего дошкольного возраста.

В решении задач адаптации игре отвожу важнейшую роль, как основному виду детской деятельности . Игра необходима на всех этапах развития. Она является эффективным средством формирования личности ребёнка, его морально-волевых качеств в игре реализуются потребности воздействия на мир. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В игре ребёнку легче устанавливать связь с миром взрослых и с миром вообще, социализация при этом происходит естественно и успешно. Поэтому мною были подобраны игры для адаптационного периода, с учетом возрастных особенностей детей, таких как : «Иди ко мне» , «Прячем мишку» , «Хоровод с куклой» , «Позови» и др.

Дидактические игры и упражнения выстраивала с систему последовательно повторяющихся и постепенно усложняющихся задач. Задания направляла на развитие вариативности мышления, интереса к деятельности , творческих способностей.

Для реализации поставленной цели и задач, я использую комплексную программу воспитания и обучения под . ред. М. А. Васильевой, парциальные программы Р. Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста» , методические пособия : М. Г. Борисенко «Наши пальчики играют» , и др.

В своей работе применяю разнообразные виды детской деятельности : игровую, учебную, художественно-эстетическую, двигательную, элементарно-трудовую. Использую технологию личностно-ориентированного воспитания и деятельностный подход , что также помогает значительно улучшить уровень развития детей, так как вся работа вне занятий строится на личностном развитии ребёнка, его способностях, проблемах, интересах.

Организуя образовательный процесс с детьми раннего возраста, обращаюсь в первую очередь к эмоциям и чувствам детей. Это такой этап детского познавательного развития, суть которого – чувственное постижение истины – можно условно сформировать в виде восторженного возгласа «Как много вокруг для меня интересного!» .

Чтобы вызвать у детей любознательность, стремление узнать новое, вношу элементы занимательности, использую положительную предвосхищающую оценку, сюрпризные моменты.

Занятия провожу в виде : дидактических игр, бесед и слушаний, чтения и драматизации, сидя и лёжа на ковре.

Смена форм и видов деятельности помогает детям стать раскованнее, увереннее и самостоятельнее .

Особенно это проявляется при работе с пластилином и красками, где часто применяются нетрадиционные техники, такие как : рисование пальчиками, ладошками, использование природного материала в лепке, смятой бумаги в аппликации.

Используемые технологии и приемы соотносятся с потребностями детей данного возраста, т. к. дети маленькие, эмоциональные, поэтому первое место на занятиях занимает наглядность, выразительность, желание педагога дать детям знания, объяснить что-то новое, непонятное.

Организация образовательного процесса обуславливается характером, социальной ситуацией развития, то есть становлением предметной деятельности , которая осуществляется совместно с воспитателем .

Поэтому самое главное – это научить детей разнообразным предметным действиям, в том числе нормативным. Например, правильно держать ложку, пользоваться чашкой, застегивать сандалии. Для этого я не только показываю, какой либо предмет, но и объясняю, как им пользоваться и при каких условиях, являясь при этом образцом.

Всю работу с детьми строю с учётом данных психолого-педагогической диагностики. На её основе определяю зону ближайшего развития детей. Диагностику провожу два раза в год с целью фиксации достижений ребёнка, отслеживания результатов его развития. Результаты использую для осуществления индивидуального и дифференцированного подходов в работе с детьми. В начале года выявляю уровень развития детей и планирую содержание своей деятельности . В конце года сравниваю полученный и желаемый результат. Выборочная диагностика отстающих детей в середине года позволяет внести коррективы в план работы.

Результаты диагностики помогают мне оценить уровень сформированности у воспитанников социальной , коммуникативной, деятельностной и культурно-гигиенических компетенций.

Учитывая возраст детей, основными методами оценки, по которым ведется диагностирование, являются беседы, наблюдения и игровые упражнения.

По итогам сравнения видно, что результаты первого года работы значительно ниже. На это влияло отсутствие опыта работы с детьми раннего возраста, недостаток методической литературы на группе, отсутствие системы в планировании работы. Работая над этими проблемами, в группе были созданы календарно-тематические планы по всем разделам программы, использовалось блочное планирование, в котором одна тема рассматривается на всех занятиях в течение недели. Подобран и систематизирован дидактический материал (приложения к перспективным планам) . Этот материал помогает мне развивать и совершенствовать те или иные навыки детей. Его использую на занятиях и в индивидуальной работе. Как и любой другой вид деятельности с детьми , индивидуальная работа требует рационального использования рабочего времени, необходимо продумывать все до мелочей. В группе находятся дети разного уровня развития, поэтому с теми, кто «слаб» , у кого ниже уровень развития прорабатываю тему занятий заранее. А «сильным» по уровню детям даю дополнительные задания в нерегламентированной деятельности .

Мониторинг оценки состояния здоровья воспитанников показал , что много детей с ослабленным здоровьем, есть дети с III группой здоровья, часто болеющие дети. Неправильный образ жизни взрослых, несбалансированное питание дома, малоподвижный образ жизни (долгое сидение у телевизора, компьютера, наследственность, ухудшение материального благополучия в семье, некачественные продукты - все это отрицательно повлияло на здоровье детей. Поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья детей для меня стала одной из самых важных. Создание здоровьесберегающей среды в группе, оптимальное использование двигательного режима, профилактические процедуры (фитотерапия, гимнастика пробуждения, дыхательные упражнения, массажные коврики, солнечные ванны, пальчиковые игры, смена динамичных и статичных видов деятельности , релаксационные паузы. Здесь также активно применялся фольклор. Детям помогали расслабиться прибаутки : «Киска, киска» ; «Ладушки, ладушки» ; «Пальчик-мальчик» , «Ножки, ножки» и др.

Чтение потешек и прибауток всегда способствует созданию благоприятной обстановки, это вызывает радость у детей и в их глазах появляется неподдельный интерес к происходящему.

Ко всем детям отношусь с любовью, доброжелательностью и уважением. Ни один детский вопрос не остаётся без внимания. Дети чувствуют заботу о себе, они также знают, что воспитатель всегда придет им на помощь. В своей работе стремлюсь правильно понять ребенка, его мысли, переживания, настроение. Возможно, ему скучно (тогда это просьба об общении, а может он не знает, как играть в ту или иную игру (тогда это просьба о помощи, а может он хочет привлечь к себе внимание, побыть с ним – в этом случае это просьба о любви.

Обращаю внимание на конфликты между детьми, обсуждаю и решаю их при индивидуальных беседах или с глазу на глаз, стараясь найти компромиссы. 2-3 летние дети не могут управлять своими эмоциями и чувствами, поэтому высок уровень конфликтности в этом возрасте, но они легко отвлекаются от негатива, применяю приемы отвлечения ребёнка. Эмоциональное благополучие ребёнка в группе сверстников наиболее существенное условие, обеспечивающее возможность его полноценного развития в условиях детского сада. Принятие, одобрение другими детьми открывают ребёнку возможность самовыражения , проявления индивидуальности, самоутверждения . Стараюсь своим эмоциональным настроем вдохновить детей на ту или иную деятельность . Улыбкой и добрым словом побуждаю детей к сотрудничеству. Использую разнообразные контакты, сближающие детей между собой. Предоставляю достаточно времени для самостоятельной деятельности , которая побуждает к поиску, открытиям, интересным решениям, если что-то не получается, всегда готова вместе с ребёнком найти причины неудачи, вселить в него уверенность.

Все это создаёт положительный микроклимат, в котором легко и плодотворно проходит день в детском саду.

Вся моя педагогическая деятельность строится в тесном контакте с родителями. При выборе взаимодействия с родителями учитываю тип семьи, стиль семейных взаимоотношений. Социальный паспорт группы, показал, что родительский коллектив достаточно разнородный : с разными материальными возможностями, с разными взглядами на жизнь, с разным отношением к детскому салу. Поэтому приходится заниматься педагогическим «воспитанием » родителей, приглашать их к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству.

Моя задача заинтересовать родителей в совместной работе, оптимизировать её. Процесс полного принятия наших позиций со стороны родителей достаточно болезненный и долгий. Даю возможность по-другому взглянуть на мир ребёнка, процесс его развития.

Для решения возникающих проблем, работа с родителями осуществляется с использованием следующих форм :

родительские собрания;

печатный материал для чтения;

совместные творческие дела.

Считаю, что проводимая работа даст в дальнейшем положительный результат и новые приемы сотрудничества с родителями позволят сформировать понимание того, что родители являются первыми педагогами детей.

Эффективность моей работы зависит от того насколько я забочусь о личностно-пофессиоиальном росте. Всегда готова воспринимать новое . Знакомлюсь с новинками научно-методической литературы. Внедряю новые инновационные технологии, следую принципу : «Помоги, но не навреди» . Не останавливаюсь на достигнутом. Стремлюсь самообразовываться , повышаю своё педагогическое мастерство через посещение методических объединений, участие в семинарах-практикумах, открытых занятиях, мастер-классах, прошла курсы по повышению квалификации при ТОИПКРО.

Использование компьютерных средств активно входит в педагогический процесс ДОУ. В своей работе использую следующие программы : Microsoft Office 2003-2007 (Word -текстовый редактор) ; Excel - редактор таблиц; Power Point - программа для создания мультимедийных презентаций; Office Publisher –для создания буклетов и информационных листов; Internet Explorer. Прошла обучение по программе в качестве слушателя программы Intel «Обучение для будущего» .

Оценку деятельности своей работы я , прежде всего, вижу в радостных лицах детей, которые меня окружают, они мои главные вдохновители. Благодаря им мне хочется творить, создавать новое, делать их жизнь интересной и радостной. «Мои» дети чувствуют себя в группе как дома свободно, уютно, раскрепощено. На их лицах улыбки, а это самое приятное в моей профессии. Наша группа стала для детей родным домом, где их любят и понимают, где каждый ребёнок имеет возможность полностью реализовать себя, свои интересы.

Очень рада, что большинство детей легко проходят период адаптации и с удовольствием утром бегут в детский сад, а вечером с неохотой покидают группу.

В настоящее время меня не покидает идея совершенствование всего педагогического процесса на основе восприятия ребёнка как субъекта деятельности , интересов потребностей, предоставление ему возможностей для реализации его законного требования, высказанного ещё в трёхлетнем возрасте : «Я сам!»

Моя перспективная цель - это создать условия для развития индивидуальности.

Самоанализ

Я работаю воспитателем и в этой работе вижу свое призвание, так как получаю удовлетворение от решения трудных вопросов, от полета творческих мыслей, от воплощения необычных проектов и замечательных достижений моих воспитанников.

Группа, в которой я работаю, имеет общеразвивающую направленность, что предполагает общее развитие интеллектуальных, физических и творческих способностей детей. Для решения задач направлений развития и образования ребенка (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) в группе я выбрала следующие образовательные технологии: здоровьесберегающие технологии, личностно-ориентированные технологии, игровые технологии, технология исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии, технологии предметно – развивающей среды.

Задача сохранения и укрепления здоровья как физического, так и психологического, приобщение детей к здоровому образу жизни в нашей является одной из приоритетных. И здесь на помощь приходят мне здоровье сберегающие технологии:

    Динамические паузы помогают снять утомляемость детей во время занятий и после них (дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз).

    Ритмическая гимнастика помогает укреплять физическое здоровье детей.

    Гимнастика после сна имеет большое значение для профилактики заболеваний. В нее включаются элементы йоги, дыхательной и звуковой гимнастики, игры для улучшения самочувствия детей.

    Пальчиковая гимнастика помогает развивать мелкую моторику рук.

    Сказкотерапия позволяет понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении.

    Музыкотерапия используется для снятия напряжения и повышения эмоционального настроя.

    Релаксация помогает снять повышенное нервно- психическое напряжение, нормализовать эмоциональное состояние.

Результат: Применение их на практике помогает детям сохранить здоровье за период пребывания в детском саду: снимает психическое напряжение, успокаивает, позволяет снизить заболевания и количество часто болеющих детей.

Личносто-ориентированные технологии

Считаю, что в работе с детьми наиболее эффективным является личностно-ориентированные технологии, использование которых позволяет вовлечь каждого ребенка в активный познавательный процесс

Способ общения – понимание, признание и принятие личности ребенка. Сотрудничество строится, исходя из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Я стараюсь быть партнером детей во всех видах деятельности. Занятия провожу в разных формах: коллективные, работа в парах, самостоятельная работа с раздаточным материалом, индивидуальная работа, свободные игры, дидактические игры за столами, беседы и слушания, чтение и т.д. Подгруппы объединяются с учетом темпа и общего уровня развития детей. При оценке деятельности использую поощрение и похвалу, без жестких оценок «правильно – неправильно», «хорошо - плохо». Предлагаю детям оценивать друг друга, использую самоконтроль, проверку друг с другом. Поддерживаю детей с заниженной самооценкой, провожу с ними индивидуальную работу вне занятий.

С целью улучшения психологической атмосферы в группе стараюсь отказаться от воздействия на ребенка и перейти к взаимодействию. Предоставляя возможность детям самим выбирать занятие по интересам (в свободной деятельности, во время прогулок), я откликаюсь на любую просьбу ребенка в совместной деятельности. Постоянно отмечаю новые достижения ребенка в разных видах деятельности, намеренно создаю ситуации, в которых робкие, неуверенные в себе дети достигают успеха. Поддерживаю эмоциональный комфорт «непопулярных» в группе детей, создаю условия для их принятия сверстниками. В результате создаются равноправные взаимоотношения между всеми участниками педагогического процесса. В группе преобладает доверительный стиль общения: дети-дети; дети-взрослые; педагоги- родители.

Результат: Таким образом, педагогический процесс в группе представляет собой единую личностно-ориентированную систему совместной жизни детей и взрослых. Дети вечером не хотят идти домой и просят родителей прийти за ними позже.

Технологии предметно – развивающей среды.

Для того, чтобы достичь определенных результатов, в группе создана развивающая среда, которая стимулирует самую разнообразную деятельность ребенка: Центр математики, Центр искусства, Центр книги, Центр строительства, Центр игры, Центр науки, Центр развития речи, «Веселые пальчики» - развитие мелкой моторики. Основные цели организации Центров:

Ребенок развивается наилучшим образом, если он включен в активную деятельность;

Каждый ребенок развивается в своем темпе, но все дети проходят через типичные периоды развития;

Для успешного развития ребенка необходимо объединение усилий педагогов, специалистов и всех членов семьи.

Каждому ребенку предоставлена свобода в выборе средств для применения творческих способностей, удовлетворения своих интересов и любознательности, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Это помогло осуществить необходимую коррекцию для познавательного продвижения развития каждого ребенка. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности (физическую, умственную, игровую), но становится объектом самостоятельной деятельности ребенка, являясь своеобразной формой самообразования.

Технология интегрированного обучения.

В своей педагогической деятельности использую новые технологии и методы обучения дошкольников. Использую:

Проблемно-поисковый метод на занятиях, стараюсь создать проблемную ситуацию, которая будет лично значимая для ребенка. Именно эта преднамеренность помогает увидеть противоречие. А возникает ли проблемная ситуация, «принял» ли ее ребенок, сужу по активности ребенка на занятии, степени заинтересованности;

Исследовательский метод, который способствует высокому качеству усвоения нового материала («Язык мой друг»). Являясь «партнером» для ребенка на занятиях, учу детей наблюдать, выдвигать гипотезы, делать выводы, обобщения, проверять решения путем «Проб и ошибок»;

Метод экспериментирования; ведь дошкольники – прирожденные исследователи. И этому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Интегрированный метод является для меня инновационным. Он помогает мне развивать личность ребенка, его познавательные и творческие способности.

Обучения организую в форме игры, так как именно она является ведущим видом деятельности. Использую следующие методы и приемы обучения:

Побуждение, стимулирование деятельности, наводящие вопросы, совместная деятельность;

Проблемные и игровые обучающие ситуации;

Проблемно-поисковый метод (помогает воспитывать интерес к поисковым действиям);

Развивающие игры и упражнения (помогают направить внимание детей на сравнение, анализ, синтез и т. д.);

Задания творческого типа (с одновременной активизацией мышления и воображения, что позволяет повышать творческую и познавательную деятельность детей);

Учебно-методические (формируют мотивацию для обучения в школе); связь результатов опытов с повседневной жизнью, наблюдениями детей дома и на улице;

Методы стимулирования и мотивации (предвосхищения, оценка).

Результат: у детей повысился интерес к учебной задаче и процессу ее решения, повысилась эффективность запоминания, они научились не только решать, но и составлять задачи, рассказ, опираясь на схематизированные образы, повысилась творческая активность детей.

Метод проектов

В дошкольном учреждение постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.

В своей работе я внедряю в практику технологию – метод проектов, что позволяет изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развивать у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах, вовлечь родителей и других членов семьи в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Информационно-коммуникативные технологии

В своей работе я активно использую информационно- коммуникативные технологии так как они позволяют:

    сделать подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы.

    Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

    Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.

    Создание презентаций для повышения эффективности образовательных занятий с детьми,педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

Результат:

    предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

    несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

    движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

    обладает стимулом познавательной активности детей;

    предоставляет возможность индивидуализации обучения;

    в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

    позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Игровые технологии

Для социального развития ребенка важно создание условий для формирования коммуникативных навыков. С этой целью в свободной деятельности использую все виды игр: сюжетно- ролевые, подвижные, дидактические, режиссерские, строительные, игры-драматизации, словесные, социальные. Во время игры у детей более успешно идет развитие познавательных процессов, быстрее формируются и закрепляются положительные черты личности и социальные навыки, умение работать в коллективе.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках!

Переступая порог образовательной организации, ребенок должен попадать в среду, где все направлено на его воспитание и образование, развитие его как личности. Наполнение каждой минуты пребывания ребенка в детском саду воспитательно–образовательным содержанием, в этом и заключается суть моего подхода к работе. В моей группе все, что попадает в поле зрения ребенка, имеет образовательное и воспитательное значение. Развивающая предметно-пространственная среда группы сформирована по принципам — обозначенным ФГОС и дает возможность каждому ребенку заниматься активной и разноплановой деятельностью. Таким образом, обеспечивается максимальная реализация образовательного потенциала пространства.

У меня большой стаж работы с детьми, я помню, как впервые услышав термин развивающая среда, мы тогда еще не опытные педагоги, перепугались, что же будет, если мы расставим все в зоне доступа детей, ведь одновременно за всеми не уследишь? Теперь, страх прошел, и я вкушаю плоды этих нововведений. Как замечательно, когда дети разбиваются на группы по интересам, сами решают, чем им заняться, берут необходимые принадлежности и начинают играть, творить и примерять на себя роли взрослых. А я, лишь помогаю и направляю их деятельность. Когда все увлечены своим делом, в группе царит рабочая атмосфера, и уже не так заметно, что списочный состав группы превышает все допустимые нормы. Развивающую предметно–пространственную среду я использую в свободной, игровой деятельности и в НОД.

На мой взгляд, успех педагогической деятельности зависит от профессиональной компетентности педагога и грамотном, системном планировании его работы. Воспитательно-образовательную работу в средней группе я начала с разработки рабочей Программы совместной деятельности педагога с детьми, в соответствии с образовательной программой детского сада. Составила перспективный план по тематическим неделям. В перспективном плане отражена тематика НОД по образовательным областям в соответствии с ФГОС. В календарном плане, составленном на основе перспективного, прописаны:
1. Режим дня;
2.Интеграция образовательных областей;
3.Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей (групповая, подгрупповая, индивидуальная, образовательная деятельность в режимных моментах);
4.Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей; 5.Взаимодействие с родителями, социальными партнерами.

В своей работе применяю технологии развивающего и проблемного обучения
технологии личностно – ориентированного обучения, технологию педагогики сотрудничества, различные формы игровых технологий, а также здоровьесберегающие технологии. Подготовку НОД начинаю с разработки технологической карты занятия. В технологической карте описываю: тему занятия, педагогические цели, планируемые результаты, интеграцию образовательных областей, виды деятельности, билингвальный компонент, средства реализации.

В технологической карте подробно описываю этапы занятия:
1. Мотивационно-побудительный (выявление проблемы, мотивация детей, формулировка цели; волеизъявление детей);
2. Поисковый (поиск путей решения проблемы, необходимых знаний, умений, порядка действий);
3. Практический (реализация плана (использование различных форм организации детских видов деятельности, позволяющих с одной стороны, разрешить проблему, с другой решить программные задачи;
4. Рефлексивно-корригирующий (выявление факта и путей разрешения проблемы, применявшихся знаний, умений, нашедших применение личностных качеств детей).

Такая структура проведения занятия дает возможность каждому ребенку: а)Понять поставленную перед ним задачу, а также свою роль в ее решении; Почувствовать себя субъектом деятельности, имеющим собственную цель и мотивационный компонент; б) Спланировать предстоящую работу, выявить ее результат и путь, ведущий к нему; в) Пополнить багаж знаний, накопить свой личный опыт; г) Прочувствовать ситуацию успеха и осознать свою значимость.

Начиная со средней группы, я применяю мнемотехнику в организации НОД. Использовать мнемосхемы и мнемотаблицы в работе с детьми довольно интересно. Сначала детям было трудно разобраться в рисунках – схемах, но потом они поняли, что эти рисунки прекрасные помощники.

Основной вид деятельности дошкольника – игра. В процессе игры ребенок познает мир, накапливает личный опыт, игра – это образ жизни ребенка. Проведение занятий в игровой форме позволяет мне вовлечь каждого ребенка в образовательный процесс. Где я выступаю в роли партнера, помощника, но никак не наставника.

Здоровье ребенка — сегодня главный приоритет Российского образования. Считаю необходимым условием плодотворной работы педагога обязательную смену видов деятельности детей. Ни одно занятие не обходится без физминуток, подвижных игр. На общее физическое развитие ребенка направлены ежедневное проведение утренней гимнастики, гимнастики после сна, закаливающие процедуры (с согласия родителей), профилактика плоскостопия (босохождение, хождение по ребристой дорожке), релаксации (с использованием классической музыки), аромотерапии, гимнастики для глаз, мимической разминки.

Порой, переходя к чему-то новому, мы отметаем все старое, я считаю такой подход ошибочным. Педагог должен уметь синтезировать все лучшее, что было раньше с инновациями. Методы используемые мной: Наглядные — рассматривание картин, иллюстраций, наблюдения, демонстрация развивающих фильмов, слайдовых презентаций; Практические — упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательско-поисковая деятельность; Словесные – рассказ, чтение, вопросы, ситуативные беседы, использование художественного слова.

В работе с детьми использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, игры-путешествия, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, творческая мастерская, выставки рисунков, конкурсы, развлечения.

Особое предпочтение отдаю продуктивным видам деятельности. Используя групповую, индивидуальную и работу малыми группами. Это может быть и проектный метод (проекты «Огород круглый год», «Моя семья», «Опасности, которые нас окружают» и др.), и работа в «Творческой мастерской» (изготовление подарков родителям, Мастерская Деда Мороза, подготовка к выставкам, конкурсам).

Ежегодно мои воспитанники принимают участие в конкурсном движении районного и областного уровня, многократно занимали призовые места. В 2015 году мы приняли участие в конкурсе «Безопасность и Я», семь моих воспитанников были награждены дипломами и призами из рук Министра труда и занятости Оренбургской области.

Родители не гости, а равноправные участники образовательного процесса.

Работа с родителями, это тот фундамент, на который я смело, могу опереться.

Консультации, беседы, родительские собрания, работа над реализацией проектов, мероприятия с участием родителей – вся эта работа ведется ежедневно и прописана в календарном плане. Все мы – дети, родители и воспитатель, одна большая и дружная семья. У нас много общих дел, ни одной минуты потерянного времени, скучать нам некогда, так мы и живем!

Название: Самоанализ воспитателя. Опыт работы «Мой подход к работе с детьми».

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МАДОУ детский сад «Дарование»
Месторасположение: село Ташла, Ташлинский район, Оренбургская область

МКДОУ детский сад «Белочка» за 2014-2015 учебный год

Бутенко Янна Викторовна, 21.03.1983 года рождения, образование - высшее, окончила - Воронежский Государственный Педагогический Университет в 2008 году, присвоена квалификация- учитель биологии, педагогический стаж- 3 года, квалификационная категория- ПСЗД.

Работаю в старшей группе по Программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Веракса, М. А.Васильевой, Т. С.Комаровой, одна из основных задач которой - способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей в наиболее близких и естественных для ребенка- дошкольника видов деятельности игре, общении со сверстниками и взрослыми, труде. Именно в этих видах деятельности, по мнению авторов программы, происходит становление таких новообразований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтроль, творческое воображение, что составляет важную базу для начала систематического обучения.

Цель педагогической деятельности - создание благоприятных условий, направленных на развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным образовательным областям социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие.

Физическое развитие.

Одна из задач в моей работе: способствовать сохранению и укреплению здоровья, развитию каждого дошкольника в соответствии с его возможностями и потребностями.

Для реализации данной задачи в работе использую следующие здоровьесберегающие технологии:

  • Технологии сохранения и стимулирования здоровья: подвижные игры, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика.
  • Технологии обучения здорового образа жизни: физкультурное занятие.
  • Коррекционные технологии: сказкотерапия, психогимнастика.

Оздоровлению дошкольников в группе способствует рациональный режим жизнедеятельности на основе программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Веракса, М. А.Васильевой, Т. С.Комаровой и комплекс мероприятий направленный на обеспечение условий для укрепления здоровья дошкольников в соответствии с требованиями СанПин 2:4.2660-10.

Социально - коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения дошкольника со сверстниками и взрослыми; развития социального и эмоционального интеллекта, формирование чувства принадлежности к своей семье; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Для решения задач по социально-коммуникативному развитию в работе использую:

  • Беседы, общения, ситуативные беседы, рассмотрение сюжетных картинок и обсуждение по картинке.
  • Дидактические игры.
  • Сюжетно-ролевые игры и.д.

Кроме этого с целью приобщения детей к патриотическому воспитанию в группе мной был оформлен патриотический центр и центр народного творчества.

По социально- коммуникативному развитию проводила открытое ООД на тему: «Спор повара и пекаря, чья профессия важнее».

Познавательное развитие.

Приоритетным направление является целостное формирование картины мира и экологическое воспитание. Мной был организован центр природы и экспериментирования. В центре природе находятся комнатные растения, огород на окошке (в зимнее время года) , где дети приучаются ухаживать за растениями и наблюдать за их ростом. На огороде на окошке с детьми выращиваем посев (пшеница, ячмень, просо) на зелень для птиц. Мной используется комплексы наглядно- дидактического материала для ООД и дидактические игры для самостоятельной деятельности. Также использую учебно-познавательные книги.

Речевое развитие.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной речи; знакомство с литературой.

Для речевого развития дошкольника используется:

  • Беседы, общения, заучивание стихотворений, чтение и обсуждение художественных произведений и т.д.

В книжном центре группы находятся книги разных жанров, портреты детских писателей и поэтов, дидактические игры. Для развития речи детей в работе использую скороговорки, поговорки, пословицы.

Детям очень нравится участвовать в театрализованной деятельности.

Художественно - эстетическое развитие.

На мой взгляд, художественно- эстетическое развитие имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.

Продукты детского творчества используются для оформления развивающей предметно- пространственной среды группы. Дети очень любят рисовать карандашами, красками; раскрашивать раскраски; лепить из пластилина.

Результатом развития детского творчества является участие в конкурсах на различном уровне.

Так же в своей работе использую кружковую работу, рисование цветной нитью по клею.

В группе создан центр «Совместное творчество детей и родителей», где выставляются работы, выполненные по тематике совместно родителей с детьми.

Важным направлением деятельности воспитателя в детском саду является работа с родителями. Мною проводится просветительская работа путём:

  • Проведения консультаций для родителей;
  • Оформление папок- раскладушек, папок- передвижек.

Таким образом, применение различных направлений и методов педагогической деятельности на протяжении всего периода моей работы позволили мне реализовать комплекс мер по созданию оптимальных условий для физического и психического развития личности ребенка.

Рассказать друзьям