За что отвечает каждое полушарие мозга. За какие функции отвечает левое полушарие головного мозга и как его развить? Функции левого полушария

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Статья врача-психиатра, психотерапевта . Задачей статьи является попытка приоткрыть тайну нейропсихологических законов развития психики ребенка. Специальная литература на эту тема для обывателя категорически не читабельна. Подобные знания очень наукоемки и практически не популяризируются. При желании самостоятельно изучения вопросов нейропсихологии любознательным родителям придется читать научные труды со словарем.

    • я (раздел статьи вынесен в отдельную публикацию);

Функции полушарий мозга

Полушария мозга человека отличаются в своей работе друг от друга. Правое полушарие, отвечает за следующие основные функции: чувственное восприятие, образное восприятие, запечатление картинок и использование их в творческом воображении и памяти. Продукты работы правого полушария становятся материалом для работы левого полушария, которое их логически связывает, осмысляет, абстрагирует. То есть правое полушарие творит без критики и ограничений, дает, можно выразиться, сырье для переработки левому, мыслительному полушарию.


«Исследования нейропсихологов показали, что работа правого полушария человеческого мозга преимущественно осуществляется на уровне восприятия, перцептивном уровне. На этом уровне идут процессы анализа чувственно-образных свойств, рецепторных раздражителей, вне их понятийных и познавательных качеств. То есть, в правом полушарии происходит распознавание символов без их осмысления. Категориальный уровень – более высоко организованный уровень, где уже анализируются категориальные характеристики стимулов, где оценивается их содержательная сторона, воспринимается смысл, - этот уровень связан с левым полушарием» [Меерсон, 1986; Глозман, 2009].

Левое полушарие определяет существующие причинно-следственные связи, зависимости между событиями и явлениями, обрабатывает и осмысливает информацию, которую передают с помощью знаков и слов, (например, учителя в школе). Короче – сортирует и систематизирует.


Каждое полушарие мозга человека понимает и воспринимает мир, по-своему, иначе, чем другое, второе полушарие, и только в согласованной работе мир предстает таким, какой он есть. Целостность и осмысленность получается только при взаимодействии полушарий между собой.

Межполушарное взаимодействие

Функции между полушариями изначально разделены, но они замещают и дополняют в работе друг друга. И полноценная работа психики человека возможна только при их точном и качественно организованном взаимодействии и сотрудничестве.

Поэтому любая сложная человеческая деятельность обеспечивается сложнейшими сочетаниями в работе между ПП и ЛП. Только их полная и точная координация обеспечивает успешность любой сложной деятельности. Учебная деятельность ребенка - пример такой сложной деятельности.

Если слаженность в работе полушарий головного мозга нарушена – возникают проблемы в обучении, письме, устной речи, запоминании, формулировании ответов, устном и письменном счете, последовательном и логическом изложении мыслей, заучивании текстов и восприятии учебной информации.

Без качественного развития межполушарного взаимодействия страдает анатомо-физиологическая, материальная основа психического развития ребенка. Без соблюдения этого условия требовать от ребенка успеваемости и успехов во всех видах учебной и иной деятельности, высокого интеллектуального развития – бессмысленно.

Так же как пытаться принимать участие в гонке на автомобиле, ее имеющем необходимого технического состояния. Он будет ехать, конечно, но не быстрее, чем позволят его собранные в единое целое детали. И, самое нелепое в такой ситуации, – жать на газ!

Пример взаимодействия полушарий при списывании (с доски или учебника)

Рассмотрим, что происходит при выполнении обычных упражнений по русскому языку. Начнем со списывания с доски или учебника.

При списывании:

  1. Зрительная информация: образы, изображения букв и целых слов, поступает непосредственно в правое полушарие.
  2. Электрические реакции мозга говорят о том, что при выполнении заданий правое полушарие начинает активно воспринимать письменную речь. Здесь происходит ее зрительно-пространственный анализ.
  3. Затем его результаты передаются в левое полушарие для окончательной специализированной обработки, для распознания смысла текста.

То есть левое полушарие распознает и понимает, о чем эти слова и для чего эти буквы, а правое просто воспринимает картинки, не озадачиваясь смыслом ни букв, ни слов. Именно при таком распределении ролей письменная информация опознается человеком.

Пример взаимодействия полушарий при устной речи или диктанте

Продолжим рассматривать, что происходит при выполнении упражнений по русскому на примере написания диктантов на слух.

  1. Сначала активируется слуховая зона – височный отдел левого полушария. При поступлении туда, информация сначала перешифровывается в знаки (буквы, слова) и в лобных долях головного мозга вырабатывается алгоритм написания этих слов. Фонемы – звуки слов, произносимых учителем при диктанте, переводятся в графемы – знаковые буквенные изображения слов.
  2. Процесс этой перешифровки и есть передача поступившей информации из левого полушария в правое.

И только потом, после всех этих событий, произошедших в полушариях мозга, ребенок начинает писать, когда подключится уже моторная функция, управляющая кистью и пальцами под контролем лобных отделов головного мозга. Именно и только при таком распределении ролей между отделами головного мозга происходит выполнение письменных заданий по русскому языку. И никак, по-другому.

Важные этапы развития мозга

Результаты многочисленных нейропсихологических исследований состояния высших психических функций в детском возрасте помогли приблизиться к пониманию механизмов, лежащих в основе неодинакового проявления изменений на разных этапах индивидуального развития ребенка.

Если онтогенез (индивидуальное развитие) ребенка происходит согласно норме, изменения в развитии и установлении мозговых процессов идут в установленном порядке и хронологии. На программу развития человека, предопределенную видовой генетической программой развития, воздействуют конкретные особенности развития каждого конкретного ребенка, такие как семья, социальная среда, физические воздействия, перенесенные болезни, особенности протекания беременности и родов у мамы и т.д. Все это вместе как раз дает возникновение индивидуальных различий в развитии и созревании человеческого мозга и огромное количество вариантов психики человек, неповторимой человеческой индивидуальности.

«Скачок» развития межполушарного взаимодействия — этап ползания

Этап ползания в младенчестве является критически важным для формирования межполушарного взаимодействия. Детальное описание вынесено в .

«Скачок» развития левого полушария — развитие речи

В 2-3 года у ребенка начинает активно развиваться речь за счет общения со взрослыми носителями языка, подражанию словам, словосочетаниям, которые ребенок слышит.
Лингвистический объем нарастает в геометрической прогрессии, и поэтому левое полушарие все в большей степени забирает на себя функции анализа и понимания всех видов речи. Правое полушарие в этот период не может с ним в этом конкурировать. Так левое полушарие становится доминирующим, а правое берет на себя функции приемника и расшифровщика знаков (букв и слов), в нем осуществляется зрительно-пространственный анализ и происходит передача в левое полушарие уже обработанной информации для понимания и осмысления. Только при таком раскладе и только в такой последовательности восприятие устной и письменной речи происходит быстро и надежно.

Интересные факты

  • В семьях, где родители являются представителями интеллигенции, дети имеют больше возможностей совершенствования речи поэтому левое полушарие у них развито.
  • Деревенские дети, предоставленные большую часть времени самим себе и природе, обладают более развитым правым полушарием.

«Скачок» развития левого полушария — школа

Дошкольники и первоклассники в первые две четверти обучения в норме демонстрируют более высокую активность правого полушария. В последние месяцы обучения в первом классе ведущим становится левое полушарие . То есть в первом классе в норме происходит смена доминантного полушария. Это происходит потому, что в первом классе при начале обучения самая большая нагрузка ложится на правополушарные мозговые структуры, и это полушарие стимулируется, в ответ на стимуляцию развивается быстрее. К концу первого класса занятия, которые включают большое количество логических операций (развитие речи и др.), приводят к доминированию левого полушария.

Проблема сниженной активности левого полушария

При высоком уровне интеллектуального развития появляются плохие навыки чтения, сложности в усвоении нового материала, ребенок не обращает внимания на целые сказанные ему фразы, «пропускает их мимо ушей». Он сложно обучается навыкам письма и чтения, при написании переставляет слова и буквы, повторяет одни те же ошибки при работе в классе. У такого ребенка часто страдают запоминание и выучивание. Он начинает испытывать затруднения в самовыражении.

Однако трудные задания для детей с пониженной функцией правого полушария даются детям со сниженной активностью левого полушария легче.

Такая левополушарная дисфункция может быть вызвана повышенной функцией правого полушария, которая тем самым мешает созреванию и активности левого.

Проблема сниженной активности правого полушария

Младшие школьники и дошкольники все больше времени проводят в виртуальной реальности.

Из-за этого у них часто наблюдается преимущественное развитие зон левого полушария головного мозга, которые отвечают за сбор информации и рациональное логическое мышление. При этом речевые зоны развиваются в меньшем объеме, не развиваются и даже угнетаются за счет преимущественного развития не речевых зон.

Это примерно так же, как если ограниченное количество пищи давать большому количеству рыбок в аквариуме. Будут кушать, и развиваться самые сильные и активные из них. То есть те, которые поели утром, поедят и в обед. Соответственно именно они будут процветать, и развиваться за счет остальных.

При стимуляции развития частей левого полушария с помощью виртуальной реальности, полушарие правое, ответственное за творческую сторону личности, подавляется в своей активности и используется в работе у таких детей все меньше и меньше.

На таких детей обычно оказывается совершенно бессмысленное психологическое и педагогическое воздействие. Его водят на психологическую коррекцию к психологам. Пытаются найти неврологические проблемы. Разыскивают какие-то проблемы в семье. Ищут истину в диапазоне вопросов: Что повлияло? Может, кто напугал? Обидел? Или отчим строгий? И т.д.

Зачем? Если у ребенка просто доминирует другое полушарие, чем необходимо для нормального овладения чтением, или письмом или счетом. Хоть завоспитывайся – сделаешь только хуже. Все ваши усилия, массированное психолого-педагогическое воздействие, только усугубят процесс. Например, любые попытки ускорить процесс овладения чтением или письмом, больше, чем позволяет межполушарное взаимодействие – только утяжеляют и процесс чтения, и процесс письма. И к одной беде добавляется другая - невротические реакции на обучение. Вот тут уже и на растерзание к психологам можно будет.

Помочь таким детям справиться со своими особенностями можно только использованием в обучении оптимального метода и темпа, которые учтут особенности ребенка.

Проблемы при нарушении взаимодействия полушарий

Если образы букв и слов вдруг не поступят в правое полушарие, а направятся сразу в левое? Тогда полученные не по адресу образы мгновенно отсылаются левым полушарием в правое, так как само левое полушарие не разбирается в буквах и изображениях слов, «не понимает», не распознает их. И оно перекидывает их для распознания правому, а то, проделав эту работу, возвращает левому обратно уже для понимания смысла речи, не умея делать это самостоятельно, также хорошо, как левое.

Естественно, что в этом случае время обработки лингвистического материала резко возрастает, а ее точность падает , так как во время двойной пересылки из полушария в полушарие резко возрастает опасность потери или искажения информации. Вот и появляется ребенок, который сидит, старается, но пишет в тетрадке как попало и что попало. На «тройку». Про такого говорят «тормозит на ровном месте». Это происходит при списывании.

Вышеприведенные примеры показывают какие последствия имеют нарушения в развитии нервной системы ребенка. Той самой нервной системы, которая в юном возрасте еще несовершенна, но при этом развивается гигантскими темпами, ежедневно, ежечасно. И, не побоюсь этого слова, - ежесекундно.

В данной статье я не претендую на подробное и доскональное изложение огромного массива нейропсихологической информации. Я просто хочу проиллюстрировать одну маленькую частность – а именно, как нарушается процесс правильного межполушарного взаимодействия, а вместе с ним и все становление ЦНС ребенка, его психика, обучение, качество социальных контактов, и даже физиология и соматическое здоровье.

Повторюсь, одним из важнейших этапов развития межполушарного взаимодействия является ползание. О важности ползания для развития межполушарного взаимодействия . Нередко причиной неуспеваемости детей является отсутствие периода ползания. Родители, стараясь решить проблему неуспеваемости, привлекают психологов и педагогов, но обычно до сути проблемы мало, кто добирается.

Завершение

Теперь, когда вы введены в курс дел о дисбалансе развития мозговых структур, вы должны понимать насколько осторожно необходимо рассматривать вопрос использования развивающих методик. При использовании методик важно учитывать, что ни одна из методик раннего развития не имеет официального подтверждения безвредности, но большинство из них имеют влияние на последовательность созревания мозговых структур и может привести к дисбалансу.

Важно обозначить, что изучением и корректировками развития мозга в зависимости от психики занимается нейропсихология . Причины по которым обычно не используются прямые нейропсихологические способы понять и избавить своего ребенка от проблемы:

  • надо заставить себя много прочитать очень скучной и тяжелой для понимания «не специалиста» литературы;
  • надо потратить много реального времени на понимание того, что происходит с ребенком на самом деле;
  • надо потратить огромное количество усилий в применении полученного знания, потому что нейропсихологическая коррекция очень длительный, скажу даже нудный процесс, в котором самое сложное – найти специалиста;
  • процесс нейропсихологической коррекции напоминает тренировки в спортзале для того, чтобы скорректировать фигуру (ну не вырастет нужная мышца быстрее, чем она может расти);
  • другое дело, что специалист нейропсихолог поможет, как тренер, выбрать нужную методику, учитывая индивидуальные особенности ребенка;
  • упрощенный путь – «накоплю денег, приведу к психологу и скорректирую, особенно, если с психологом повезет» в данной ситуации не работает.

Зачастую в современном обществе люди не имеют возможности обратиться к нейропсихологу и пытаются решить проблемы при помощи психологов, психиатров, психотерапевтов.

Антиреклама. Я сам далек от нейропсихологии. Я – врач-психиатр, психотерапевт. Понимаю, что мое воздействие на ситуацию и помощь ребенку сводится в подобных случаях только к тому, чтобы объяснить родителям и помочь им понять, что в моем лечении, как и в работе с психологом такой ребенок не нуждается вообще. Не приходите к нам на лечении и коррекцию с подобными нарушениями. Ни психотерапевт (я в том числе), ни психолог вам не помогут.

Нейропсихология – очень трудоемкое занятие. Знание там собирается годами по мельчайшим крупицам. Знание очень точное, надежное, не предположительное, не умозрительное и пустое. Специалисты в этой области проводят годами экспериментальные научные исследования и по крупицам собирают знания о законах развития человеческого мозга, нервной системы и психики. О взаимодействии отдельных анатомических единиц и зон мозга человека. На это у них уходит масса времени поэтому они редко занимаются коррекционной практикой. Они, являясь фанатиками науки, а в этой специальности по-другому нельзя, если оказывают помощь, то штучно и с большими затратами сил и времени. Многие родители просто не готовы к такому раскладу. А другого правильного пути нет.

Те, кто уже столкнулся с необходимостью гармонизации мыслительной деятельности ребенка, должны знать, что в таких случаях необходима дифференцированная система подбора корректирующих методик в соответствии с типом, асимметрии его полушарий. Для развития межполушарных связей, а также для развития правого и левого полушарий можно использовать комплексы специальных упражнений. Компетентными специалистами в этих вопросах являются нейропсихологи. Лечение проблем снижения активности представляет собой точную коррекцию учебного процесса. Безусловно, такая коррекция более эффективна на ранней стадии развития этих нарушений, а её профилактика позволяет выявить предрасположенности к данному нарушению и заключается в проведении комплекса предупредительных мер. Медикаментозное лечение при подобных нарушениях имеет недоказанную эффективность и его применение не рекомендуется. Равно, как не рекомендуется и большинство психолого-педагогических методик.

Спасибо за внимание!

Экология жизни: Мозг - сложная и взаимосвязанная система, самая крупная и функционально важная часть ЦНС. Его функции включают обработку сенсорной информации, поступающую от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память. Высшая функция, выполняемая мозгом - мышление.

Мозг - сложная и взаимосвязанная система, самая крупная и функционально важная часть ЦНС. Его функции включают обработку сенсорной информации, поступающую от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память. Высшая функция, выполняемая мозгом - мышление.

Можно легко протестировать, какое из полушарий мозга у Вас активно в данный момент. Посмотрите на эту картинку.

Если девушка на картинке вращается по часовой стрелке, то в данный момент у вас больше активно левое полушарие мозга (логика, анализ). Если же она поворачивается против часовой стрелки, то у вас активно правое полушарие (эмоции и интуиция).

В какую сторону девушка вращается у вас? Оказывается, что некоторым усилием мысли, можно заставить девушку вращаться в любую сторону. Для начала, попробуйте посмотреть на картинку расфокуссированным взглядом.

Если вы смотрите на картинку одновременно со своим партнером, другом, подругой, знакомым, очень часто бывает, что вы одновременно наблюдаете, как девушка вращается в две противоположные стороны – один видит вращение по часовой стрелке, а другой против. Это нормально, просто в данный момент у вас активны разные полушария мозга.

Сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга

Левое полушарие

Правое полушарие

Основной сферой специализации левого полушария является логическое мышление, и до недавнего времени врачи считали это полушарие доминирующим. Однако фактически оно доминирует только при выполнении следующих функций.

Левое полушарие мозга отвечает за языковые способности. Оно контролирует речь, способности к чтению и письму, запоминает факты, имена, даты и их написание.

Аналитическое мышление:
Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием.

Буквальное понимание слов:
Левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.

Последовательная обработка информации:
Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.

Математические способности: Числа и символы также распознаются левым полушарием. Логический аналитический подходы, которые необходимы для решения математических, проблем, тоже являются продуктом работы левого полушария.

Контроль за движениями правой половины тела. Когда вы поднимаете правую руку, это означает, что команда ее поднять поступила из левого полушария.

Основной сферой специализации правого полушария является интуиция. Как правило, его не считают доминирующим. Оно отвечает за выполнение следующих функций.

Обработка невербальной информации:
Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.

Пространственная ориентация: Правое полушарие отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в целом. Именно благодаря правому полушарию можно ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки.

Музыкальность: Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят от правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает левое полушарие.

Метафоры: С помощью правого полушария мы понимаем метафоры и результаты работы чужого воображения. Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим или читаем. К примеру, если кто-то скажет: "Он висит у меня на хвосте", то как раз правое полушарие поймет, что именно хотел сказать этот человек.

Воображение: Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Кстати говоря, вопрос "А что, если..." также задает правое полушарие.

Художественные способности: Правое полушарие отвечает за способности к изобразительному искусству.

Эмоции: Хотя эмоции и не являются продуктом функционирования правого полушария, оно связано с ними более тесно, чем левое.

Секс: За секс отвечает правое полушарие, если вы, конечно, не слишком озабочены самой техникой этого процесса.

Мистика: За мистику и религиозность отвечает правое полушарие.

Мечты: Правое полушарие отвечает также и за мечты.

Параллельная обработка информации:
Правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа. Правое полушарие также распознает лица, и благодаря ему мы можем воспринимать совокупность черт как единое целое.

Контролирует движения левой половины тела: Когда вы поднимаете левую руку, это означает, что команда поднять ее поступила из правого полушария.

Схематично это можно представить следующим образом:

Это, конечно, шуточный тест, но он имеет долю правды. Вот еще один вариантов вращающейся картинки.

После просмотра этих картинок особый интерес представляет изображение с двойным вращением.

Как еще можно проверить, какое из полушарий у вас больше развито?

  • сожмите ладони перед собой, теперь сплетите пальцы рук и заметьте, большой палец какой руки оказался сверху.
  • похлопайте в ладоши, отметьте какая рука сверху.
  • скрестите руки на груди, отметьте какое предплечье сверху.
  • определите ведущий глаз.

Как можно развить способности полушарий.

Существует несколько простых способов развития полушарий. Самый простой из них - увеличение объема работы, на которой ориентировано полушарие. Например, для развития логики Вам необходимо решать математические задачи, отгадывать кроссворды, а для развития воображения посещать художественную галерею и т.п.

Следующий способ – максимально задействовать сторону тела, контролируемую полушарием – для развития правого полушария необходимо работать левой частью тела, а для проработки левого полушарий - с правой. Например, вы можете рисовать, прыгать на одной ноге, жонглировать одной рукой.

Развить полушарие поможет упражнение, на осознание правого и левого полушария мозга.

1. Подготовка к упражнению.

Сядьте прямо, закройте глаза. Дыхание должно быть спокойным и равномерным.

Зрительно представьте себе Ваш мозг, состоящий из двух полушарий и разделенный на две половины с помощью мозолистого тела. (См. рис выше) Сконцентрируйтесь на своем мозге.

Пробуем (в своем воображении) установить связь со своим мозгом, попеременно заглядывая левым глазом в левое полушарие мозга, а правым - в правое. Затем, обоими глазами смотрим внутрь, на середину мозга с мозолистым телом.

Это Вам будет интересно:

2. Выполнение упражнения.

Медленно вдыхаем, наполняемся воздухом и задерживаем дыхание ненадолго. Во время выдоха направляем поток нашего сознания, как прожектор, на левое полушарие и "смотрим" на эту часть мозга. Затем снова делаем вдох, задерживаем дыхание и на выдохе направляем прожектор на правое полушарие головного мозга.

Представляем себе: слева - четкое логическое мышление; справа - мечта, интуиция, вдохновение.

Слева: вдох, пауза, выдох связан с проекцией числа. Справа: вдох, пауза, выдох связан с проекцией буквы. Т.е. слева: число «1» число «2» число «3» и т.д. Справа: буква «А» буква «Б» буква «В» и т.д.

Эту комбинацию чисел и букв продолжаем до тех пор, пока она вызывает приятные ощущения. Буквы и числа можно поменять местами, или заменить их чем-то другим - например, лето - зима, белый - черный. опубликовано

Пожалуй, самый удивительный орган человеческого тела - это мозг. Ученые еще досконально не изучили его, хотя шаги в этом направлении сделаны немалые. В данной статье будет рассказано о том, за что отвечает головного мозга и как его можно развить.

Основная информация

В самом начале стоит сказать о том, что состоит из двух полушарий - правого и левого. Эти части разделены корой головного мозга, однако обмен информацией происходит через так называемое Для наглядности работы обеих полушарий можно провести довольно-таки простую аналогию с компьютером. Так, в данном случае левая часть мозга отвечает за последовательное выполнение задач, т. е. является основным процессором. Правое же полушарие может выполнять несколько задач одновременно, и его можно сравнить с дополнительным процессором, который не является ведущим.

Работа полушарий

Если говорить кратко, то левое полушарие мозга отвечает за анализ и логику, в то время как правое полушарие - за образы, мечты, фантазии, интуицию. У каждого человека обе части данного органа должны функционировать равномерно, однако всегда одно из полушарий будет работать более активно, а другое - как вспомогательный элемент. Из этого можно сделать простой вывод, что у творческих личностей более развито правое полушарие мозга, в то время как у людей деловых - левое. Разберемся подробнее в том, какие функции выполняет левое полушарие мозга.

Вербальный аспект

Левое полушарие мозга отвечает за языковые и вербальные Именно оно контролирует речь, а также проявляется способностью к письму и чтению. Рассматривая работу мозга в данном ключе, стоит также уточнить, что это полушарие воспринимает все слова буквально.

Мышление

Как уже было выше сказано, левое полушарие мозга отвечает за анализ фактов, а также их логическую обработку. В данном случае обрабатывается именно полученная информация. Эмоции и оценочные суждения тут в работу не вступают. Также хочется сказать о том, что левое полушарие обрабатывает всю информацию последовательно, выполняя поставленные задачи одну за другой, а не параллельно, как это может «делать» правое полушарие.

Контроль

Обязательно стоит сказать также о том, что левое полушарие мозга отвечает за деятельность и работу тела человека. То есть если кто-то поднял правую руку или ногу, это будет означать, что команду послало именно левое полушарие мозга.

Математика

За что еще отвечает левое полушарие головного мозга? Именно оно задействуется в том случае, если нужно решать определенные математические задачи. Интересный факт: различные символы и числа распознает также именно эта часть мозга.

О людях

Что можно в общем сказать о людях, у которых более активно и развито именно левое полушарие мозга? Так, подобные личности организованы, они любят порядок, всегда соблюдают все сроки и графики. Они легко воспринимают информацию на слух и почти всегда приходят к своей цели, так как их поступки подчинены здравому смыслу, а не порывам души. Однако нельзя о таких личностях сказать, что им чуждо искусство. Вовсе нет, однако в творческой деятельности эти люди выберут то, что имеет форму и смысл, отказываясь от абстракции и недосказанности.

О развитии

Нередко людей интересует вопрос, как развить левое полушарие мозга. Стоит сказать о том, что сделать это возможно. Достаточно просто периодически тренировать свой «компьютер». Так, для этого могут быть полезными следующие упражнения:

  1. Физические нагрузки на организм тесно связаны с работой мозга. Если больше времени уделять развитию правой половины тела, соответственно, более активно будет работать левое полушарие мозга.
  2. Так как левое полушарие мозга отвечает за логику и решение математических задач, нужно больше времени уделять именно этому занятию. Начинать нужно с более простых математических упражнений, постепенно повышая планку. Активность данного полушария, несомненно, приведет к его дальнейшему развитию.
  3. Довольно-таки простой совет, как развить левое полушарие мозга, заключается в необходимости разгадывать кроссворды. В таком случае человек чаще всего действует аналитически. А это приводит к активизации именно левой половины мозга.
  4. Ну и, конечно же, можно подобрать специализированные, разработанные психологами тесты, которые помогают активизировать и развить желаемое полушарие мозга человека.

Слаженная работа

Следует упомянуть и о том, что оба полушария мозга нужно развивать одновременно. Ведь только разносторонне развитый человек является талантливым, более конкурентоспособным на рынке труда и уникальным по своим возможностям. Более того, существуют люди, которых называют амбидекстры. Оба полушария мозга у них развиты одинаково. Они могут все действия выполнять в равной степени хорошо как правой, так и левой рукой. У таких людей нет выраженного, ведущего полушария, в работу задействованы обе части мозга в равной степени. Достичь такого состояния можно упорным трудом и тренировками.

Причина болей

Бывает так, что у человека левое полушарие мозга болит. Почему так происходит? Наиболее распространенная причина - это мигрень. В таком случае болевые ощущения локализируются именно в левой части головы. Длительность данного состояния также бывает разной - от нескольких часов до пары суток. Среди основных причин возникновения данного состояния ученые выделяют следующие:

  1. Физическая усталость.
  2. Стрессы.
  3. Жара и обезвоживание организма.
  4. Натяжение серповидной перегородки головного мозга.
  5. Заболевания тройничного нерва, его воспаления.
  6. Бессонница.

Однако если у человека периодически болит левое полушарие головного мозга, все-таки стоит обратиться за врачебной консультацией. Ведь далеко не всегда этот симптом является безобидным. Нередко головные боли в определенной части головы свидетельствуют об опухолях, тромбозе или иных тяжелых проблемах, которые могут угрожать не только здоровью, но и жизни пациента.

Геморрагический инсульт

Геморрагический инсульт - это внутримозговое кровоизлияние. Что же в таком случае происходит с человеком? К каким последствиям может привести кровоизлияние в левое полушарие мозга?

  1. Нарушения двигательной активности. Если кровоизлияние произошло в левой части мозга, пострадает, в первую очередь правая сторона тела пациента. Могут возникнуть трудности при ходьбе, координации. Односторонние нарушения движения в медицине называют гемипарезом.
  2. Нарушение речи. Как уже было выше сказано, именно левое полушарие мозга отвечает за восприятие символов и чисел, а также за чтение и письмо. Когда же происходит кровоизлияние именно в эту часть мозга, человек с трудом начинает не только говорить, но и воспринимать слова окружающих. Также возникают проблемы с письмом и чтением.
  3. Переработка информации. В случае кровоизлияния в левую часть головы человек перестает логически мыслить, обрабатывать информацию. Понимание становится заторможенным.
  4. Иные симптомы, не связанные с деятельностью именно левого полушария. Это могут быть болевые ощущения, психологические нарушения (раздражительность, депрессия, колебание настроения), проблемы с дефекацией и мочеиспусканием.

Инвалидизация после кровоизлияния высока и составляет примерно 75% всех случаев. Если же вовремя не определиться с причиной данной проблемы, возможно повторное кровоизлияние, которое может привести даже к смерти больного.

Отключение левого полушария

Иногда люди интересуются, как отключить левое полушарие мозга, можно ли это вообще сделать? Ответ прост: можно. Более того, каждый человек делает это ежедневно, ложась спать. Во время сна активизируется именно правое полушарие, а левое затухает. Если же говорить о периоде бодрствования, то левое полушарие всегда находится в работе и помогает людям логически мыслить и анализировать полученную информацию. Стоит сказать о том, что полностью отключить работу левого полушария во время его активной деятельности нельзя (без вмешательства специальных инструментов и специалистов-психиатров). Да и делать этого вообще не нужно. Лучше всего установить баланс между правым и левым полушарием, что и сделает жизнь отдельного человека качественнее и лучше.

Простые упражнения

Разобравшись, почему болит левое полушарие мозга и за что оно отвечает, нужно привести пример нескольких простых упражнений, которые помогут тренировать мозг человека равномерно.

  1. Нужно удобно сесть и сосредоточиться на одной точке. Через минуту следует попробовать рассмотреть те предметы, которые расположены слева от выбранной цели. Периферическим зрением нужно рассмотреть как можно больше деталей. Далее следует изучить предметы, расположенные справа. Если хочется тренировать только левую сторону мозга, нужно рассматривать предметы, которые находятся по правую руку от выбранной точки.
  2. Чтобы активизировать оба полушария, нужно попеременно правым и левым коленом касаться противоположного локтя. Если же выполнять упражнение медленно, так можно тренировать еще и вестибулярный аппарат.
  3. Чтобы активизировать обе части мозга, нужно просто помассировать свои уши. Делать это нужно сверху вниз. Проделывать манипуляции необходимо примерно 5 раз. Если же вы хотите тренировать только левое полушарие, массировать следует правое ушко.

Большие полушария головного мозга представляют собой самый массивный отдел головного мозга. Они покрывают мозжечок и ствол мозга. Большие полушария составляют примерно 78 % общей массы мозга. В процессе онтогенетического развития организма большие полушария головного мозга развиваются из конечного мозгового пузыря нервной трубки, поэтому данный отдел головного мозга называется также конечным мозгом.

Фактически, эксперименты показали, что введение гормонов стресса людям сразу после того, как они узнают что-то, усиливает их удержание, когда они проверяются через две недели. Гиппокамп находится глубоко в височной доле и имеет форму морского конька. Он состоит из двух рогов, изгибающихся от миндалины. Психологи и нейробиотики оспаривают точную роль гиппокампа, но в целом согласны с тем, что он играет важную роль в формировании новых воспоминаний о прошлом. Некоторые исследователи считают гиппокамп ответственным за общую декларативную память.

Полушария мозга представляют собой наиболее массивный отдел головного мозга. Они заполняют большую часть полости мозгового черепа. Снаружи полушария имеют серый цвет, что обусловлено скоплением нервных клеток. Этот слой носит название коры больших полушарий головного мозга. Под корой находится , представляющее собой нервные проводники - отростки нервных клеток. Продольная щель мозга отделяет от правого. Полушария связаны между собой спайками, главной из которых является мозолистое тело. Поверхность каждого полушария покрыта большим количеством борозд, между которыми располагаются извилины мозга. В каждом полушарии выделяют лобную, теменную, височную и затылочную доли. Поверхность коры головного мозга занимает 11 / 12 всей поверхности мозга, причем примерно 30 % приходится на лобные доли. В процессе эволюции кора головного мозга у человека получила наивысшее развитие, причем наиболее развиты лобные доли. Наибольшего развития у человека достигает и пирамидная система , осуществляющая произвольные движения.

Повреждение гиппокампа обычно приводит к серьезным трудностям в формировании новых воспоминаний, а также может влиять на доступ к воспоминаниям, сформированным до повреждения. Хотя ретроградный эффект обычно распространяется за несколько лет до повреждения головного мозга, в некоторых случаях старые воспоминания остаются нетронутыми; это приводит к мысли о том, что со временем гиппокамп становится менее важным в хранении памяти.

Гиппокамп: на этом изображении показан рогатый гиппокамп глубоко внутри височной доли . Как таламус, так и гипоталамус связаны с изменениями эмоциональной реактивности. Гипоталамус - небольшая часть мозга, расположенная чуть ниже таламуса по обе стороны от третьего желудочка. Повреждения гипоталамуса мешают нескольким бессознательным функциям и некоторым так называемым мотивированным поведением, таким как сексуальность, бодрость и голод.

Мозолистое тело - большая спайка мозга, соединяющая серое вещество больших полушарий головного мозга. Оно располагается в глубине продольной щели мозга. От в белое вещество полушарий мозга отходят белые волокна. Эти волокна лучеобразно расходятся во все доли мозга.

В основании белого вещества больших полушарий головного мозга лежат очень важные в функциональном отношении ядра серого вещества - хвостатое ядро, чечевицеобразное ядро, зрительный бугор и др. В определенных стадиях эволюционного развития эти образования были высшими двигательными (хвостатое и чечевицеобразное ядра) и чувствительными (зрительный бугор) центрами. Однако с развитием коры головного мозга они перешли в подчиненное к ней отношение. Хвостатое и чечевицеобра: ное ядра вместе с некоторыми другими образованиями нервной системы составили так называемую экстрапирамидную систему - систему обеспечения, или обслуживания, движений. Главной двигательной системой стала пирамидная система, которая тесно связана с корой головного мозга.

Боковые части гипоталамуса, похоже, связаны с удовольствием и яростью, в то время как медиальная часть связана с отвращением, неудовольствием и тенденцией к неконтролируемому и громкому смеху. Зубчатая извилина расположена в медиальной стороне мозга рядом с мозолистым корпусом. Еще многое предстоит узнать об этой извилине, но известно, что ее лобная часть связывает запахи и взгляды с приятными воспоминаниями о предыдущих эмоциях. Этот регион также участвует в нашей эмоциональной реакции на боль и в регулировании агрессивного поведения.

Зрительный бугор с развитием коры головного мозга стал подкорковым центром всех видов чувствительности. В нем сходятся все направляющиеся в кору проводники чувствительности. Зрительный бугор является основным коллектором чувствительности поэтому играет важную роль в формировании ощущений, эмоций побуждений.

Очень большое значение имеет подбугорная область мозга гипоталамус. Он является регулятором внутренних процессов организма, всех видов обмена веществ и теплообмена организма.

Базальные ганглии представляют собой группу ядер, лежащих глубоко в подкорковом белом веществе лобных долей , которые организуют двигательное поведение. Базальные ганглии, по-видимому, служат механизмом стробирования физических движений, препятствуя потенциальным движениям, пока они не будут полностью соответствовать обстоятельствам, в которых они должны выполняться. Основанное на правилах обучение навыкам; ингибирование нежелательных движений и разрешение желаемых; выбирая из возможных действий; моторное планирование; последовательность действий; интеллектуальный контроль; рабочая память; внимание. Объясните, как происходит нейропластика.

Между ядрами основания больших полушарий находится узкая полоса белого вещества - внутренняя капсула. Через нее проходят все проводники, идущие в кору головного мозга и из коры в нижележащие отделы мозга.

Снизу к большим полушариям примыкает ствол головного мозга, который имеет следующие отделы: ножки мозга с четверохолмием, мост мозга с мозжечком, продолговатый мозг. В стволе мозга находятся ядра серого вещества и нервные проводники, идущие в восходящем направлении - из спинного мозга и нижних отделов ствола мозга в кору головного мозга - и в нисходящем направлении - из коры головного мозга в нижележащие отделы головного мозга и в спинной мозг. Ядра серого вещества, заложенные в стволе мозга, имеют важное функциональное значение. Некоторые из них (красные ядра, черное вещество в ножках мозга, оливы в продолговатом мозге и др.) относятся к экстрапирамидной системе и имеют отношение к осуществлению движений, другие являются важными чувствительными образованиями. В стволе головного мозга имеются также ядра черепных нервов, осуществляющих двигательную, чувствительную и вегетативную иннервацию в области головы.

«Нейропластичность» относится к изменениям в нейронных путях и синапсах, которые являются результатом изменений в поведении, экологических и нервных процессах, а также изменений, вызванных телесным повреждением. Нейропластичность заменила ранее проведенную теорию о том, что мозг является физиологически статическим органом и исследует, как изменяется мозг на протяжении всей жизни. Нейропластичность возникает на различных уровнях, начиная от минутных изменений клеток, возникающих в результате обучения крупномасштабному перекосу кортикальной оболочки в ответ на травму. Синаптическая обрезка или апоптоз - это запрограммированная гибель клеток нейронов, которая происходит в раннем детстве и подростковом возрасте . Обрезка укрепляет важные связи и устраняет более слабые, создавая более эффективную нервную связь. Нейрон: клетка нервной системы, которая проводит нервные импульсы; состоящий из аксона и нескольких дендритов. Нейроны связаны синапсами. пластик: Возможность формования; гибкий, гибкий, плакированный. синапс: соединение между терминалом нейрона и другим нейроном или клеткой мышцы или железы, по которой проходят нервные импульсы. апоптоз: процесс запрограммированной гибели клеток. Мозг постоянно адаптируется на протяжении всей жизни, хотя иногда и в критические, генетически определенные периоды времени.

Важной составляющей ствола головного мозга является сетчатое образование (ретикулярная формация), которое служит своеобразным коллектором энергии, активирующей кору головного мозга. От ретикулярной формации идут как активирующие, так и тормозящие влияния восходящего и нисходящего направлений. В стволе головного мозга располагаются жизненно важные центры: дыхания, сосудисто-двигательный, рвотный, кашлевой и др. Они тесно связаны с ретикулярной формацией.

Нейропластичность - это способность мозга создавать новые нейронные пути, основанные на новом опыте. Это относится к изменениям в нейронных путях и синапсах, которые являются результатом изменений в поведении, экологических и нейронных процессах, а также изменений, вызванных телесным повреждением.

Роль нейропластичности широко признана в здоровом развитии, учебе, памяти и восстановлении от повреждения головного мозга. В течение большей части 20-го века консенсус среди нейробиологов заключался в том, что структура мозга является относительно неизменной после критического периода в раннем детстве. Это правда, что мозг особенно «пластик» в критический период детства, с новыми нервными связями, формирующимися постоянно.

Внизу ствол мозга без резкой границы переходит в спинной мозг. Серое вещество спинного мозга, имеющее в разрезе форму бабочки, состоит из передних и задних рогов . В передних рогах располагаются периферические двигательные нейроны. К ним приходит многочисленная информация о совершении движений из коры головного мозга, подкорковых образований, ствола головного мозга. В задних рогах находятся чувствительные нейроны, из отростков которых формируются идущие в головной мозг чувствительные пути. В белом веществе спинного мозга находятся нервные проводники восходящего и нисходящего направлений.

Однако последние данные показывают, что многие аспекты мозга остаются пластическими даже во взрослую жизнь. Пластичность может быть продемонстрирована в ходе практически любой формы обучения. Для того, чтобы помнить об опыте, схема мозга должна измениться. Обучение происходит, когда происходит либо изменение внутренней структуры нейронов, либо повышенное количество синапсов между нейронами.

Удивительным следствием нейропластичности является то, что активность мозга, связанная с данной функцией, может перемещаться в другое место; это может быть результатом обычного опыта, а также происходит в процессе выздоровления от черепно-мозговой травмы. Фактически, нейропластичность является основой целенаправленных экспериментальных терапевтических программ в реабилитации после черепно-мозговой травмы. Например, после того, как человек ослеплен одним глазом, часть мозга, связанная с обработкой ввода от этого глаза, не просто сидит без дела; он берет на себя новые функции, возможно, обрабатывая визуальный ввод от оставшегося глаза или делая что-то совсем другое.

Головной мозг в полости черепа и спинной мозг в позвоночном канале покрыты оболочками. Их три: наружная - твердая, внутренняя - мягкая, средняя - паутинная. Их функциональная роль заключается в защите мозга от механических повреждений и сотрясений. Между паутинной и мягкой оболочками находится щелевидная полость - подпаутинное пространство, заполненное жидкостью.

Это связано с тем, что, хотя определенные части мозга имеют типичную функцию, мозг может быть «переписан» - все из-за пластичности. «Синаптическая обрезка» относится к неврологическим регуляторным процессам, которые облегчают изменения в нервной структуре, уменьшая общее количество нейронов и синапсов, оставляя более эффективные синаптические конфигурации. Поскольку мозг младенца обладает такой большой способностью к росту, его в конечном итоге следует обрезать, чтобы удалить ненужные нейронные структуры из мозга.

Этот процесс обрезки называют апоптозом или запрограммированной гибелью клеток. По мере развития человеческого мозга потребность в более сложных нейронных ассоциациях становится гораздо более уместной, а более простые ассоциации, сформированные в детстве, заменяются более сложными взаимосвязанными структурами.

Жидкость циркулирует по системе мозговых желудочков и подпаутинному пространству. Мозговые желудочки - это полости внутри мозга, заполненные спинномозговой жидкостью . В головного мозга находятся боковые желудочки , соединенные с центрально расположенным III желудочком. Желудочек III соединен посредством узкого канала - водопровода мозга - с IV желудочком, который находится в области ствола мозга и посредством особых отверстий соединен с подпаутинным пространством. Цереброспинальная жидкость служит добавочной механической защитой мозга от толчков и сотрясений; кроме того, она имеет отношение к обменным процессам в мозге.

Обрезка удаляет аксоны из синаптических соединений, которые не являются функционально подходящими. Этот процесс укрепляет важные связи и устраняет более слабые, создавая более эффективную нервную связь. Как правило, число нейронов в коре головного мозга увеличивается до подросткового возраста. Апоптоз возникает в раннем детстве и подростковом возрасте, после чего наблюдается уменьшение числа синапсов. Приблизительно 50% нейронов, присутствующих при рождении, не выживают до совершеннолетия. Выбор обрезанных нейронов следует принципу «использовать его или потерять», что означает, что синапсы, которые часто используются, имеют прочные связи, в то время как редко используемые синапсы устраняются.

Кровоснабжение головного и спинного мозга имеет свои особенности по сравнению с другими органами. Особенности эти связаны с большой функциональной важностью мозга. Кровоснабжение головного мозга осуществляется за счет внутренних сонных и позвоночных артерий. Благодаря соединению между отдельными ветвями этих артерий на основании мозга и в области ствола мозга образуются два артериальных круга, что имеет важное значение для нормального кровообращения мозга в условиях физиологических нагрузок и при нарушениях мозгового кровообращения.

Рост нейронов: нейроны растут в подростковом возрасте, а затем обрезаются на основе наиболее популярных соединений. Синаптическая обрезка отличается от регрессивных событий, наблюдаемых в пожилом возрасте. Хотя обрезка развития зависит от опыта, ухудшающиеся связи, которые происходят со старостью, не являются. Синаптическая обрезка похожа на резьбу статуи: получение камня без камней в его лучшую форму . Как только статуя будет завершена, погода начнет разрушать статую, которая представляет собой потерянные соединения, которые происходят со старостью.

Кора головного мозга - наиболее молодое в эволюционном отношении образование центральной нервной системы. У человека она достигает наивысшего развития . Кора головного мозга имеет огромное значение в регуляции жизнедеятельности организма, в осуществлении сложных форм поведения и становлении нервно-психических функций.

Под корой находится белое вещество полушарий, оно состоит из отростков нервных клеток - проводников. Из-за образования мозговьгх извилин общая поверхность коры головного мозга значительно увеличивается. Общая площадь коры полушарий составляет 1200 см 2 , причем 2/3 ее поверхности находится в глубине борозд, а 1/3 - на видимой поверхности полушарий.

Сложный человеческий мозг контролирует, кто мы такие: как мы мыслим, чувствуем и действуем. Мозг также контролирует все основные функции организма. Мозг размещается в черепе, который защищает его от травмы. Усредняя фунт при рождении, мозг растет до примерно трех фунтов от взрослой жизни . Мозг, наряду со спинным мозгом , является важнейшим компонентом центральной нервной системы.

В мозгу существуют два типа клеток. Нейроны посылают и получают сигналы от вашего мозга и от всего тела. Глиальные клетки, иногда называемые нейроглиями или глиями, образуют миелин, жирный изолирующий слой вокруг нервных волокон. Ячейки поддерживают стабильность и обеспечивают питание и поддержку.

Специализация полушарий головного мозга

В 1881 г, биопсихолог Роджер Сперри (1914-1994) был удостоен Нобелевской премии за работу но изучению специфических возможностей полушарии головного мозга . Сперри и другие ученые показали, что правое и левое полушария демонстрируют различные возможности в тестах вербальных, перцептивных, музыкальных и других способностей.

Каждая часть мозга выполняет определенную функцию и связана с другими частями мозга. Между черепом и мозгом находятся три слоя ткани, называемые мозгами. Сильный, самый внешний слой называется твердой мозговой оболочкой. Средний слой, арахноидная матер, представляет собой тонкую мембрану из кровеносных сосудов и эластичной ткани. Пиама является самым внутренним слоем, с кровеносными сосудами, которые проникают глубоко в мозг.

Части и функции мозга

Церем, или , формирует большую часть мозга и делится на две половины. Левое полушарие в значительной степени отвечает за язык. важно для интерпретации визуальных сигналов и пространственной обработки. Церебра контролирует координацию, температуру, зрение, звук, рассуждение, обучение и эмоции.

Каким способом можно проверить работу лишь одной стороны мозга?

Один из способов - исследование людей, перенесших операцию «расщепления мозга». При этой редкой хирургической операции разрезают мозолистое тело, чтобы устранить тяжелую эпилепсию. В результате мы получаем человека, имеющего, в сущности, два головных мозга внутри одного тела. После хирургического вмешательства вопрос сводится лишь к тому, чтобы направить информацию либо в одно полушарие, либо в другое.

Пространство между двумя полушариями называется большой продольной трещиной. Тело мозолистого тела соединяет обе стороны и передает сигналы с одной стороны мозга на другую. У головного мозга есть миллиарды нейронов и глии, которые образуют кору головного мозга, ее внешний слой. Это широко известно как серое вещество. Соединительные волокна между нейронами под поверхностью мозга называются белым веществом.

В мозжечке или заднем мозге обрабатываются мелкие двигательные движения, равновесие и осанка. Это помогает нам выполнять быстрые и повторяющиеся движения. Ствол мозга находится перед мозжечком и соединен со спинным мозгом. Его задача - передать сигналы между корой головного мозга и остальной частью тела. Он помогает контролировать наши основные функции и состоит из трех частей.

«Расщепленный мозг»

Разделение полушарий удваивает сознание. Сперри сказал: «Другими словами, каждому полушарию, по-видимому, свойственны собственные независимые и частные ощущения, собственные восприятия, собственные понятия и собственные побудительные импульсы».

Каким образом функционирует после операции человек с расщепленным мозгом?

Наличие двух «головных мозгов» в одном теле может создать серьезную дилемму. Когда один пациент с расщепленным мозгом одевался, он иногда одной рукой стягивал брюки вниз, а другой - натягивал их. Однажды этот пациент схватил левой рукой свою жену и сильно ее потряс. Его правая рука галантным образом пришла на помощь женщине и перехватила воинственную левую руку. Хотя подобные конфликты могут иметь место, намного более типичны случаи, когда пациенты с расщепленным мозгом ведут себя совершенно нормально. Причина здесь в том, что обе половины мозга имеют почти одинаковый опыт на один и тот же момент времени. Кроме того, если возникает конфликт, одна половина обычно берет верх нал другой.

Эффекты расщепления мозга легче всего наблюдать во время специальных тестов. Например, мы можем высветить символ доллара, направив его в правую половину мозга пациента но имени Том. А изображение вопросительного знака направить в левую половину его мозга. Далее Тома просят нарисовать то, что он видит, пользуясь вслепую левой рукой. Левая рука рисует символ доллара. Если затем Тома попросят указать правой рукой на картинку того, что нарисовала его «невидимая» левая рука , он укажет на вопросительный знак. Короче говоря, у человека с расщепленным мозгом одно полушарие может не знать, что происходит во втором. Это крайний случай ситуации, когда «правая рука не встает, что творит левая

Отличие левого и правого полушария головного мозга

Функции головного мозга разделяются примечательным образом. К примеру, приблизительно 95% всех взрослых людей используют левое полушарие в языке (устной речи, письме и понимании). Вдобавок левое полушарие обладает превосходством в математике, определении времени и ритма, координировании порядка сложных движений, таких, которые требуются для осуществления речи.

Напротив, правое полушарие реагирует только на простейший язык и счет. Работа с правой стороной мозга подобна разговору с ребенком, который понимает лишь с десяток слов. Чтобы ответить на вопросы, правое полушарие должно использовать невербальные реакции, например указание рукой на объекты.

Хотя правая сторона мозга и слаба в языке, она обладает собственными талантами, прежде всего перцептивными навыками. Во время теста правое полушарие лучше распознает узоры, лица и мелодии, решает конструкторские задачи или рисует картинку. Оно также участвует в распознавании и выражении ЭМОЦИЙ.

За что ответственны полушария головного мозга

Левое полушарие

Ощущение времени

■ Письмо

■ Упорядочение

Счет сложных движений

Правое полушарие

■ Невербальные

Распознавание способности и выражение эмоций

Перцептивные навыки

Пространственные

Представления навыки

Распознавания узоров,

Пониманиелиц, мелодий элементарного языка

Один мозг, два стиля

В целом левое полушарие участвует главным образом в анализе. Оно также последовательно обрабатывает информацию. Правое полушарие, видимо, обрабатывает информацию одновременно и целостно.

Подводя еще один итог, мы можем сказать, что правому полушарию лучше удается собирать отдельные элементы окружающего мира в согласованную картину; оно видит целостные паттерны и общие взаимосвязи. Левый мозг фокусируется на мелких деталях.

Правый мозг смотрит на мир широким панорамным взглядом; левый видит отдельные детали крупным планом. Фокус внимания левого мозга является локальным, а правого - глобальным.

Люди решают конструктивные задачи и делают рисунки, как правило, лишь с помощью правого полушария? Выполняют ли они остальные действия только с помощью левого полушария?

Нет. Верно, что некоторые задания требуют преимущественного использования одного или другого полушария, но в любой момент времени активен весь мозг. Меняется лишь баланс активности между полушариями. В норме люди не думают лишь одним из полушарий. При выполнении большинства задач «реального мира» полушария разделяют работу между собой. Каждое делает то, что оно умеет делать лучше, и делится информацией с другой стороной. Вот почему популярные курсы, утверждающие, что они обучают в правостороннему мышлению», игнорируют тот факт, что каждый человек уже пользуется правым полушарием при мышлении. Умение хорошо делать нечто требует таланта и способности перерабатывать информацию обоими полушариями. Разумным можно назвать мозг, который одновременно схватывает как отдельные детали, так и общую картину.

Кун «Все тайны поведения человека»

Головной мозг человека является главным отделом центральной нервной системы, он располагается в полости черепа. В состав головного мозга входит огромное количество нейронов, между которыми имеются синаптические связи. Эти связи позволяют формировать нейронам электрические импульсы, контролирующие полноценное функционирование организма человека.

Головной мозг человека изучен не до конца. Ученые полагают, что у человека в процессе жизнедеятельности задействуется всего лишь часть нейронов, в связи с чем многие люди не проявляют своих возможным способностей.

Левое полушарие головного мозга и связанные с ним функции

Левое полушарие мозга является ответственным за вербальную информацию, оно отвечает за языковые способности человека, контролирует речь, способность к письму и чтению. Благодаря работе левого полушария человек способен запоминать различные факты, события, даты, имена, их последовательность и то, как они будут выглядеть в письменном виде. Левое полушарие несет ответственность за аналитическое мышление человека, благодаря этому полушарию развита логика и анализ фактов, а также осуществляются манипуляции с числами и математическими формулами. Кроме того левое полушарие головного мозга отвечает за последовательность процесса обработка информации (поэтапная обработка).

Благодаря левому полушарию, вся получаемая человеком информация обрабатывается, классифицируется, анализируется, левое полушарие устанавливает причинно-следственные связи и формулирует выводы.


Правое полушарие головного мозга и его функции

Правое полушарие мозга несет ответственность за обработку так называемой невербальной информации, то есть за обработку информации, выражаемой в образах и символах, а не словах.

Правое полушарие является ответственным за воображение, с его помощью человек способен фантазировать, мечтать, а также сочинять учить стихи и прозу. Здесь же располагаются способности человека к инициативе и искусству (музыка, рисование и др.). Правое полушарие несет ответственность за параллельную обработку информации, то есть подобно компьютеру позволяет человеку одновременно анализировать несколько различных потоков информации, принимать решения и решать задачи, рассматривая проблему одновременно в целом и с разных сторон.

Благодаря правому полушарию мозга мы устанавливаем интуитивные связи между образами, понимаем разнообразные метафоры и воспринимаем юмор. Правое полушарие позволяет человеку распознавать сложные образы, которые невозможно разложить на элементарные составляющие, например, процесс распознавания лиц людей и эмоций, которые отображают эти лица.


Синхронизированная работа обоих полушарий

Интуитивная работа правого полушария головного мозга основана на фактах, которые были проанализированы левым полушарием. Следует отметить, что работа обоих полушарий мозга в равной степени важна для человека. С помощью левого полушария мир упрощается и анализируется, а благодаря правому – воспринимается таким, каким он является на самом деле.

Если бы не было правого, "творческого" полушария мозга, люди бы превратились в безэмоциональные, расчетливые машины, которые могли бы только приспосабливать мир под свою жизнедеятельность.

Следует отметить, что правое полушарие контролирует работу левой половины тела человека, а левое полушарие - правую половину тела. Именно поэтому считается, что у человека, у которого лучше развита левая половина тела ("левша") лучше развиты и творческие способности. Тренируя соответствующую часть тела мы тренируем то полушарие мозга, которое является ответственным за данные действия.


У преимущественного количества людей доминирует одно из полушарий: правое или левое. Когда ребенок рождается, он равномерно пользуется возможностями, которые заложены у него изначально в разных полушариях. Однако в процессе развития, роста и обучения одно из полушарий начинает развиваться более активно. Так, в школах, в которых присутствует математический уклон, мало времени уделяется творчеству, а в художественных и музыкальных школах у детей почти не развивают логическое мышление.

Однако, ничто не мешает самому тренировать оба полушария мозга. Так, Леонардо да Винчи, который регулярно тренировался, в совершенстве владел как правой рукой, так и левой. Он был не только творческим человеком, но и аналитиком, у которого было отлично развито логическое мышление, причем в абсолютно разных сферах деятельности.

Рассказать друзьям