Развитие устной речи младших школьников. Упражнения для развития речи

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности по-знать действительность, полноценнее будущие взаимоотно-шения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и неред-ко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

В 5-б лет дети, имеющие недостат-ки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчи-выми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым.

Наша задача - воспитание полноценной личности. Для этого необходимо создать условия для свободного общения ребенка с коллективом. Сделать все для того, чтобы дети возможно раньше хорошо овладели родной речью, говорили правильно и красиво.

В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испыты-вает особых неудобств, если речь его несовершенна. Посте-пенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому, чем раньше вы научите ребенка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

Особую значимость вопрос о чистоте речи приобре-тает с приходом ребенка в школу. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость ученика. С первого дня пребывания в школе ребенку прихо-дится широко пользоваться речью: отвечать в присут-ствии всего класса, задавать вопросы, читать вслух, и недостатки речи обнаруживаются сразу.

Особенно важное значение имеет правильное чистое про-изношение звуков и слов в период обучения ребенка грамо-те, так как письменная речь формируется на основе устной.

Между чистотой звучания детской речи и орфографи-ческой грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как они гово-рят. Среди неуспевающих школьников младших классов отмечается большой процент детей косноязычных.

На что же следует обращать внимание в организа-ции домашних занятий? Как правильно помочь ребен-ку?

Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: от-клонения в развитии зубов, неправильное расположе-ние верхних зубов по отношению к нижним и др. Что-бы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вов-ремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.

Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слы-ша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает и сам произносить их. Даже при незначительном сниже-нии слуха он лишается возможности нормально воспри-нимать речь. Поэтому родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха малыша. Необходимо обе-регать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий (включенные на полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха своевременно лечить их, и не домашними средствами, а в медицинских учреждениях.

Взрослые должны помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, но не следует форсировать речевое развитие. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно, произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны (например, в 2-3 года учить правильно, произносить шипящие, звук р), читать художественные произведения, предназначен-ные детям школьного возраста.

Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы вы - взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова.

Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, товарищей, с которыми малыш часто общается.

Родителям стоит обратить внимание и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем до-школьном возрасте, нельзя «подделываться» под детс-кую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («бибика», «ляля» и т.д.), сюсюкать. Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать сво-евременное овладение словарем. Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьши-тельными иди ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных в звуко-слоговом отношении. Если ваш ребенок неправиль-но произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не сле-дует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хва-лить. Также нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен.

Некоторые недостатки в речи детей, возможно, устра-нить только при помощи специалистов, учителей-лого-педов. Но ряд недостатков устранить легко, и доступно и родителям. В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно про-износит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо под-ходить очень осторожно. Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, за-мыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять непра-вильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать об-разец его произношения.

Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рас-сматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста, пере-сказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. Дети справляются с этими заданиями, но допускают речевые ошибки. В этом слу-чае не следует перебивать ребенка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем ука-зать на ошибки, дать образец.

Очень часто дети задают нам разные вопросы. Иног-да на них трудно найти правильный ответ. Но укло-няться от вопросов ребенка нельзя. В этом случае мож-но пообещать дать ответ, когда ребенок поест (погуля-ет, выполнит какое-либо задание и т. п.), взрослый же за это время подготовится к рассказу. Тогда малыш по-лучит правильную информацию, увидит в лице взрос-лого интересного для себя собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним.

В семье для ребенка необходимо создавать такие ус-ловия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, полу-чал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интерес-но рассказывать.

Игры и стихи, упражнения, которые вы можете использовать дома, служат для выработки правильного произношения, помогают размышлять над звуковым, смысловым, грамматическим содержанием слова, развивать мелкую мускулатуру пальцев, что способствует подготовке руки ребенка к письму.

Упражнения для развития артикуляционного аппарата

«Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабления язык лежит на нижней губе.

Раз-два-три-четыре-пять,

Мы идем, идем гулять,

Все лопаточки возьмем

И в песочницу пойдем.

У меня лопатка -

Широка да гладка.

«Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Ты любишь пить чай?

Тогда не зевай!

Рот открывай,

Чашку доставай.

«Стрелочка». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

Раскрывай пошире рот

И тяни язык вперед.

Раз, два, три, четыре, пять -

Стрелку будем выполнять.

Динамические упражнения для языка

«Лошадка». Присосать язык к небу, щелкнуть язы-ком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Цок-цок-цок!

Мы все сказали,

Как лошадки поскакали.

Вот лошадки поскакали,

Язычок, поцокай с нами

Эй, а где ж улыбка?

Зубки и «прилипка».

«Гармошка». Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз ниж-нюю челюсть.

У Антошки есть гармошка.

Поиграй-ка нам немножко.

«Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

Старательно красим: назад и вперед,

Яулыбаюсь, а язык не поймет,

Как твердое небо он выкрасит в срок?

Давайте покрасим скорей потолок!

Маляр торопился

И кисть уволок.

«Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Ох, какое объеденье!

Очень вкусное варенье!

Язык широкий положи

И края приподними.

Оближем верхнюю губу -

Варенье очень я люблю.

Всем на удивление

Вкусное варенье.

Кто любит варенье,

Делает движение -

Губу оближи,

Язычок покажи.

Упражнения для губ

«Заборчик» . Зубы сомкнуты. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

Улыбнись и ты,

Покажи зубки крепкие твои.

Мы покрасим дощечки

И поставим вот так.

За забором утки ходят

И кричат кря-кря!

Шире рот открыли мы,

Зубы показали

Губы растянули,

В улыбке утонули.

«Трубочка». Выпячивать губы вперед бочкой.

Чи-чи-чи, как трубачи,

Все потянем губочки

И покажем трубочки.

«Хоботок». Вытягивать сомкнутые губы вперед.

Посмотрите, это кто? Это слоник с хоботком.

Упражнения для пальчиковой гимнастики

«Дом». Разведенные книзу паль-цы опираются на стол.

«Зайчик». Указательный и средний пальцы разведены, безымян-ный и мизинец полусогнуты и наклонены к большому.

Указательный и средний пальцы подняты вверх - это ушки; оставшиеся паль-цы собраны в кулак - ту-ловище.

Комплексы пальчиковой гимнастики (в играх и упражнениях)

«Строим дом». Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх - это молоток. В течение всего стихотворения молоток заколачивает гвозди (движение сверху вниз большим пальцем - сначала прямым, затем согнутым).

Взрослый читает стихи:

Целый день тук да тук.

Раздается звонкий стук.

Молоточки стучат,

Строим домик для зайчат.

Молоточки стучат,

Строим домик для бельчат.

Этот дом для белочек,

Этот дом для зайчиков.

Чукомина Н.В.

Воспитатель АУ ДО «Детского сада Берёзка

Уватского муниципального района» Тюменская обл., с. Уват.

Игры на развитие разговорной речи

Основу для таких игр составляет обычная речь. Ребенок получает полезный опыт свободной и грамматически правильной разговорной речи. Игры полезны для стимуляции положительных эмоций, если ребенок отгородился, замкнулся, обиделся.

"Умелые рифмоплёты". Полезно обращаться к такой игре при обиде на сверстника, брата или сестру.

Мирись, мирись, мирись и больше не дерись, а если будешь драться, без друга тебе оставаться.

* Эй, рука, трясись, трясись, только больше не дерись.

* Расслабляйся рука, расслабляйся и больше не щипайся.

* Ой, рука приклеилась! Руку отпускаю, за туловище хватаю. Хорошее называешь, руку отпускаю.

Игровые рифмы, помогающие пережить чувство обиды.

Прочь обида – все равно ты забыта,

Беги во двор, перелезь через забор,

Садись на коня, скачи от меня!

Развитие грамматических способностей ребенка

Данные игры помогают развивать у детей грамматические способности без зубрежки букв алфавита, без унылого чтения слогов по книжке.

"Запоминаем буквы". Цель: помочь ребенку запомнить буквы алфавита, опираясь на слуховую, зрительную, мышечную память.

* Взрослый обводит букву по контуру, называя ее, а ребенок штрихует букву карандашом или закрашивает красками.

* Взрослый выводит контуры задуманной буквы в воздухе, ребенок пытается угадать и назвать ее. Аналогичным способом взрослый рисует букву на спине ребенка.

* Буква вылепливается из пластилина, конструируется из спичек, счетных палочек, семечек.

* Взрослый с ребенком по очереди называют сходство какой – либо буквы с предметами из окружающего мира.

"Прятки с буквами". Цель: тренировать сообразительность, воображение, умение узнавать в графических контурах знакомые буквы.

На листе бумаги, на песке, на асфальте рисуется незамысловатый узор. Нужно, внимательно присмотревшись к нему, увидеть в его линиях очертания букв и показывать их в узоре по контуру по очереди.

Игры со сказками

В домашних условиях в таких играх могут участвовать все члены семьи.

"Отгадай название сказки". Все участники поочередно бросают друг другу мяч и называют первое слово или слог задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, отгадывает и произносит полное название.

Сивка… Заюшкина… Конек… Гадкий… Мороз… Царевна… Гуси… Мальчик… Красная… Крошечка… Дюй… Цветик… Аленький… Золотой… Бременские… Доктор…

"Что лишнее?"

Один из игроков называет несколько слов, которые встречаются в задуманной сказке, а одно не относится к этой сказке. Другие игроки угадывают сказку и называют лишнее слово.

Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух (сказка "Лиса и заяц").

Дед, бабка, внучка, репка, огурец (сказка "Репка").

Машенька, утки, Ванюша, Баба Яга, гуси – лебеди (сказка "Гуси – лебеди").

Емеля, старик, щука, сыновья, лебедь, Марья – царевна (сказка "По – щучьему веленью").

Старик, рыбка, старуха, стиральная машина, корыто ("Сказка о рыбаке и рыбке").

"Сказочная чепуха". Эта игра объединяет всех участников, развивает чувство юмора и у взрослых и у детей, дает заряд радости, помогает разрядить напряжение, переключиться с монотонного дела.

За содержательную основу игры берется небольшая по объему сказка, придумывается игровая модификация. Интереснее разыгрывать сказки, действия в которых повторяются неоднократно: "Репка", "Теремок", "Лиса и заяц". Между участниками распределяются роли, каждому персонажу присваивается дежурная фраза, которую он произносит всякий раз по ходу сказки после названия его персонажа.

Например: сказка "Репка".

Примерный набор дежурных фраз для персонажей сказки:

Репка – "Вау!"

Дед – "Я вам покажу!"

Бабка – "Чтоб тебя…"

Внучка – "Прикольно".

Жучка – "Сейчас спою".

Кошка – "Бубль гум".

Мышка – "Выходи, подлый трус!".

Посадил дед (…) репку (…). Выросла репка (…) большая – пребольшая.

Стал дед (…) репку (…) тянуть: тянет – потянет – вытянуть не может.

Позвал дед(…) бабку (…). Бабка (…) за дедку (…), дедка (…) за репку (…) – тянут – потянут – вытянуть не могут.

Позвала бабка(…) внучку(…). Внучка(…) за бабка(…), бабка(…) за дедку (…), дедка (…) за репку (…) – тянут - потянут – вытянуть не могут.

Кликнула внучка(…) Жучку (…). Жучка (…) за внучку (…), внучка(…) за бабку(…), бабка(…) за дедку(…), дедка(…) за репку(…)- тянут- потянут- вытянуть не могут. Кликнула Жучка(…) кошку(…). Кошка(…) за Жучку(…), Жучка(…) за внучку(…), внучка(…) за бабку(…), бабка(…) за дедку(…), дедка(…) за репку(…)- тянут- потянут – вытянуть не могут.

Кликнула кошка(…) мышку(…). Мышка(…) за кошку(…), кошка(…) за Жучку(…), Жучка(…) за внучку(…), внучка(…) за бабку(…), бабка(…) за дедку(…), дедка(…) за репку(…) – тянут- потянут – вытянули репку(…)!

Веселое азбуковедение

Эта группа игр помогает детям узнать много нового из жизни слов, пополнить словарный запас, знания о языке.

Игра с мячом "Скажи наоборот".

Зима – лето. Жара – холод. Правда – ложь. Богач – бедняк. Горький – сладкий. Полезный – вредный…

"Волшебная палочка феи Словарины"

Для игры необходима "волшебная" палочка. Один конец палочки уменьшает, а другой – увеличивает.

Взрослый игрок называет слово, затем касается одного из детей палочкой. Ребенок называет данное слово либо уменьшительным, либо увеличивающим в зависимости от конца палочки, которой дотронулись до ребенка.

Дом – домик – домище. Мост – мостик – мостище. Дождь – дождик – дождище. Кот – котик – котище…

Все знают, какую важную функцию в жизнедеятельности че-ловеческого организма выполняет дыхание. Кроме своей основ-ной физиологической функции, - осуществления газообмена, - дыхание обеспечивает еще и такую функцию, как речевое дыха-ние. Речевое дыхание (диафрагмальное) - основа звучащей речи, источник обра-зования звуков, голоса.

Механизм этого типа дыхания заложен в нас природой изначально. Это древнейший тип дыхания, присущий всем теплокровным и на 90% всей потребности в дыхании осуществляется за счет него.

Основная мышца, которая приводит этот тип дыхания в действие – диафрагма . Она разделяет брюшную и грудную полости. При вдохе диафрагма расслабляется и, опускаясь, давит на брюшные органы, которые в свою очередь прижимаются в брюшной стенке, заставляя ее выпячиваться и округляться. На выдохе диафрагма сокращается, поджимает легкие, а брюшная стенка втягивается. При этом верхняя часть грудной клетки остаются без движения. Внешне это выглядит как дыхание животом.

При коррекции нарушений речи возникает необходимость специально организовывать и развивать речевое дыхание, особое значение приобретают дыхательные упражнения. Соответствующая гимнастика направлена на выработку у детей навыков правильного рационального дыхания, произвольного управления процессом движения воздушного потока.

Упражнения для формирования диафрагмального выдоха

Ребенок находится в положении лежа на спине. Рука ребен-ка лежит на верхней части живота (диафрагмальная область). Внимание ребенка обращается на то, что его живот «хорошо дышит». Можно положить на живот игрушку для привлече-ния внимания. Это упражнение длится в среднем 2-3 минуты. Упражнение должно выполняться без усилий, чтобы избежать гипервентиляции и повышения мышечного тонуса.

Задуй свечку

Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо подуть на «свечу» так, чтобы пламя «свечи» отклонилось. Логопед отмечает тех детей, кто дольше всех дул на «свечу».

Лопнула шина

Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изоб-ражая круг - «шину». На выдохе дети произносят медленно звук «ш-ш-ш». Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клет-ка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное поло-жение, дети делают непроизвольно вдох.

Накачать шину

Детям предлагают накачать «лопнувшую шину». Дети «сжимают» перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку «насоса». Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «с-с-с». При выпрямлении вдох производится непроизвольно.

Воздушный шар

Выполнение упражнения аналогично упражнению «Лопну-ла шина», но во время выдоха дети произносят звук «ф-ф-ф».

Жук жужжит

Исходное положение: руки поднять в стороны и немно-го отвести назад, словно крылья. Выдыхая, дети произносят «ж-ж-ж», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Ворона

Исходное положение: руки поднять через стороны вверх. Медленно опуская руки и приседая, дети произносят протяж-но «К-а-а-а-р». Логопед хвалит тех «ворон», которые медленно спустились с дерева на землю. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Пилка дров

Исходное положение: встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров: руки на себя - вдох, руки от себя - выдох.

Дровосек

Исходное положение: встать пря-мо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топори-ком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус накло-нить, позволяя рукам «прору-бить» пространство между но-гами. Произнести «ух». По-вторить 6-8 раз.

Комарик

Исходное положение: сесть, нога-ми обхватив ножки стула, руки поставить на пояс. Вдох-нуть, медленно повернуть ту-ловище в сторону; на выдохе показать, как звенит кома-рик - «з-з-з»; быстро вер-нуться в исходное положение. Новый вдох - и поворот в другую сторону.

МАДОУ Сладковский детский сад «Сказка»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №6 города Димитровграда Ульяновской области»

Учитель начальных классов

Грушевская Елена Викторовна

Картотека упражнений

Развитие речи младших школьников через систему упражнений

Работа по умению выделять признаки предложения, определять границы предложений в устной речи по интонации начинается в 1 классе, в период обучения грамоте. У каждого учителя в арсенале имеются специальные упражнения и задания, которые помогают первоклассникам быстрее и глубже усвоить понятия «текст», «предложение», развивать умения построения самостоятельного письменного высказывания. Я предлагаю ребятам следующие задания.

Упражнения для развития фонематических процессов.

Упражнение № 1 «Назовите слова»:

Назовите слова, которые начинаются на звук а (т, о, р и т.д.);

Назовите слова, которые заканчиваются на звук п (и, о, с и т.д.);

Назовите слова, в середине которых есть звук л (н, э, г и т.д.).

Упражнение № 2 «Хлопки»:

Сейчас я буду называть вам слова, а вы, как только услышите слово, которое начинается со звука с (в, о, г и т.д.), сразу хлопайте в ладоши: дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, волосы и т.д. Варианты задания: «поймать» звук, на который слово заканчивается или который слышим в середине слова.

Сейчас я буду называть вам слова, а вы, как только услышите слово, в котором есть звук к , хлопните в ладоши 1 раз, а если звук г – 2 раза: корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал и т.д.

Упражнение № 3 «Играем со словом»:

Придумайте слово, которое начинается (оканчивается) на такой же звук, как и в слове «лягушка», «флаг», «стол»;

Назовите, какой звук первый (последний) в слове «луч», «сила», «диван»;

Назовите все звуки по порядку в слове «небо», «туча», «крыша»;

Какой звук в слове «рыбка» («стул», «ковёр») стоит вторым, четвёртым, первым, третьим?

Упражнение № 4 «Новое слово»:

Я сейчас назову вам слово, а вы попробуете изменить второй звук так, чтобы получилось новое слово: дым, сок, пил, мел.

Я сейчас назову вам слово, а вы попробуете изменить первый звук так, чтобы получилось новое слово: точка, лук, лак, день, педаль, макет.

Я сейчас назову вам слово, а вы попробуете изменить последний звук так, чтобы получилось новое слово: сыр, сон, мак, стоп.

Упражнение № 5 «Кружки»:

Сейчас мы запишем несколько слов, но не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько и кружков: трава, бумага, булка, звезда, таблетка.

Упражнение № 6 «Длиннее – короче»:

Мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а вы будете решать, какое из них длиннее. Только помните, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают: стол – столик, усики – усы, пёс – собака, хвост – хвостик, змея – змейка.

Упражнения для развития

лексико-грамматического строя и связной речи .

Упражнение № 1 «Вторая половинка»: при чтении произносится только вторая половина слова. Мысленная линия раздела проходит примерно по середине слова. Это позволяет акцентировать конец слова как существенную часть, нуждающуюся в таком же точном восприятии, как и начало: чте ние , то лько , тр ава , сол ома , кро вать , каст рюля , кри чал .

Упражнение № 2 «Догадайтесь»

Выгляну… солнц…. Обрадо… молод… синич…, запе… и собра… в лес. Старый вороб… гово…, что рано пташеч… запе…, ещё будут моро….

Упражнение № 3 «Составьте предложение»:

Придумайте предложения, используя следующие словосочетания: забавный щенок, спелая ягода, лесное озеро.

Слова в предложении перепутались, надо расставить их на свои места: дымок, идёт, трубы, из; стоят, вазе, цветы, в.

Упражнение № 4 «Пропавшие слова»:

Сейчас я прочитаю вам рассказ, но некоторые слова в нём потерялись. Попробуйте их отыскать.

Тишина царит в дремучем _____ . Чёрные _____ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдёт _____ .

Упражнение № 5 «Найдите ошибку»:

Послушайте предложения и скажите, всё ли в них верно:

Зимой в саду расцвели яблони. В ответ я киваю ему рукой. Скоро удалось мне на машине. Мальчик стеклом разбил мяч.

Упражнение № 6 «Действие»:

Я буду называть слова, а вы говорить, что этот предмет может делать: метель – метёт, гром, ветер, снег, дождь, солнце. Важно, чтобы подбирали как можно больше слов, обозначающих действие. «А что ещё делает солнце? Оно ведь не только светит?»

Упражнение № 7 «Признак»:

Если предмет сделан из железа, то какой он: железо, бумага, дерево, снег, пух, стекло.

Упражнение № 8 «Слова-приятели»:

Как можно по-другому сказать о печальном человеке? Ценный – это какой? Жёсткий?

Какое слово лишнее: грустный, печальный, унылый, глубокий; слабый, ломкий, долгий, хрупкий.

Упражнение № 9 «Слова-неприятели»:

Скажи наоборот: холодный, тупой, просторный, поднять, низко, весна.

Упражнение № 10 «Один и много»:

Я назову один предмет, а вы измените слово так, чтобы стало много: озеро, имя, друг, человек, стол.

Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а вы – один: листья, молодцы, когти.

Упражнение № 11 «Уменьшение»:

Скажите, как будет называться маленький предмет: мяч – мячик, рука, флаг, шапка, солнце, стул.

Упражнение № 12 «Объясни слово»: письмо, гвоздь, храбрый, зонтик, алмаз.

ЗАДАНИЕ : определить на слух и показать (можно сигнальной карточкой), сколько предложений в тексте.

Цель: научить определять границы предложений в устной речи по интонации и паузам, определять количество предложений в тексте.

(Текст читает учитель.)

Зима.

Ребята расчистили каток. Малыши катаются парами. Звенят веселые голоса. Хорошо зимой!

Повторите предложение, которое я прочитала с чувством. Какое чувство я передала?

Сколько слов в названном предложении?

А какое предложение состоит из одного слова?

Как вы определили, сколько здесь предложений? (По паузам, по интонации).

Как мы находим конец предложения в устной речи? (По интонации, по голосу).

Связаны ли между собой по смыслу эти предложения и о чем в них говорится?

Как еще можно озаглавить текст?

Цель: развивать умения выделения признаков связного письменного текста, его озаглавливания, дать первое представление о редактировании текста.

Лиса.

Шла лиса по лесу. Вдруг она почуяла запах мяса. Побежала лиса на запах. А капкан цап лису за лапу! (По П. Афанасьеву).

О ком здесь рассказывается?

Какие две картинки можно нарисовать к тексту?

Что было с лисой сначала? Из какого предложения об этом узнали? Прочитайте.

Что случилось потом? Прочитайте.

Чем все закончилось? Прочитайте.

Соответствует ли заглавие содержанию текста?

Подходит ли оно к содержанию каждого предложения?

Какой же случай произошел с лисой?

В каком предложении заключается основная (главная) мысль рассказа?

Выберите из данных предложений подходящее для заголовка: «Случай в лесу», «Полакомилась!». Обоснуйте свой выбор. Какой заголовок можете предложить сами?

В рассказе (связном тексте) все предложения должны быть объединены общим смыслом и могут быть озаглавлены. Заглавие должно подходить ко всему содержанию и охватывать все предложения. Прочитайте предложения и назовите то, которое подходит по смыслу к содержанию рассказа:

- «Лес был густой. Лиса была голодна».

Поможет ли это предложение лучше понять общий смысл рассказа?

Где его надо вставить?

Почему предложение «Лес был густой» – лишнее и его не надо включать в рассказ?

Прочитайте дополненный текст. Что заметили? (Повторяется слово «лиса» несколько раз.)

Какими словами можно заменить это слово, чтобы избежать повтора? (она, рыжая, бедняга)

У нас получился связный текст, рассказ? Докажите. (Все предложения связаны общим смыслом, сообщается какой-нибудь случай, всё рассказывается по порядку: что было сначала, потом, чем все закончилось). Отредактированный текст прочитывается учениками и записывается (можно использовать приемы списывания, диктовку, списывания с заданием и другие виды работы с текстом.)

Создание текста-загадки по кругу

Этот вид полифункциональных текстовых упражнений можно использовать во время представления нового словарного слова и на других этапах урока. Каждому учащемуся предъявляется текст загадки, которую он должен отгадать, или зашифровывается слово, которое ему необходимо определить. Специфика выполнения такого упражнения заключается в следующем:

    Первый ученик читает записанные на доске слова, например: медведь, лиса, заяц, и выделяется по самостоятельно найденному признаку одно из слов.

    Тот же ученик обосновывает свой выбор: «Можно выделить слово лисица, так как в нем три слога. Оно женского рода. В нем есть согласные звонкие и глухие, а слова медведь и заяц - мужского рода, двусложные, и все согласные в них звонкие»

    Второй ученик, прочитав загадку, отгадывает ее, но ответа не записывает, а загибает текст- загадку первого ученика -на оборотную сторону. Ниже пишет свою загадку об этом же животном. Например:

С пушистым хвостом, но не белка.

Огненная, но не пламя.

Любит воровать яйца, но не курица.

И так по кругу. Последний ученик должен записать свою загадку и
отгадку.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит, Вертит хвостом, с вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша...

Кто эта героиня? (Лисица)

    Проверка проводится коллективно, или написанные варианты текстов меняются между группами. Задача участников - отгадать загадки и определить зашифрованное слово. Важную роль в этом виде упражнения играет первый ученик, который должен верно определить принцип выделения зашифрованного слова.

Создание двух текстов из одного исходного материала.

Учитель предлагает учебный материал, представляющий соединение двух неполных текстов:

Птицы строят гнезда. Гнезда сделаны из травы, корешков, мха. Внутри они выстланы мягким пушком. Весной самка лягушки откладывает множество яиц. Их называют икрой. Каждая икринка превращается в головастика.

Учитель(У).: Прочитайте запись. Установив ее особенность, сформулируйте задание к упражнению.

Дети(Д).\ Запись представляет собой объединение двух текстов: первый - о птицах, второй - о лягушках. Необходимо восстановить оба текста.

У.: Прочитайте каждый из отрывков и докажите, что это разные тексты

Д. :(зачитывая отрывки): Это разные тексты, так как у них разные темы: в первом говориться о гнездах птиц, во втором рождении лягушки

У: Какие части текстов даны?

Д. : У первого текста дано начало, у второго - начало и середина.

Далее учитель предлагает распространить данные тексты новыми предложениями, которые можно помещать в любую часть исходного текста. Уч-ся высказывают свои предложения, а учитель записывает на доске. Затем ученики по выбору записывают и дополняют один и текстов. Вот что получилось после выполнения работы:

Заботливые родители.

Птицы строят гнезда. Гнезда сделаны из травы, корешков, мха. Внутри они выстланы мягким, пушком. Это очень сложная работа! Вскоре рождаются птенцы. Самка и самец учат их летать и приносят им пищу. Они не бросят своих птенцов. Вот какие заботливые родители!

Как рождается лягушка.

Весной, когда выглядывает яркое солнышко, самка лягушки откладывает множество яиц. Их называют икрой. Каждая икринк превращается в головастика. Через несколько дней у головастика вырастают лапки и хвост. Через четыре месяца головастик превращается в лягушку.

Составление двух текстов на основе выявленного слова.

Исходный материал записывается с пропусками одного и того же слова, которое заменяется условным обозначением. В качестве дополнительной записи предлагается схема.

Например:

живет на коврике бережёт свое брюшко в виде колесика

«Хвост» не даёт уползти от меня далеко я рисую

Не только сложное устройство, но и полезный зверек

помогает работать на компьютере и поддерживать экосистему.

У.: Прочитайте запись. Внимательно рассмотрите схему к ней. Сформулируйте задание к упражнению.

Д.: Необходимо определить, о ком или о чём идёт речь в тексте. На основе этого составить два текста.

У.: Верно. Что у вас получилось?

Д. : В тексте пропущено слово мышь -

1) устройство компьютера, служащее для ввода информации и передвижения курсора;

2) мелкий грызун.

Учащиеся выясняют и разбирают смысловые ошибки текста, дополняют его новыми предложениями, по выбору записи текстов, сами формулируют дополнительные задания.

Упражнения для развития коммуникативных качеств младших школьников.(1 класс)

ТЕМА: ФРУКТЫ.

    Рассмотрите с детьми натуральные фрукты: яблоко, грушу, персик, сливу, виноград, абрикос, апельсин, мандарин, лимон. Уточните, как это все можно назвать одним словом ("фрукты"). Расскажите, что лимон, апельсин, мандарин, грейпфрут - цитрусовые. Помогите запомнить информацию.

    Обратите внимание на характерные признаки фруктов: вкус, цвет, форма, запах.

    Расспросить ребенка, знает ли он, где растут фрукты (в саду, на дереве).

    Выясните, знает ли ребенок, что можно приготовить из фруктов.

    Упражнение "Назови цвет, форму" на согласование существительных с прилагательным.

Слива (какая?) - синяя, овальная.

Лимон (какой?) - ...

Абрикос (какой?) - и т.д.

    Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.

1 лимон, 2 лимона, 3 ..., 4 ..., 5 лимонов.

1 слива, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

1 абрикос, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

1 груша, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ... и т.д.

    Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Слива – сливка, абрикос – абрикосик и т.д.

    Упражнение "Один-много" на употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

Один апельсин - много апельсинов.

Одна груша - много груш и т.д.

    Упражнение на образование множественного числа существительного в именительном падеже.

Слива - сливы.

Яблоко - яблоки.

Груша – груши и т. д.

    Упражнение "Закончи предложение" на употребление падежных форм существительного.

Мама купила фрукты, вымыла, положила в тарелку. Мы их с удовольствием ели. Мы ели яблоки. На тарелке не осталось ни одного... (яблока). Мы съели все... (яблоки). Мы ели груши. На тарелке не осталось ни одной... (груши). Мы съели все... (груши). Мы ели сливы. На тарелке не осталось ни одной... (сливы). Мы съели все... (сливы). Мы ели вишни. На тарелке не осталось ни одной... (вишни). Мы съели все... (вишни).

    Упражнение "Назови варенье" (учимся образовывать относительные прилагательные).

Варенье сварили из яблок, оно будет называться...

Варенье сварили из груш, оно будет называться...

Варенье сварили из персиков, оно будет называться...

Варенье сварили из вишни, оно будет называться...

Варенье сварили из слив, оно будет называться... и т. д.

    Упражнение "Какие будут фрукты?" (учимся образовывать отглагольные прилагательные).

Если фрукты сварить, то они будут - вареные.

Если фрукты заморозить, то они станут...

Если яблоки запечь, тогда они получатся...

Если груши посушить, тогда они станут...

Отработать упражнение на примере всех фруктов.

    Упражнение "Что где растет?" на образование однокоренных слов.

Яблоки растут на яблоне.

Груши растут на...

Сливы растут на... и т.д.

    Развитие связной устной речи.

А) Составление предложений из слов.

яблоки, лежать, яблоня, под.

груша, расти, сад, в.

Б) Составление сложноподчиненных предложений (упражнение «Закончи пред-ложение»)

Мама собрала в саду яблоки, чтобы...

Мама помыла груши, чтобы...

Мама купила в магазине сливы, чтобы...

В) Составление сложносочиненных предложений по образцу.

Слива синяя, а яблоко - зеленное.

Лимон кислый, а груша - ... и т.д.

    Развитие мелкой моторики.

Упражнения для пальчиков.

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот.

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

(загибать пальцы по одному, начиная с большого пальца)

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

(левую ладонь держать "ковшиком", указательным пальцем правой руки "мешать" компот)

    Развитие логического мышления (учимся отгадывать загадки).

В шкурке желтой, кислый он,

Называется - ...

В шкурке золотистой,

Сладкий и душистый.

(Апельсин)

Схож он с бусами немножко,

Каждый листик - как ладошка.

Был зеленым, а поспел он -

Стал янтарным, синим, белым.

(Виноград)

    Развитие слуховой памяти.

Выучить стихотворение (любое).

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю.

Прекрасен наш осенний сад.

В нем слива есть и виноград.

На ветках, как игрушки,

И яблоки, и груши.

А к ночи веет холодок

И желтый лист шуршит у ног.

Плоды мы утром соберем

И всех соседей созовем.

И солнышку помашем,

"Спасибо, осень!" - скажем.

В основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи. Этой задаче подчинено изучение фонетики, морфологии, элементов лексики и синтаксиса. Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения.

Основная задача работы по развитию связной речи в начальной школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Решение этой задачи осуществляется путём формирования у учащихся совокупности речевых умений, которые позволяют воспринимать высказывание, передавать его содержание и создавать своё собственное. Общим при этом является то, что и при восприятии, и при передаче содержания, и при создании своего высказывания действия учащихся направлены на текст, на такие его стороны, как содержание, построение и речевое оформление.

Все указанные упражнения идут параллельно на всех этапах обучения в школе. Важнейшее требование, предъявляемое к речевым упражнениям, - систематичность (последовательность, перспективность, взаимосвязь разнообразных упражнений, умение подчинить их единой цели). Важно предусмотреть определённую, конкретную цель каждого речевого упражнения. Это значит определить, какое новое умение, по сравнению с уже усвоенным, сформирует это упражнение.

Комплекс упражнений по развитию речи младших школьников.

1. Деление сплошного текста на отдельные предложения.

Задание: Разделите текст на предложения. Поставьте нужные знаки препинания.

№ 1. На празднике ёлки

Наступает любимый праздник детворы в школе будет утренник ребята готовят костюмы маски головные уборы, мальчики вырезают очки из бумаги девочки шьют юбки платья из марли и вот зимний бал в зале гремит музыка лёгкие снежинки кружат в танце трудно узнать ребят на маскараде кто в костюме Емели кто в шляпе в сапогах Золушка в пляске потеряла хрустальную туфельку принц побежал по лестнице за неизвестной красавицей бал был в разгаре радости детей не было конца. (75)

№ 2. Родничок

Из-под каменистого берега бьёт родник его открыли охотники они вырыли лунку, обложили камнем родничок наполнил лунку и потёк теперь черпают воду из лунки, как из колодца я бывал на Кавказе и видел в горах родники их находят по росяной влажности на скалах скалу прорубают, выводят родник наружу из камней у тропы выкладывают колодец путник может утолить жажду родник в горах называют именем человека, открывшего его. (66)

2. Деление сплошного текста на абзацы.

Задание: Поделить текст на абзацы.

№ 1. Ягодные места

Земляника любит расти по лесным вырубкам, светлым местам. Найдёшь ягоды алые, душистые около лесных пней. Не всякий кустик может расти в еловом тенистом лесу. А вот черники там очень много. Черничный кустик может жить много лет. Адрес клюквы - болото, где растёт мох. У клюквы стебли стелются. Они поднимаются вместе с мохом и всплывают на воде. Ягоды созревают и лежат во мху, словно красные бусы. (64)

№ 2. Строитель

Во дворе возвышалась горка красной глины. Мальчики строили крепость. Всем было весело. Вдруг в стороне они заметили другого мальчика. Он копался в глине, макал в воду красные руки. Он строил высокие дома. Мальчики подошли к нему и стали ногами ломать постройки. Малыш молчал. Вот рухнула последняя стена. Весельчаки ушли. На другой день малыш сидел на том же месте. Он старательно строил дом. (62) (По В. Осеевой)

3. Составление связного текста из данных абзацев.

Задание: Расположить абзацы так, чтобы получился связный рассказ.

№ 1. Дедушка Крылов

У его памятника в Летнем саду в Санкт-Петербурге всегда на площадке играет детвора. Она рассматривает с большим вниманием сидящего в кресле задумавшегося поэта, героев его басен - разных зверей и птиц.

Прошло много лет. Но басни Ивана Андреевича Крылова знают, любят и ценят.

Строки из многих его басен давно стали пословицами и поговорками.

Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова наш народ издавна зовёт дедушкой Крыловым. (65)

№ 2. Золотой дождь

Шумит в лесу золотой дождь. Всё лето листочки подставляли солнцу свои ладошки, щёчки, спинки. Они пропитались солнцем и стали золотыми.

Летят, скачут, плывут листья. Позолотили они дорожки и тропинки. Ёлочки листочками украсились. Грибы под листиками спрятались.

Пришла осень. Зашумел в лесу золотой дождь. Полетели листочки иволгами по ветру. Запрыгали они белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Весело кружит ветер лесное золото. (По Н. Сладкову)

4. Составление связного текста из данных предложений.

Задание: Расположить предложения так, чтобы получился связный рассказ.

№ 1. Наши наблюдения

Мы видели нежные лепестки пиона, красные головки мака.

Кончились они поздней осенью, когда опали листья с клена ясеня вяза тополя и других деревьев.

Нам нравилось наблюдать, как на чистой лилии дрожат капельки росы.

Весной летом и осенью мы всем классом изучали растительность нашей местности.

Восхищались мы и пестрым ковром полевых цветов.

Начались наши наблюдения ранней весной, когда мы увидели первые цветы.

Задание: Поставьте недостающие знаки препинания.

Воздух был удивительно чист.

Головка и спинка у него чёрные, на затылке красные пятна.

Вижу: на одном из деревьев дятел пристроился.

Выпал первый снег.

На чёрных крыльях белые пятнышки и полоски.

Земля, ветки кустов, деревья - всё белое и пушистое.

Шёл я по лесу в эту пору.

Какой он нарядный! (По Г. Скребицкому)

Задание: Озаглавьте получившийся рассказ.

5. Составление связного текста из деформированных предложений. Задание: Составьте и запишите связной текст из деформированных предложений. Подберите к нему название.

зимнее, заиграло, янтарным, зажгло; снега, светом, над, солнышко,

взошло, лесом, и

от, луча, солнечного, засверкал, снежный, на, оконном, узор, стекле,

огоньком, ярким

на, затейливом, следы, снегу; переплетаются, белом, узором, птиц

мальчик, фырканье, слышать, зверя

вот, травы, нос, из, зверь, высовывать, мокрый

долго, воздух, нюхать, дрожать, и, от, жадности, нос

из, показываться , сначала, травы; мордочка, острая, потом, а, шкурка, полосатая

зарослей, из, вылезать , барсук, маленький

поджимать, он, лапу, внимательно, и, смотреть, меня, на

Задание: Изменить выделенные слова по смыслу.

6. Свободные диктанты

Задание: Прочитайте (прослушайте) текст по абзацам. Запишите каждую часть рассказа так, как запомнили.

№ 1. Пшеничный колосок

1. Брат у Сережи служит на границе. Он охраняет нашу Родину. Суровое и могучее море бушует там день и ночь. Кругом камень.

2. Однажды брат попросил Сережу прислать ему колосок пшеницы.

Пшеничное поле начиналось за деревней. Зачем солдату нужен колосок? Что он в себе таит?

3. Сергей пошел на поле и сорвал колос. Он вложил его в конверт. В письме мальчик написал, что колос рос на ниве, которая начинается за домом. Написал это Сережа, и сразу догадался, почему брат колосок попросил. (78)

(По В. Сухомлинскому).

Слова для справок: охраняет, бушует, начиналось, зачем, нужен, в себе, пошел, которая, начинается, его.

№ 2. Воробей

1. Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

2. Вдруг она остановилась. Я посмотрел вдоль дороги и увидел молодого воробья. Он упал из гнезда и сидел неподвижно.

3. Моя собака медленно приближалась к нему. С ближнего дерева камнем упал старый воробей. Он заслонил собой своё детище. Всё его маленькое тельце трепетало от страха. Он замирал. Он жертвовал собой.

4. Мой Трезор остановился и попятился. Я поспешно отозвал его и удалился из сада. (По И. Тургеневу)

Слова для справок: неподвижно, детище, трепетало, замирал, жертвовал.

7. Рассказ с элементами описания.

№ 1. Нарядная птица

Я сел отдохнуть на молодую травку. Заглушил мотор машины.

На дорогу вылетела сорока. У сороки есть прозвище - белобока. По бокам пёрышки у неё совсем белые. А вот голова, крылья, хвост чёрные, как у вороны. Очень красив у сороки хвост - длинный, прямой, будто стрела. И перья на ней не просто чёрные, а с зеленоватым отливом. Сорока редко когда спокойно сидит, всё больше суетится. Ловкая, подвижная птица и очень нарядная.

Пошла колонна машин. Птица вспорхнула и полетела к лесу.

Задание: Найдите в тексте и выпишите описание сороки.

№ 2. Дивный цветок

Из далекой Америки вывезли прелестный цветок золотистой окраски.

Редкое чудо было очень высокого роста. Заморского красавца сажали в центре клумбы. Он царствовал над остальными садовыми цветами. Цветок держался на прямом толстом стебле. Его украшали широкие нарядные листья. На большой круглой голове был венец из нежных желтых лепестков. Голова чудесного цветка напоминало солнце.

Растение любило тепло и всегда поворачивало свое лицо к яркому солнечному свету. По дивному цветку можно было узнавать время. Цветок и назвали - подсолнечник. По имени яркого солнышка. (81) (По Е. Пермяку)

Задание: Найдите в тексте и выпишите описание подсолнечника.

8. Выборочное выписывание из текста по заданию.

№ 1. Ель

Еловый лес сумрачный. В таком лесу всегда стоит запах сырости.

Колючие лапы елей царапают лицо и руки. Вдоль опушки растут пышные елочки. Хороши маленькие лесные красавицы! Смолистый дух идет от елки. Как украшают такие елочки любимый детский праздник!

Ель - очень ценное дерево. Из древесины ели делают бумагу. Ель поет в скрипке, в рояле. Много различной мебели делают из ели. Ель кормит лесных жителей. В густом ельнике птицы укрываются от стужи и метели. (73)

Задание: Выпишите из рассказа отрывок, в котором говорится, какую пользу приносит ель.

№ 2. Каким бывает снег

Робкий, тихий лег на черную землю первый снежок. Небо серое, а снег белый, легкий.

В январе снег тяжелым и холодным одеялом накрывает поля. Кругом навалило снегу по колено. А то и по пояс. Чуть шагнул с тропинки - утонул в сыпучем снежном болоте.

Колючий февральский снег сыплет с низкого и мглистого неба. Лютует снег, бьет путника по ватной спине, бросает его словно бумажного.

Последний снег в марте и апреле. Он стал плотным, липким. По дырявому снегу плохо скользят лыжи. (81) (По С. Иванову)

Задание: Найдите в тексте слова, которые автор использует для описания снега. Выпишите их.

9. Письменные ответы на вопросы.

Задание: Записать ответы на вопросы.

Воробей поселился у окна моей комнаты. Я назвал его Филька. Он с большой осторожностью знакомился со мной. Около рамы висел колокольчик. Звон его забавлял Фильку. Он сам стал пробовать дёргать за шнурок.

Я наблюдал за воробьём. Его мастерство росло с каждым днём. Скоро он стал хорошим звонарём. Я давал ему за это вкусные семечки.

Где поселился воробей?

Как он знакомился со мной?

Что висело около моего окна?

Как Филька отнёсся к звону колокольчика?

Что я заметил, наблюдая за птицей?

Чем я кормил воробья?

№ 2. Враги змей

Яд змеи очень опасен для всех животных. Но некоторые звери смело вступают со змеями в бой. Особенно ловко расправляется со змеёй еж. Он подставляет змее свои колючки. Когда змея устанет от прыжков, еж вонзает зубы в тело змеи.

Прославились победами над змеями мангусты. Это маленький зверек. У мангусты жесткая шерсть и толстая кожа.

В борьбе с очковой змеей зверьку помогают прыжки. Он прыгает очень высоко и в любом направлении. Прыжок - и зубки мангусты вонзаются в шею змеи. Мангуста победила. (82) (По Н. Коростелеву)

Как расправляется со змеей еж?

Каков внешний вид мангусты?

Как мангуста побеждает очковую змею?

10. Составление краткого рассказа.

№ 1. Как белка готовится к зиме

В еловом лесу с утра до позднего вечера мелькают проворные белки. Вот белки забрались на вершину высокой ели, перемахнули с ветки на ветку и спустились на землю за орехами.

В развилке елового сучка белочка развесила сушить крепкий подосиновик, тонкие опята. В лесных кладовых спрятала вкусные орехи.

Поздней осенью переменит белка свое рыженькое платье на серую зимнюю шубу. В вершине густой елки устроила белочка теплое гнездо. В этом гнезде она растит своих маленьких бельчат.

Шустрая белка - самый веселый и проворный зверек в наших лесах. (83)

(По И.Соколову - Микитову)

Задание: Какова главная мысль рассказа. Прочитайте первую часть текста.

Найдите предложения, которые важны для выражения главной мысли, опустите детали. Запишите.

Прочитайте вторую часть текста. Найдите предложения, которые важны для выражения главной мысли, опустите детали. Запишите.

Прочитайте третью часть текста. Найдите предложения, которые важны для выражения главной мысли, опустите детали. Запишите.

№ 2. Птенчик

Буря сбила с дерева гнездо. На земле лежал птенчик. Он махал крыльями, но взлететь не мог. Лапка зацепилась за сучья. Птенец раскрывал свой длинный клюв и кричал мол

Тут появился кот Васька. Хвост у него встал трубой, глаза загорелись зелёным огнём. Кот был готов к прыжку. Костя оттолкнул кота ногой и освободил птенца.

Он принес его домой и посадил в клетку. Брат в огороде накопал червей. Мальчик накормил птицу. Каждый день он выпускал птенца, но тот ещё не мог летать. Ваську в это время запирали в чулане. (87)

Слова для справок: сбила, загорелись, в это время, запирали.

Задание: Какова главная мысль рассказа?

Прочитайте первую часть текста. Найдите предложения, которые важны для выражения главной мысли, опустите детали. Запишите.

Проделайте такую работу над отдельными частями текста. Запишите текст кратко.

11. Творческий диктант.

Задание: Допишите предложения.

Пришла зима. Пушистый снег укрыл поля, луга … . На реках и озёрах лёд прозрачный, как … . Снежинки сверкают, как … . Ели и сосны стоят в снегу, будто надели … и … . Деревья разукрасили инеем, точно … .

Был … день. Смотрю на … небо. По небу плывут … облака. Высоко под облаками кружат … ласточки. Со звонким свистом проносятся … стрижи.

12. Составление текста по опорным словам (словосочетаниям).

Задание: Составьте текст, используя данные слова (словосочетания)

№ 1. День в парке

Утренние заморозки, осенний наряд, разноцветные листья, праздник у березы, чудесное настроение.

Задание: Составить текст из данных слов (словосочетаний). Подобрать к нему название.

Лето, деревня, огород, сад, укроп, салат, морковь, петрушка, яблони,

груши, ягоды, огород.

13. Составление текста по данному началу или по его концу.

Задание: Напишите рассказ по его началу.

Кот Васька и старик часто рыбачили. Старик удил рыбу. Васька сидел рядом. Однажды…

По листьям дождь шуршит. Листья мокрые и блестящие! Капельки с них скатываются в траву. …

Ночью был сильный мороз. Лужи замёрзли. Появился гладкий прозрачный лёд. Выбежали ребятишки во двор. …

14. Редактирование текста.

Задание: Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами.

№ 1. Дятел

Я тихо шёл по лесу. Вдруг я заметил дятла. Дятел уселся на стволе старого дерева. Дятел звонко стал долбить сухую кору. Далеко был слышен звук дятла. Возле дятла вертятся шустрые синицы. Они подбирают жучков и червячков. Всем помогает дятел.

№ 2. Лиса

Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле редко лисе это удаётся. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.

15. Запишите предложения, подбирая более точное слово.

У ручья (вымахала, выросла) красавица роза. На ветку перед ней (сел, взгромоздился) соловей. Он (уставился, смотрел) на розу и (расхваливал, воспевал) её красоту. Соловьиные (трели, песни) звучали над ручьём. Ручей вторил им тихим (звоном, журчанием, бульканьем).

№ 2. Встреча на дороге.

С таким чудом я (встретился, столкнулся) первый раз в жизни. Мы с приятелем ехали на машине. Вдруг на дорогу из лесу (выбежал, выскочил) лисёнок. Шофёр остановил машину. Лисёнок с любопытством стал (осматривать, разглядывать) её. Он (хотел, стремился, пытался) угадать, что это за зверь такой.

Мы (позвали, поманили) лисёнка. Он ближе (подбежал, подскочил, подошёл) к машине. Зверёк был рыжий, на грудке светлый галстук, а лапки - в чёрных чулочках. Он сел перед машиной. Мы стали с ним (беседовать, разговаривать). Лисёнок внимательно слушал. Вот любопытный малыш! На опушке леса (загудела, зашумела) колонна машин. Зверёк (бросился, кинулся, метнулся) в лес. Вот так встреча!

Назови ласково

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Ведущий указывает на игрока и называет предмет, а игрок должен назвать этот предмет ласково. За каждое неправильно сказанное слово игрок отдает фант или сам становится ведущим.

Скажи наоборот

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Ведущий называет слово, а игроки должны назвать слова, противоположные по смыслу: большой - маленький, добрый - злой, умный - глупый, твердый - мягкий, черное - белое, зима - лето, день - ночь и т.д. Выигрывает тот, кто назовет наибольшее количество противоположностей

Закончи предложение

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Ребенок должен закончить предложения:

Мама положила хлеб... куда? (в хлебницу)

Брат насыпал сахар... куда? (в сахарницу)

Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? (в салатницу)

Папа принёс конфеты и положил их... куда? (в конфетницу)

Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела)

Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно)

Я не хочу спать, потому что... (ещё рано)

Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)

Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)

Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись то собаки)

Кому угощение?

Количество игроков: любое

Дополнительно: картинки с изображением животных

Ведущий говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц - гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

Назови три слова

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.

Кто сделал меньше всего шагов, тот проиграл.

Зоопарк

Количество игроков: любое

Дополнительно: игровые часы

Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:

1. Внешний вид;

2. Чем питается.

Для игры используются "игровые часы". Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

Что бывает… Какое бывает…

Количество игроков: любое

Дополнительно: мяч

Начните игру словами:

"Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…" и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один).

"Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще… " и так далее о других предметах или живых существах.

"А может мячик быть одновременно желтым и зеленым? А одновременно мягким и жестким? Или одновременно большим и маленьким?"

Или так:

Что бывает круглое?

Что бывает острое?

Что бывает жидкое?

Что бывает длинное?

Что бывает пушистое?

Что бывает твердое?

Что бывает квадратное?

Что бывает ароматное?

Что бывает синее? И так далее…

Один - много…

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Взрослый для примера дает несколько законченных заданий, потом делает паузу там, где ждет ответа от ребенка.

"Стол - столы, сковородка - сковородки, кот - коты, сын - сыновья, дом - …., рот - … и так далее".

Вариант: "Стол - много столов, нос - много носов, дочь - много дочерей, …"

Гонки скороговорок

Количество игроков: не более 15-20 человек

Дополнительно: нет

Играющие выстраиваются в ряд. Ведущий распределяет между всеми играющими 5—10 скороговорок (примерно равной степени сложности) так, чтобы играющие, получившие разные скороговорки, чередовались. Затем тот, на кого укажет ведущий, должен сделать шаг вперед и быстро, три раза подряд, сказать полученную им скороговорку. Если задание выполнено хорошо, он остается впереди шеренги, если плохо — возвращается на свое место.

Победителями считаются все те, кто окажется к концу игры впереди шеренги.

Кто кем был или что чем было

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Игрокам задаются вопросы: кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.?

Короткие и длинные слова

Количество игроков: любое

Дополнительно: мяч

Игроки поочередно перебрасывают друг другу мяч, произнося короткие и длинные слова. После длинного слова обязательно должно следовать короткое и наоборот. Слова могут быть различаться или быть на определенную тему. Это также могут быть имена, клички для котенка или щенка.

Почтальон

Количество игроков: любое

Дополнительно: кон-верты с изображением животного или птицы

Игра формирует навык употребления имен существительных в родительном и дательном падежах.

Кон-верты с изображением животного или птицы, означают адре-сата (того, кому предназначено письмо) или адресанта (того, от кого это письмо).

Например:

Письмо корове от курицы. Письмо лисе от мышки. Письмо бабочке от улитки.

Ведущий говорит: "Лесной почтальон Барсук попросил нас помочь ему разнести письма. Вы будете брать письмо, смотреть кар-тинки и говорить, кому оно и от кого".

При затруднении ведущий оказывает помощь наводящими вопросами. Игра продолжается до тех пор, пока Барсук не разнесет все «письма».

Накорми птиц

Количество игроков: любое

Дополнительно: картинки с изображением кормушки, птиц; семена подсолнечника

Игра упражняет в употреблении предлогов, падежных окончаний, расширяет словарный запас, развивает внимание, мелкую моторику.

На картинку, где изображена кормушка, кладутся семена подсолнечника. Затем ребенок берет птичку, сажает в кормушку и говорит кого кормит: «Кормлю синицу».

Ребенку предлагается посадить птиц на ветку дерева, на елку, в кормушку и т.п.

Ребенок самостоятельно рассаживает птиц, обозначая их расположение. Взрослый при этом контролирует правильность употребления предложно-падежных конструкций.

Когда все птицы побывают в «столовой», взрослый просит ребенка закрыть глаза и убирает какую-нибудь птицу. Затем просит сказать, кого нет.

Что внутри?

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Взрослый называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.

дом - стол,

шкаф - свитер,

холодильник - кефир,

тумбочка - книжка,

пузырек - лекарство,

кастрюля - суп,

дупло - белка,

улей - пчелы,

нора - лиса,

автобус - пассажиры,

корабль - матросы,

больница - врачи,

магазин - покупатели.

Что есть - чего нет

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Ведущий называет предмет, который есть, а игроки отвечают, что у них нет данного предмета. Следите за тем, чтобы дети правильно употреблял грамматические формы.

У меня есть груша. У меня нет груши.

У меня есть груши. У меня нет груш.

У меня есть стол. У меня нет стола.

У меня есть столы. У меня нет столов.

У меня есть окно. У меня нет окна.

У меня есть окна. У меня нет окон.

У меня есть кот. У меня нет кота.

У меня есть коты. У меня нет котов.

У меня есть куртка. У меня нет куртки.

У меня есть куртки. У меня нет курток.

У меня есть нож. У меня нет ножа.

У меня есть ножи. У меня нет ножей.

У меня есть пирамида. У меня нет пирамиды.

У меня есть пирамиды. У меня нет пирамид.

Исправь меня

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Ведущий говорит с ошибками, а дети его должны исправить. Например:

- Я иду по вода.

- Заяц спит над снегом.

- Цветы стоят на вазе.

- Мальчик вышел за дома.

- Дождик идет под лесом.

- Рыбы плавают к реке.

- Девочка съела два тарелки каши.

- В магазине продают много хлеб.

- У коты пушистые усы.

- Курица зовет своих цыплятов.

Он-она-оно-они

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Ведущий называет существительное, а ребенок должен ответить местоимением.

Машина - она;

Потолок - он;

Ножницы- они;

Небо - оно.

и т.д.

Чьи хвосты, рога и ноги?

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Попросите ребенка ответить на вопросы со словом "чей?, чья? чьё? чьи?". Если ребенок говорит неправильно, просто повторите правильный вариант не заостряя на этом внимание.

Чей хвост у...

Белки? (беличий)

Собаки? (собачий)

Лисы? (лисий)

Воробья? (воробьиный)

Петуха? (петушиный)

Чьи уши у...

Медведя? (медвежьи)

Обезьяны (обезьяньи)

Кошки (кошачьи)

Козы (козьи)

Лошади (лошадиные)

Чья нога у....? Чьи рога у....? Чьё сердце у...? и т.д.

Для поддержания интереса можно рисовать животных или показывать картинки.

Утро, день, вечер, ночь

Количество игроков: любое

Дополнительно: мяч

Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, закрепление названий частей суток, их последовательности; развитие внимания, ловкости.

Перебрасывая мяч различными способами (с ударами мяча об пол, перекатывание, передача мяча по кругу), дети отвечают на вопросы ведущего и рассказывают, что они делали утром, днем, что будут делать вечером, ночью.

Примерные вопросы:

. Что ты делал утром?

. Что ты делал вечером?

. Назови «соседей» утра.

. Сначала вечер, а потом?

. Назови пропущенное слово.

. Мы завтракаем утром, а обедаем...

Лови, бросай, дни недели называй

Количество игроков: любое

Дополнительно: мяч

Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка.

Дети становятся в круг. Ведущий, бросая мяч кому-нибудь из детей, может начать с любого дня недели:

Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда...

Дети по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно называют дни недели. Усложнение. Дети и логопед встают в круг. Логопед называет дни недели, на каждое слово хлопая мячом об пол:

Понедельник. Вторник...

Вместо следующего дня недели логопед называет имя ребенка:

Саша!

Ребенок подхватывает мяч и продолжает, бросая мяч об пол. Можно называть дни недели и в обратном порядке.

Интервью

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Игра направлена на то, чтобы обучить ребенка давать четкие развернутые ответы и строить правильные диалоги. С ее помощью можно научить малыша формулировать вопросы, выражая в них главную мысль.

Проводить игру можно с ребенком в возрасте от 4 лет. Взрослый должен быть известным человеком (врачом, писателем, музыкантом, актером), а ребенок - журналистом, который берет у него интервью. Перед началом игры следует вместе с малышом подготовить список вопросов. У ребенка следует спросить, что интересует именно его?

Во время упражнения развивается память, появляются социальные навыки, совершен-ствуется словарный запас и умение вести диалог. Ребенок должен научиться: задавать вопросы так, чтобы тот, у кого он берет интервью, давал ему развернутый полный ответ.

Также можно поменяться с ребенком ролями и взять интервью у него.

Кто больше придумает

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Игроки придумывают предложения со словами, котрые называет ведущий. Не повторять того, что уже сказали товарищи. Те, кто правильно придумает, получает фишку.

Например, ведущий говорит: "Весеннее солнце очень греет", "От весеннего солнышка бегут ручейки", "Весеннее солнце светит ясно, нагревает землю". Затем ведущий говорит: Весенние цветы", "Весенние птицы", "Зеленая трава". Можна придумывать про остальные времена года.

Выигрывает тот, у кого будет наибольшее количество фишек.

Какой предмет?

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Игроки делятся на команды. Ведущий называет какой-нибудь предмет, а участники команд по очереди называют его признаки.

Например: лес — большой, дремучий, чистый, березовый, еловый, красивый, чахлый, грибной, далекий, близкий, зеленый и т.д.

Проигрывает та команда, которая не смогла назвать признак.

Больше, чем… Меньше, чем

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Взрослый ставит задачу:

Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а вы называете предмет или животное, которое по размеру больше, чем я назвал.

Например, муравей - коробок, слон - дом, мышка - кошка, карандаш - самовар. И так далее.

Или наоборот. Вы называете что-то, а дети подбирают предмет, который меньше названного.

Начало, середина, конец

Количество игроков: любое

Дополнительно: коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков (например, «м» — и тогда в коробке лежат замок, гном, марка и т.д.). Коробка разделена на три части (н — начало слова, с — середина, к — конец). По мере усвоения игры предметы заменяются картинками

Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук «м»: в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки.

Система упражнений по развитию связной речи включает следующие виды заданий:

Составление предложений по представленным словами;

Составление текста по представленным предложениями;

Определение границ предложений;

Ответы на вопросы;

Составление рассказа по вопросам;

Составление рассказа по рисункам и вопросам;

Составление рассказа по серии рисунков;

Составление рассказа с началом, придумывание начала, составление рассказа с основной частью, придумывание основной части, составление рассказа с концовкой, придумывание концовки;

Вопрос к каждой части текста, придумывание названия;

Разделение рассказа на законченные части, составление плана, придумывание названия;

Изменение стиля текста.

Приведем примеры упражнений по развитию связной речи для школьников 2 класса.

По представленным словам составить предложения

Пернатых, много, зимовать, нас, у, остается; трудно, зимой, пищу, добывать, им; кормушки, делайте, птиц, для, они, отблагодарят, летом, нас, уничтожат, насекомых, пернатые, вредных.

Верблюды, в, живут, пустыне;

они, кактусы, колючки, едят; верблюды, сердятся, часто; бывает, это, им, когда, жарко.

Родственником, бурундук, белка, является; щеками, за, него, у, есть, мешки; он, в, живет, северных, лесах, бурундук, есть, орешки, любит.

У, сороки, гнездо, скрытое, хорошо, часто, сороки, в, густой, спрятано, кустарника; подойти, к, трудно, ее, гнезду; сороки, у, зрение, острый, слух, хороший.

По представленным предложениями составить текст.

Дождь.

На землю упали первые тяжелые капли.

Огромная черная туча накрыла всю землю.

Вспыхнула молния, ударил гром.

Капля за каплей, и зашумел ливень.

Как заяц зимой живет.

Наступила холодная зима.

А у зайчика нет ни норы, ни гнезда.

Все животные от холода попрятались.

Так он и ночует: то под кустиком выспится, то в ямочке приляжет.

Разделить текст на предложения.

Тигр

Тигр - один из самых хищных зверей у него хорошая полосатая шкура и острые зубы на охоту тигр выходит ночью то оленя схватит, то кабана.

Утро

Видел ли ты, как встает солнце и с каждым его лучиком все вокруг оживает каждый цветочек, каждый листик пытается уловить солнечный лучик не могут без солнышка обойтись ни растения, ни животные.

Ответь на вопросы

В неволе

Пошли как-то Петя и Данил в лес. Набегались, нагулялись вдоволь и сели отдохнуть в тени старого дуба. Вдруг слышат: что-то шуршит в кустах. Подошли ближе, вдруг видят, это - ежик. Очень захотелось ребятам иметь у себя ежика! Сбегали они домой, взяли коробку, стерегли-стерегли и, наконец, поймали ежика. Радостные принесли его домой. То молочка давали ему, то яблочки - ничего не хочет ежик. Свернулся себе клубочком - и все тебе.

Как же так, - думали Данил с Петей, - не надо ему ни есть бегать искать, ни место на ночлег - все тебе готово! Решили мальчики пустить ежика в сад.

Пусть, - думают, - побегает себе, может травку или букашку какую-то найдет.

Но ежик, как только почувствовал волю - скорее в кусты и убежал. Долго еще лазили ребята по кустам, пытались найти ежика. Думали-думали они: и чего это он убежал?

Вопросы к тексту:

Где нашли ребята ежика?

Зачем они забрали его из леса домой?

Почему ежик отказался есть?

Понятно ли ребятам, почему убежал ежик?

Составить рассказ по вопросам:

Какое время года наступило?

Как меняется продолжительность дня весной?

Какие изменения в жизни растений и животных происходят в это время года?

Каких ты знаешь птиц, которые возвращающихся с юга весной?

Как ты понимаешь пословицу «Весенний день год кормит»?

Какие деревья люди сажают в саду?

С какой целью они это делают?

Какое время года тебе нравится больше всего?

Как человек ухаживает за садом?

Кто вредит деревьям?

Кто охраняет сад от вредителей?

Как нужно заботиться о птицах?

Составить рассказ по картинкам и вопросам:

Рис. - Зайчик

Что за зверь изображен на картинке?

Видел ли ты его когда-нибудь?

Опиши внешность зайчика?

Где он живет?

Чем питается?

Рис. - Домашние животные.

Что за животные изображены на картинке?

Это дикие или домашние животные?

С какой целью их выращивает человек?

Знаешь ли ты их диких сородичей? Кто они?

Составить рассказ по серии рисунков.

Составить рассказ по началу.

Составить рассказ по основной части, придумай основную часть.

Составить рассказ по окончанию, придумай окончание.

Составить рассказ по началу.

Наступила золотая осень. Собрались Лена и Саша в лес по грибы. Долго ходили они по лесу, набрали полные корзины грибов. Сели отдохнуть под кустом терна, вдруг видят...

Составить рассказ по окончанию.

Дети встретили скворцов. И скворцы отблагодарили детей: поселились они в саду и все лето оберегали деревья от вредных насекомых.

Задай вопрос к каждой части текста, дай название

На поляне росла прекрасная молодая березка. Каждый раз, когда шли из леса люди, приседали возле нее на отдых. Уютно было в тени ее ветвей.

Собрались в один осенний день ребята в лес по грибы. Насобирали полные корзины грибов и идут счастливые домой. Дошли они до березки, сели отдохнуть, развели костер. Отдохнули под ее ветвями, погрелись у костра. Погасили его и побежали домой.

Прошла снежная зима. Наступила весна. Собрались дети со своей учительницей в весенний лес. Хорошо в лесу, зелено вокруг, птички щебечут. Вышли дети из леса, скорее побежали к березке. Но что это? Березка стояла черная, голая, не было на ней ни листочка. Стыдно стало ребятам, опустили они головы, но березку ничто не могло спасти.

Гнездо

В один майский день пошли ученики с Анной Петровной в лес. Как хорошо в лесу! Все вокруг зелено, зацвели колокольчики, ландыши, слышать спи птиц.

Решили дети спуститься с учительницей в овраг, к ручью. Все бегом побежали вниз. Только Ваня замешкался. То к одному цветочку наклонится, то к другому. Идет себе, не спешит, все разглядывает.

Наклонился мальчик чтобы рассмотреть красивый цветок, и видит - под кустом гнездо какой-то птицы. А в гнезде - яички.

Осторожно отошел от гнезда мальчик. Он знал: нельзя трогать гнезда птиц-ведь птица может не вернуться к гнезду. Отошел назад Ваня и торопливо побежал догонять одноклассников.

Раздели рассказ на законченные части, составь план, дай название.

Запиши текст другим стилем.

Белочка - маленький лесной зверек. У нее пушистая рыжая шубка и большой красивый хвост. Белочка имеет крепкие зубы - ими она может разгрызать орехи. На лапках у нее длинные когти, которые позволяют ей быстро добираться на самую верхушку дерева.

Интересные задания.

Игра «Составь рассказ».

Оборудование: каждый игрок получает конверт. В нем карточки с отдельными словами.

Ход игры: Участники одновременно открывают конверты и со слов-карточек (они смешанные) составляют предложения так, чтобы получился связный рассказ.

Кто первым правильно составит рассказ, получает 10 баллов, второй - 9 и так далее.

Материал для игры.

Наступила весна.

Пробудилась природа от зимнего сна.

Распускаются первые весенние цветы: подснежники, пролески, шафран.

У полярных медведей густой мех. Он защищает их от холода арктической зимы. Мех белый, как снег.

Игра «Кто больше соберет».

Ход игры. Учитель предлагает детям начать какую-то историю. Два игрока по очереди пытаются ее продолжить, по предложению каждый, чтобы получился единый рассказ.

1. Наступила осень. Животные в лесу начали готовиться к зиме...

2. Холодной зимой родился у мамы-медведицы маленький неуклюжий медвежонок...

3. Пошла как-то Аленушка в весенний лес. Наткнулась на замечательную поляну, полную подснежников.

Ну, - думает - сейчас я наберу горсти этих славных цветочков.

Только наклонилась она, чтобы сорвать первые цветочки, как слышит...

Помимо языковых шуток и интересных упражнений, целесообразно использовать на уроках скороговорки. Записывая их во время каллиграфических минуток, учащиеся не только повторяют определенные элементы письма, но и совершенствуют свою речь. Можно предлагать скороговорки и для изучения дома.

Скороговорки

Укусила кошку мушка

И болят у кошки ушки.

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе живот.

Выбежал Гришка на дорожку,

На дорожке сидит кошка.

Взял с дорожки Гришка кошку -

Пусть поймает кошка мышку.

Филипп посеял просо,

Просо созрело,

Птицы прилетели,

Просо поели.

Рассказать друзьям