За счет чего формируется специфический иммунитет ребенка. Детский иммунитет: особенности формирования, признаки и причины ослабленной работы. Холод и движение

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Глава 2. Основная часть

2.1 Что такое иммунитет?
2.2 Виды иммунитета

2.4 Факторы, наносящие вред иммунной системе

2.5 Особенности иммунитета
2.6 Причины снижения иммунитета

Глава 3. Формирование иммунитета у детей дошкольного возраста

3.1 Ребёнок часто болеет из-за снижения иммунитета

3.2 «5 критических периодов в жизни детей»

3.3 Восстановление иммунитета

Глава 4.Вывод
Глава 5. Список литературы.

Приложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Глава 2. Основная часть


2.1 Что такое иммунитет?
2.2 Виды иммунитета
2.3 Механизм действий иммунного ответа
2.4 Факторы, наносящие вред иммунной системе

2.5 Особенности иммунитета
2.6 Причины снижения иммунитета


Глава 3. Формирование иммунитета у детей дошкольного возраста

3.1 Ребёнок часто болеет из-за снижения иммунитета

3.2 « 5 критических периодов в жизни детей»

3.3 Восстановление иммунитета

Глава 4.Вывод
Глава 5. Список литературы.

Приложения.

Глава 1.

Введение.


В народе говорят: «Здоровье, как погода, пока хорошее – не замечаешь».
Зачем людям – не медикам, нужно знать об иммунитете? Анализ состояния здоровья населения во всем мире показал, что медицине не удается сделать здоровыми без вооружения человека знаниями о его собственной природе, о причинах возникновения болезней о путях восстановления и поддержания нормальной деятельности всех органов и систем организма.
В этой связи осведомленность людей – не медиков, в вопросах сохранения нормального функционирования иммунной системы организма неоценимо важна. В современном мире у человека могут формироваться различные иммунные нарушения, в результате чего человек становится, по сути, заложником иммунодефицита на всю жизнь, который и определяет его «здоровье».
Исследования последних лет показали, что основной причиной многих и многих заболеваний являются нарушения иммунитета. Чем бы и как бы человек не лечился, болезнь возвращается вновь и вновь до тех пор, пока не будет восстановлена его иммунная система, пока организм не сможет излечивать себя сам.
Цель: выяснить, что такое иммунитет, как его повысить и формировать у детей дошкольного возраста.
Задачи:

  • изучить и проанализировать материал по теме;
  • рассмотреть механизм действия иммунитета;
  • выяснить причины ослабления иммунитета;
  • найти пути повышения иммунитета;
  • детский иммунитет;
  • проанализировать и систематизировать полученные сведения.

Глава 2

Основная часть

2.1. Что такое иммунитет?

Сегодня одна из модных тем это иммунитет человека. На эту тему пишутся различные статьи, научные работы, но безграмотность населения относительно этого вопроса остается еще достаточно высокой. А тем не менее, чтобы успешно заниматься вопросами восстановления своего здоровья, а еще лучше - его профилактикой, необходимо разбираться в этих фундаментальных понятиях.

Иммунитет - защитная реакция организма, способность противодействовать повреждающим факторам и обеспечивать невосприимчивость к инфекции. Иммунитет контролирует сложный механизм взаимодействия нескольких систем одновременно: нервной, эндокринной, обмена веществ и других.

Состоит из ряда звеньев - клеточного, гуморального, фагоцитарного, интерферонового, взаимодействие которых обеспечивает правильные реакции защитной системы. Недостаток или избыток любого из них приводит к нарушениям.

Элементами иммунной системы человека являются костный мозг, вилочковая железа, селезёнка, лимфатические узлы, лимфоидные образования кишечника, эмбриональная печень, а также клетки костномозговой природы - лимфоциты и моноциты, присутствующие в крови и тканях. Иммунитет осуществляется самими клетками (клеточный) и продуктами их жизнедеятельности (гуморальный).

Защита организма человека имеет многоуровневую систему и поэтому чужеродным организмам невозможно выжить при условии если наша иммунная система (ИС) здорова и все ее компоненты работают отлажено. Но чтобы в случае чего "помочь" своему иммунитету, необходимо знать его "структуру", каким образом она работает.

2.2 Виды иммунитета


По механизму развития различают следующие виды иммунитета:
Видовой иммунитет, генетический обусловленный особенностями обмена веществ данного вида. Он, в основном, связан с отсутствием необходимых условий для размножения возбудителя.
Например, собаки не болеют некоторыми болезнями человека (сифилис, гонорея, дизентерия), и, наоборот, люди не восприимчивы к возбудителю чумы собак. Строго говоря, данный вариант резистентности не является истинным иммунитетом, так как он не осуществляется системой иммунитета. Однако есть варианты видового иммунитета, обусловленные естественными антителами. Такие антитела исходно имеются в необходимом количестве против многих бактерий и вирусов.
Приобретенный иммунитет возникает в течение жизни. Он бывает естественным и искусственным, каждый из которых, может быть активным и пассивным.
Естественный пассивный иммунитет возникает в результате передачи от матери к плоду через плаценту или с молоком готовых защитных факторов.
Естественный активный иммунитет появляется в результате контакта с возбудителем после перенесенного заболевания.
Искусственный пассивный иммунитет создается после введения в организм готовых антител с сыворотками крови иммунизированных доноров.
Искусственный активный иммунитет создается после введения в организм вакцин, содержащих микроорганизмы или их части

2.3. Механизм действий иммунного ответа

Иммунный ответ - реакция организма на агрессию микробов или токсинов. Его вызывает любое вещество, по структуре отличное от тканей человека, но в зависимости от заложенных механизмов он различен.

Неспецифический иммунный ответ – первая реакция при обнаружении инфекции. Он почти одинаков для любого типа микробов и определяет общую сопротивляемость. Его задача - формирование очага воспаления как универсального защитного процесса локализации и первичного разрушения микробов.

Специфический иммунный ответ – второй этап защиты организма. Он характеризуется распознаванием микроба и созданием факторов специфической защиты.

Неспецифический и специфический иммунитеты согласуются и дополняют друг друга. Различают два типа специфического иммунитета: клеточный и гуморальный.

Клеточный иммунный ответ - формирование К-лимфоцитов, разрушающих клетки, содержащие инородные материалы. Направлен преимущественно на ликвидацию вирусной инфекции и некоторых типов бактерий (проказа, туберкулёз), а также раковых клеток.

Гуморальный иммунный ответ - активация В-лимфоцитов, после распознавания активно синтезирующих антитела (иммуноглобулины).

На поверхности одного микроба может быть множество различных антигенов, поэтому вырабатывается целая серия антител, каждое из которых направлено на определенный антиген. Иммуноглобулин – молекула белка, способная прилипать к микроорганизмам определенной структуры и вызывать его разрушение.

Сила иммунного ответа различна и зависит от реактивности организма – уровня реакции на инфекцию и токсины.

2.4. Факторы, наносящие вред иммунной системе

  • Нездоровый образ жизни
  • Загрязнение окружающей среды
  • Появление новых вирусных бактерий
  • Частые бактериальные и вирусные инфекции
  • Неправильное питание
  • Длительное лечение антибиотиками и др. препаратами
  • Тяжелые физические и умственные нагрузки, стресс.

2.5. Особенности иммунитета

При решении задачи укрепления иммунной системы (ИС) необходимо учитывать особенности иммунитета, которые зависят от возраста индивидуума. Мы уже знаем, что формирование ИС человека начинается уже со 2-го месяца беременности и заканчивается к 14-16 годам. За это время человек проходит несколько критических периодов, связанных с особенностями иммунитета. К примеру, в первые месяцы своей жизни малыш обладает только неспецифическим иммунитетом, наследованным от родителей и сильно подвержен ко всякого рода инфекциям, которые имеют специфическую природу. Это, конечно, же необходимо учитывать. В преклонном возрасте формирование специфических иммунных клеток так же проблематично т.к. тимус уже потерял свою активность и в 10 раз (по сравнению со своим максимальным весом) уменьшился в объеме. Именно по этим причинам особенности иммунитета нужно учитывать постоянно, занимаясь вопросами своего здоровья.

2.6. Причины снижения иммунитета

Возрастные изменения, старение и износ организма также приводят к снижению иммунитета. Но существуют и разнообразные методики укрепления здоровья и повышения иммунитета у детей и взрослых.

Глава 3.

3.1.Формирование иммунитета у детей дошкольного возраста.

Детский иммунитет формируется в период внутриутробного развития. Если ребёнок часто болеет, причиной может быть курение или злоупотребление спиртного родителями, перенесённые мамой инфекционные заболевания при беременности или недостаток молока в период грудного вскармливания, которое очень важно для формирования иммунитета ребёнка. Дети, находящиеся на грудном вскармливание от рождения до полугода, гораздо реже болеют и растут крепкими. Каждая капля материнского молока ценна для малыша и способна поднять иммунитет: ведь с молоком в детский организм поступают антитела к заболеваниям, перенесённым ранее матерью.

Высокая концентрация иммуноглобулинов класса A в первом грудном молоке, который при вскармливании распределяется в полости рта, желудочно-кишечном тракте, верхних дыхательных путях, обеспечивает малышу полноценную защиту. Таким образом иммунитет ребёнка, не болея сам, «знакомится» с целым спектром болезней. Искусственное питание молочными смесями таких иммуноглобулинов, естественно, не содержит, и вероятность заражения ребёнка возрастает.

Часто у новорождённых наблюдаются признаки неполного созревания иммунной системы. Причина - замедленное внутриутробное развитие. В таких случаях требуется постоянный врачебный контроль, процедуры для укрепления здоровья детей, способствующие формированию иммунной системы и поддерживающие ребёнка до его завершения.

Как правило, набор и количество антител достигает нормальной концентрации к 2-3 годам жизни.

3.2. «5 критических периодов в жизни детей»

Известны «5 критических периодов в жизни детей, каждому из которых присущи особенности иммунитета.

  1. Первые 28 дней жизни, когда дети имеют иммунитет, полученный от матери. Отсутствие материнских антител от какой-либо инфекции, повышает чувствительность ребёнка. Так называемый первый перекрёст в формуле белой крови на пятые сутки жизни устанавливает преобладание лимфоцитов. В это время очень важно сохранять грудное вскармливание. Однако в этом периоде недостаточен неспецифический иммунный ответ за счет неразвитого фагоцитоза(слабая способность зернистых лейкоцитов локализовать инфекции и разрушать возбудителя)
  1. В 3-6 месяцев происходит разрушение материнских антител. Период, когда формируется активный иммунитет. Дети подвержены ОРВИ, кишечным инфекциям, пищевым аллергиям и нуждаются дополнительных факторах (например, вакцинации) для поднятии иммунитета.
  2. Около 2 лет, когда ребёнок активно познаёт мир, могут проявляться атопический диатез, врождённые аномалии.
  3. В 4-6 лет уже накоплен активный иммунитет, сформированный благодаря перенесённым инфекционным заболеваниям и вакцинации. Возможно возникновение острых процессов и хронических заболеваний.
  4. В 12-15 лет происходит бурная гормональная перестройка. Повышенная секреция половых гормонов сочетается с уменьшением размеров лимфоидных органов. Время окончательного формирования типов иммунного ответа. Одновременно организм ребёнка впервые сталкивается алкоголем, курением, наркотиками.

Ребёнок часто болеет из-за снижения иммунитета

Часто болеющий ребёнок – совсем не редкость. Зачастую источник повторяющихся заболеваний – снижение иммунитета.

Явные признаки ослабленного иммунитета: хроническая усталость, быстрая утомляемость, головные боли, сонливость, бессонница, ломота в мышцах и суставах, частые простудные заболевания и обострения герпеса, длительные повышения температуры, сбои в работе желудочно-кишечного тракта.

На формировании и уровне иммунитета у ребёнка могут сказаться различные факторы.

3.3. Восстановление иммунитета

Восстановление иммунитета у детей может быть двух видов.

Для специфической иммунокоррекции применяются препараты, непосредственно воздействующие на иммунную систему и помогающие в эффективном лечении ОРВИ:

  • Иммуностимуляторы, способствующие возрастному созреванию иммунной системы,
  • Индукторы иммунологической толерантности, повышающие активность иммунной системы.
  • Иммуносупрессоры для поддержки иммунной системы
  • Эти препараты могут быть назначены врачом иммунологом и только после детального обследования состояния уровня иммунитета у конкретного ребенка.
  • При неспецифической иммунокорреции повысить иммунитет позволяют: правильное питание: разнообразная и качественная пища. Регулярное употребление мяса, рыбы, овощей и фруктов, зелени, кисломолочных продуктов. Исключение из рациона консервантов, продуктов с избытком сахара. Отказ от диет и, с другой стороны, борьба с избыточным весом.
  • Витамины и минералы: витамины A, B5, C, D, F, PP, минералы - селен, цинк, магний, кальций, железо, йод и марганец.
  • Пробиотики - продукты, стимулирующие рост в организме полезных бактерий: репчатый лук и лук-порей, чеснок, бананы и артишоки.
  • Закаливание организма. Чередование низких и высоких температур: контрастный душ, обливание холодной водой, баня, сауна.
  • Природные средства: эхинацея, солодка, женьшень, лимонник, а также травяные отвары и настои. Возможно использование и лекарственных средств, изготовленных на основе растительных адаптогенов, или применение индукторов интерферона (потенцируют выработку собственных интерферонов в организме) – анаферон детский, эргоферон.
  • Активный образ жизни, физические упражнения: гимнастика, бег и плавание, фитнес, аэробика, длительные пешие прогулки.
  • Расслабление. Правильное расслабление помогает эффективно бороться с последствиями стрессов. Спокойная музыка, позитивные мысли, дыхательная гимнастика.
  • Борьба с дисбактериозом: поддержание баланса полезных бактерий и палочек в кишечнике.
  • Полноценный сон. Спать нужно не менее 8 часов в сутки, а для детей дошкольного возраста оптимальным является продолжительность ночного сна -10 часов.

Глава 4 .

Вывод.

Иммунная система человека начинает свое формирование до рождения ребенка. Ее место и масштабы влияния на здоровье генетически запрограммированы. От рождения до завершения периода полового созревания, шаг за шагом, формируются структура и функции иммунной системы. Развитие иммунной системы переживает ряд критических этапов, которые необходимо учитывать при оценке состояния здоровья, формировании профилактических программ и назначении лечения при заболеваниях. Для поддержания возрастного созревания иммунной системы и полноценного ее функционирования в последующие годы необходимо ежедневно получать с пищей иммунонутриенты (микроэлементы и витамины) и осуществлять мероприятия по сохранению и восстановлению нормальной микрофлоры кишечника.

Тренер-диетолог, спортивные нутрициолог, заслуженный автор Evehealth

18-03-2017

8 765

Проверенная информация

Эта статья основана на научных данных, написанных экспертами и проверенных экспертами. Наша команда лицензированных диетологов и косметологов стремится быть объективной, непредвзятой, честной и представить обе стороны аргумента.

Иммунитет, несомненно, является одним из важных систем всего организма. Без иммунитета человек бы постоянно болел и не мог бы справляться с окружающими его вирусами и заболеваниями.

В помощь иммунитету приходят разнообразные прививки, которые вводятся в организм, с целью будущего предотвращения того или иного вируса. В наше время, идет много споров, действительно ли нужно делать прививки от различных заболеваний. Ведь прививки, вводимые в организм, имеют неестественную природу, и также наносят вред всему организму.

К тому же, прививки сильно влияют на иммунную систему, которая в редких случаях не справляется с введенным вирусом. Как же понять надо ли делать вакцинацию того и иного вируса?

Введенная прививка имеет неактивную часть вируса, но, несмотря на это она наносит большой вред иммунной системе. Но это происходит только в том случае, если в прививке были живые клетки вируса, хотя это делают очень редко. К такому виду вырабатывается иммунитет после прививки в течение года, максимум полутора лет.

Основные прививки делаются из неактивных клеток вирусов. В данном случае иммунитет будет полностью восстановлен через две недели, максимум месяца. Это и был ответ на вопрос: Сколько восстанавливается иммунитет после прививки?

После введения прививки не следует общаться с больными людьми минимум две недели, потому что это будет дополнительной нагрузкой на иммунитет. Ведь сделанная прививка большую часть иммунной системы забирает на себя, чтобы выявить антитела введенного вируса.

Сколько дней после прививки ослаблен иммунитет?

Так через, сколько вырабатывается иммунитет после прививки? Организм после прививки является ослабленным, так как вся иммунная система занята распознанием нового вируса, введенного во время вакцинации. Каждая прививка требует разного времени на ее преодоление, а также это зависит от того, каков иммунитет был до заражения вакциной.

Если иммунитет сильный, то иммунитет будет ослаблен не более двух недель, конечно же, это зависит от полученной вакцины. Если же иммунитет был понижен или был иммунодефицит, то сражение иммунитета с вирусом может продлиться около месяца, и немного больше.

Чтобы такого не происходило, перед тем, как делать прививку нужно употреблять необходимые витамины для поддержания иммунитета. А после этого смело можно делать прививки. Тем более, если поступить именно так, иммунная система справиться с новым вирусом намного быстрее, потому что он уже укреплен.

Поэтому многие врачи рекомендуют принимать специальные пищевые добавки для поддержки иммунитета. Приобрести такие биологически активные добавки можно в интернет-магазине iHerb. Широкий ассортимент средств для повышения иммунитета позволит подобрать добавку как для себя, так и для своих близких. Особой эффективностью отличаются:

  • . В состав добавки входит более 60 активных компонентов, которые придают организму заряд энергии на весь день. В их числе мощные стимуляторы работы иммунной системы: куркума, зеленый чай, женьшень и бузина.

  • . Особенность этой добавки заключается в ее составе, который содержит грибную смесь и экстракт корня астрагала. Эти компоненты активно борются с нездоровыми клетками в организме.

  • . В этой добавке собраны травяные компоненты, которые активизируют работу иммунной системы. В состав входит 16 натуральных ингредиента, а также витамин С и цинк. Можно принимать детям от 10 лет.

  • . Это специальная добавка, которая содержит активный гемицеллюлозный компонент (АНСС) на основе определенного вида грибов. Компонент поддерживает работу печени, иммунной системы, а также является мощным антиоксидантом.

  • . Главным компонентом этой добавки является биоактивный углевод, который получают из пекарских дрожжей. Доказано, что Бета-Глюкан взаимодействует с иммунными клетками в организме, повышая их активность. Действие добавки усиливают грибы Мейтаке.

    Нужно не забывать, что поддержка иммунитета нужна не только взрослым, но и детям.
  • . Эта добавка разработана специально для детей от 2-х лет. Ее эффективность доказана в ходе клинических исследований.

  • . Апельсиновые жевательные конфеты с витамином С придутся по вкусу и взрослым, и детям. Добавка не только вкусная, но и полезная. Витамин С поддерживает работу иммунитета, обеспечивает антиоксидантную защиту. В ее состав входят только натуральные компоненты. Подходит для детей от 4-х лет.

Перед употреблением добавок обязательно проконсультируйтесь с лечащим врачом!

Как известно, прививку от гепатита нужно делать раз в пять лет. Это все потому что, иммунитет на гепатит действует от пяти до семи лет, но врачи советуют проходить вакцинацию раз в течение пяти лет.

Всем известно, что гепатит это очень серьезная болезнь, и люди, болеющие этим заболеванием, очень плохо себя ощущают. Именно поэтому не стоит пренебрегать этой прививкой.

Также следует знать, что эту прививку нужно делать в три этапа. Первый этап – это первая прививка, вторую прививку следует повторить через месяц после первой. Третью прививку от гепатита следует делать не позднее шести месяцев после второй вакцинации.

Иммунитет ребенка после прививки подвержен большему риску. Именно по этой причине после вакцинации у ребенка происходит повышение температуры. Также, врачи запрещают прогулки в течение недели после проведения вакцинации, так как этот период наиболее опасный для иммунитета ребенка.

Иммунитет у ребенка не такой сильный, как у взрослых и не стоит им пренебрегать. После вакцинации ребенка, ему не следует находиться вблизи больных людей. Потому что ребенку не следует нагружать и без того слабую иммунную систему. А при повторном заболевании у ребенка может образоваться иммунодефицит.

Что происходит с иммунитетом после прививки от бешенства?

При укусе бешенного животного, нужно в ускоренном режиме обращаться к врачу. Если же Вы не уверены, что животное было бешенным, то в любом случае лучше сделать прививку от бешенства. Как известно, в мире идут споры по поводу необходимости вакцинаций.

Если укушенный является сторонником против прививок, то ему предстоит выбор: здоровая жизнь или бешенство, а после смерть. Выбор очевиден. Прививка от бешенства действует в течение одного года. Иммунитет начинает восстанавливаться через три месяца после вакцинации. Сама прививка больше приносит пользу, чем вред, как и многие прививки.

Решение, конечно, может быть нелегким, но жизнь дороже, и многие соглашаются на вакцинацию. Как говорится «предупрежден, значит вооружен». Лучше не рисковать жизнью и здоровьем, и прививаться от всех обязательных прививок. Иммунитет можно легко поднять, если придерживаться правил здорового образа жизни и питания.

Открытие прививок привело человечество на новый уровень познания. Благодаря этому открытию многие смертельные болезни нашли правильное лечение. При этом вирусы побеждаются не с помощью лекарств, а с помощью самого иммунитета. А значит, денежных средств на это не требуется.

Люди, которые отказываются от вакцинации, рискуют жизнью своей и собственных детей. Конечно, у каждой прививки есть свои противопоказания, и если они есть, участковый врач обязан рассказать об этом. В иных случаях, лучше отбросить сомнения по поводу прививок и отправиться на вакцинацию.

Немногие прививки делаются в первые дни жизни, которые действуют в течение всей жизни. Многие врачи считают, что делать прививки детям необходимо, ведь благодаря этому у ребенка повышается сопротивляемость к разнообразным вирусам. Что естественно является огромным плюсом.

Детский организм с четвертого дня рождения и до пяти лет нарабатывает собственную иммунную систему, которая понадобится ему в будущем. Без собственной приобретенной иммунной системы, ребенок во взрослой жизни будет очень часто болеть. И болезни будут продолжаться до тех пор, пока не наработается собственный иммунитет.

Здоровья Вам и Вашим близким!

Риск заболеть или получить осложнения в случае заражения у вакцинированных людей ниже на 70–90%.

Как протекает грипп у привитых людей можно узнать, ознакомившись со статистикой. Ежегодно около 10% населения Земли заболевает гриппом (это 700 миллионов человек), около 2 миллионов умирает. При этом статистика свидетельствует, что среди погибших от гриппа и его осложнений практически не встречается вакцинированных людей.

Статистика показывает, что грипп у привитых протекает намного легче, чем у людей без прививки

Несмотря на все достижения медицины, грипп по-прежнему остается одной из самых опасных инфекций, и, безусловно, самой распространенной. Примерно каждый седьмой человек заболевает во время эпидемии. Из 500 заболевших людей 1 умирает. Эти цифры могут быть больше или меньше в зависимости от особенностей штамма возбудителя, вызывающего эпидемию. Но общее представление о том, что это за болезнь, по приведенным данным составить можно.

Большинство погибших от гриппа – это младенцы, пожилые люди и больные хроническими заболеваниями. Взрослые, социально активные люди переносят грипп легче. Но и они каждый сезон теряют, в среднем, от 10 до 15 дней трудоспособности (при неосложненном течении). При этом уходит около 1–2 тысяч рублей на лечение и дополнительно целый месяц на восстановление.

Подобные потери можно предотвратить или значительно сократить, если вакцинироваться. По прошествии 2–4 недель, когда вырабатывается иммунитет после прививки от гриппа, человек приобретает своего рода страховку от этих неприятностей. Конечно, 100% гарантии быть не может. Встречаются особые случаи, когда поствакцинальный иммунитет сформировался не полностью, встретился особенно агрессивный вирус, или человек попал в слишком уж заразную среду. Но даже если произошло инфицирование, то, как переносится грипп после прививки, в любом случае позволяет свидетельствовать в пользу вакцинации.

Иммунитет после прививки от гриппа начинает вырабатываться спустя 2-4 недели

Особенность формирования поствакцинального иммунитета

Любая прививка делается для того, чтобы организм «подготовился» к встрече с настоящим возбудителем, пройдя своего рода тренировку на его безвредном аналоге. Для этого инактивированный вирус, бактерия или же часть микробной клетки (это может быть изолированный антиген) вводится в организм, запуская иммунный ответ.

Организм на введение вакцины реагирует так же, как на внедрение возбудителя. При этом отсутствует то разрушительное действие, которое возбудитель оказывает – болезнь не развивается. Однако после прививки вырабатывается иммунитет, как если бы человек переболел по-настоящему. Таким путем и происходит формирование иммунитет после прививки от гриппа.

В целом можно выделить следующие особенности поствакцинального иммунитета:

  1. Для его выработки нет необходимости контактировать с «диким» возбудителем. Он формируется от контакта организма с иммуногенной (вызывающей иммунитет) частью вируса. Контакта с патогенной частью (вызывающей болезнь) не происходит.
  2. После вакцинации заболевание не развивается, а иммунитет все равно формируется. Повышение температуры до субфебрильных цифр и ломота в теле, которая может появиться – это не болезнь, а проявление вовлеченности иммунной системы.
  3. Благодаря вакцинации можно контролировать, к какому штамму гриппа будут образовываться антитела. В современные вакцины включены антигена самых распространенных и опасных штаммов.
  4. Еще один параметр иммунного ответа, который позволяет контролировать прививка от гриппа – через сколько вырабатывается иммунитет, а также то, насколько напряженным он получается. Дозу вакцины можно рассчитать таким образом, чтобы иммунитет был достаточно напряженным, не подвергая человека при этом излишней нагрузке. При болезни же количество вирусов, атакующих организм, и, соответственно, сила иммунного ответа, контролю не поддаются.

Следует отметить, что при вакцинации, как и при гриппе, достаточное количество антител нарабатывается не сразу. Чтобы иммунитет стал достаточно напряженным, должно пройти некоторое время. Сколько формируется иммунитет после прививки от гриппа, зависит от нескольких факторов. Это и доза, и вес пациента, состояние его иммунной системы, а также общее состояние организма.

Человек с прививкой гораздо быстрее избавляется от вирусных бактерий благодаря укрепленному иммунитету

Если расчет делается правильно, доза вакцины подбирается адекватная, и организм человека не имеет серьезных отклонений от нормы, то можно достаточно точно определяется, сколько вырабатывается иммунитет после прививки от гриппа. Антитела начинают активно синтезироваться к концу первой недели, а пика их количество достигает к 3–4 неделе. В течение 6–9 месяцев сохраняется достаточная напряженность иммунитета, позволяющая обеспечить защиту. После этого защита начинает ослабевать и к 10–12 месяцу пропадает.

Течение инфекционного процесса без прививки

Прививка от гриппа предохраняет от заражения на 70–90%, примерно настолько же снижается шанс получить осложнения. Это обусловлено тем, что в крови привитого человека уже имеются готовые антитела.

Если организм встречается с вирусом впервые (и не был от него привит), то проходит несколько дней, прежде чем специфическая иммунная реакция включится. Антитела начинают работать примерно через 7–10 дней. Именно тогда и начинается выздоровление. За то время, пока происходит наработка антител, возбудитель успевает нанести здоровью серьезный ущерб. Поэтому выздоровление может затянуться.

Схематично весь инфекционный процесс можно разделить на несколько стадий (они частично накладываются друг на друга):

  1. Когда возбудитель проник в организм – момент инфицирования.
  2. Возбудитель начал размножаться, но его мало – это инкубационный период, человек пока чувствует себя здоровым.
  3. Количество микробов увеличивается, появляются первые симптомы общего неблагополучия – недомогание. Этот период называется продромальным.
  4. Масса микробов большая, появляется развернутая картина болезни. Реакция иммунитета есть, но она неспецифическая.
  5. Появляются В-лимфоциты, которые уже «познакомились» с вирусом, они начинают выработку антител, иммунная система берет под контроль инфекцию – развивается специфический иммунный ответ, наступает улучшение.
  6. Антител становится много, они побеждают вирус, наступает выздоровление.
  7. Восстановительный период, когда организм залечивает полученные повреждения.
  8. Постинфекционный иммунитет – в крови циркулируют иммунные клетки, которые «помнят» вирус, они обеспечивают выработку специфических защитных антител.

Прививка также помогает избежать осложнений, которые нередко становятся причиной серьезных последствий гриппа

Довольно часто при гриппе, пока организм ослаблен, а слизистые оболочки дыхательных путей повреждены, происходит присоединение бактериальной инфекции. Тогда у больных развиваются синуситы, отиты, бронхиты, и даже пневмонии. Причиной гибели больных при гриппе в 75% случаев являются именно осложнения. Присоединившаяся бактериальная инфекция утяжеляет состояние, удлиняет период нетрудоспособности, увеличивает стоимость лечения.

Особенность гриппа у вакцинированных больных

То, как протекает грипп у привитого человека, хорошо отображается на примере тех же стадий. От контакта с возбудителем прививка, конечно же, не предохраняет. Но, попав в организм, вирус не получает возможности там «разгуляться». Его сразу же встречают антитела, которые его инактивируют. То есть после инфицирования сразу наступает стадия специфического иммунного ответа. Поэтому заболевание в большинстве случаев не развивается.

Иногда вакцинированные люди тоже заражаются. Однако, то, как протекает грипп у привитых пациентов, существенно отличается от течения болезни у непривитых. Заражение случается тогда, когда антител мало либо возбудителя попало на слизистую сразу много. При этом некоторое количество вирусов все же «прорывается» в кровь. Но так как в крови уже есть иммунокомпетентные клетки, «знакомые» с вирусом, они тут же запускают синтез недостающих антител.

При этом стадии, когда происходит накопление возбудителя, формируется неспецифический ответ, и образуются специфические (производящие антитела) лимфоциты, тоже пропускаются. Вирус не успевает нанести существенного ущерба здоровью, осложнения не присоединяются, поэтому период восстановления тоже сокращается.

Люди с прививкой также могут заболеть гриппом, но в этом случае гораздо меньше вероятность появления осложнений

Таким образом, ответ на вопрос – легко ли переносится грипп после прививки – ответ однозначный. Он переносится гораздо легче, чем у непривитых. Грипп у привитых людей развивается гораздо реже, длится намного меньше, протекает без осложнений. Кроме того, восстановительный период и затраты на лечение тоже сокращаются. Эти особенности свидетельствуют о бесспорной пользе вакцинации.

Почему у ребенка слабый иммунитет? Чтобы разобраться в этом вопросе, мы собрали информацию, которая объясняет принцип работы, особенности формирования иммунитета у детей и причины его снижения у малышей до года и ребят постарше. Еще из статьи родители узнают по каким признакам можно определить, что у ребенка слабый иммунитет.

Что такое иммунитет и как он работает?

Когда в человеческий организм пробираются различные вирусные или бактериальные инфекции, то он начинает вести с ними активную борьбу. Способность иммунной системы бороться с различными видами инфекций, которые попадают в организм, называется иммунитетом.

Иммунитет - совокупность физиологических процессов и механизмов, направленных на сохранение антигенного гомеостаза организма от биологически активных веществ и существ, несущих генетически чужеродную антигенную информацию или от генетически чужеродных белковых агентов.

Классификация иммунитета

Различают врожденный (видовой) и приобретенный иммунитет . Видовой (врожденный, наследственный) иммунитет достается малышу по наследству. Приобретенный иммунитет накапливается на протяжении жизни человека и разделяется на естественный и искусственный.

Естественный (приобретенный) иммунитет делится на активный и пассивный. Активный естественный иммунитет накапливается постепенно после успешной борьбы с той или иной инфекцией. Не все перенесенные заболевания способствуют формирования пожизненного иммунитета. Ребенок может переносить некоторые заболевания несколько раз после очередного общения с микробом. Если ребенок переболел краснухой или , то практически во всех случаях он приобретет стойкий пожизненный иммунитет против данных заболеваний. Длительность иммунитета зависит от способности микроба вызывать иммунный ответ. Пассивный естественный иммунитет формируется за счет антител, которые передаются от матери к ребенку через плаценту во время беременности и через молоко при кормлении грудь.

Искусственный приобретенный иммунитет разделяют на пассивный и активный. Активный иммунитет формируется после проведения . Пассивный иммунитет появляется после того, как в человеческий организм вводят специальные сыворотки с антителами. Длительность такого иммунитета измеряется несколькими неделями, а после окончания этого срока он исчезает.

Понятие иммунного ответа и его виды

Иммунный ответ – это реакция организма на попадания в него каких-либо чужеродных ему микробов или их ядов.

Виды иммунного ответа:

  • Неспецифический иммунный ответ активируется практически моментально, как только микроб попал в организм ребенка. Его цель – уничтожение микроба путем формирования очага воспаления. Воспалительная реакция — универсальный защитный процесс, направленный на то, чтобы предотвратить увеличение поля деятельности микроба. Общая сопротивляемость организма напрямую зависит от неспецифического иммунитета. Дети с ослабленным неспецифическим иммунитетом наиболее подвержены различным заболеваниям.
  • Специфический иммунный отве т — вторая ступень возникновения защитных реакций организма. На этом этапе организм пытается распознать микроб и выработать факторы защиты, которые будут направлены на устранение определенного вида микроба. Специфический и неспецифический иммунные ответы неизменно пересекаются и являются дополнением друг друга.

Специфический иммунный ответ подразделяется на клеточный и гуморальный:

  • Когда срабатывает клеточный специфический иммунный ответ , формируются клоны лимфоцитов, стремящихся разрушить мишени, в мембранах которых содержатся чужеродные материалы, такие как клеточные белки. Клеточный иммунитет помогает ликвидировать вирусные инфекции, а также некоторые виды бактериальных инфекций (например, туберкулез). Кроме того, активированные лимфоциты – активное оружие борьбы с раковыми клетками.
  • Специфический гуморальный иммунный ответ действует через В-лимфоциты. После того, как распознан микроб, они активно синтезируют антитела по принципу один тип антигена – один тип антитела. Во время всех инфекционных заболеваний всегда начинают вырабатываться антитела. Гуморальный иммунный ответ развивается в течение нескольких недель, именно за это время в организме формируется необходимое количество иммуноглобулинов для того, чтобы полностью нейтрализовать очаг инфекции. Клоны лимфоцитов способны оставаться в организме довольно долго, поэтому при повторном контакте с микроорганизмами они дают мощный иммунный ответ.

Различают несколько типов антител (иммуноглобулинов):

  • Антитела типа А (IgA) нужны для обеспечения местного иммунитета. Они стараются не допустить проникновения микробов через кожные покровы или слизистые оболочки.
  • Антитела типа M (IgM) активируются сразу после того, как ребенок имел контакт с инфекцией. Они способны одновременно связать несколько микробов. Если антитела типа M (IgM) были обнаружены в ходе анализа крови, то они являются свидетельством возникновения и разрастания острого инфекционного процесса в организме.
  • Иммуноглобулины типа G (IgG) способны защищать организм от проникновения различных микроорганизмов в течение длительного времени.
  • Антитела типа Е (IgE) — защита организма от попадания микробов и их ядов через кожу.

Как формируется иммунитет у детей: пять критических периодов в жизни детей

Иммунная система крохи начинает формироваться еще во время внутриутробного развития, когда между организмом матери и ребенка устанавливаются крепкие связи. Собственные антитела M в незначительном количестве начинают вырабатывать у малыша примерно на двенадцатой неделе беременности, а их количество становится больше непосредственно перед родами.

Кроме того, в организме крохи к 12 неделе беременности появляются и Т-лейкоциты, число которых увеличивается на пятые сутки жизни малыша. В первые месяцы жизни ребенка защищают материнские антитела, так как синтезировать собственные иммуноглобулины организм малыша практически не способен. Нужное количество антител типа М приближается к взрослым показателям только к 3-5 годам жизни ребенка.

Выделяют пять критических периодов в жизни детей, которые влияют на процесс формирования иммунной системы:

  1. Период новорожденности (до 28 дня жизни ребенка). Малыш находится под защитой материнского иммунитета, в то время, как его собственная иммунная система еще только начинает формироваться. Организм ребенка восприимчив к воздействию различного рода вирусных инфекций, особенно, к тем, от которых мама не передала малышу свои антитела. В это время крайне важно наладить и сохранить грудное вскармливание, так как грудное молоко – лучшая защита для малыша.
  2. Период с 3 по 6 месяц жизни ребенка. В это время в организме малыша разрушаются материнские антитела, формируется активный иммунитет. В этот период особенно активно начинают действовать вирусы ОРВИ. Кроме того, малыши легко могут подхватить кишечную инфекцию и перенести воспалительные заболеваниями органов дыхания. Малыш может не приобрести от матери антител к таким болезням, как коклюш, краснуха, ветрянка, если у нее нет прививок или она не переболела ими в детстве. Тогда велик риск того, что эти болезни могут протекать у малыша в довольно тяжелой форме. Велика вероятность повторения болезни, потому что иммунологическая память младенца еще не оформилась. Также велик риск возникновения аллергии у ребенка, прежде всего на пищевые продукты.
  3. Период со 2 по 3 год жизни малыша. Ребенок активно познает окружающий его мир, но в работе его иммунитета по-прежнему преобладает первичный иммунный ответ, а система местного иммунитета и выработка антител типа А остается довольно незрелой. Дети в этот период наиболее подвержены бактериальным, а не вирусным инфекциям, которые могут повторяться неоднократно.
  4. Возраст 6-7 лет. В этот период у ребенка уже есть багаж с накопленным активным иммунитетом. Тем не менее, родителям стоит беспокоиться о том, что болезнь может принять хронический характер. Кроме того, велик риск появления аллергических реакций.
  5. Подростковый возраст. У девочек он начинается в 12-13 лет, у мальчиков чуть позже – в 14-15 лет. В это время происходит бурный рост и гормональная перестройка организма, которые сочетаются с уменьшением лимфоидных органов. Хронические заболевания дают о себе знать с новой силой. Кроме того, иммунная система ребенка проходит испытания, если подросток сталкивается с вредными привычками.

Слабый иммунитет: основные признаки

Признаки пониженного иммунитета у детей разного возраста :

  • в раннем возрасте.
  • У ребенка часто наблюдаются затяжные острые отиты, а насморк непременно преобразуется в синусит или гайморит. Возникают проблемы с аденоидами, а также небными миндалинами.
  • Постоянная плаксивость и раздраженность, плохой недолговременный сон.
  • Плохой аппетит.
  • Бледная кожа.
  • Плохая работа кишечника. Стул нерегулярный или слишком частный, либо жидкий, либо малышу трудно опорожнить кишечник.
  • Ребенок восстанавливается очень долго после того, как переболел.
  • Частое появление грибковых инфекций.

Факторы, снижающие детский иммунитет

Причины пониженного иммунитета у грудных детей:

  1. Травма во время прохождения по родовым путям.
  2. Тяжелое течение беременности.
  3. Плохая наследственность и предрасположенность к инфекционным заболеваниям.
  4. Малыш отказался от грудного молока, не достигнув и шестимесячного возраста.
  5. Неправильный прикорм с избытком или недостатком необходимых пищевых элементов.
  6. Сбой в работе ЖКТ.
  7. Передозировка лекарствами.
  8. Тяжелая психологическая травма.
  9. Плохая экология, особенно, в районах с повышенной радиацией.

Причины снижения иммунитета у детей школьного возраста:

  1. Повторяющиеся болезни уха, горла, носа.
  2. Неправильное питание, включая употребление в пищу продуктов, в которых превышено содержание нитратов или пестицидов.
  3. Стресс и постоянное нервное напряжение.
  4. Возникновение конфликтов, приводящих к непониманию и неприятию в коллективе.
  5. Злоупотреблением телевизором, компьютером, другими современными гаджетами.
  6. Минимальное количество времени ребенок проводит на улице, не отдыхает. Усталость и непосильные нагрузки: школа плюс множество дополнительных кружков и секций.
  7. Весной и осенью ежегодно обостряется аллергия.

Если иммунитет у ребенка слабый, то необходимо его укреплять. Как это сделать расскажет статья «Как укрепить иммунитет».

Да потому, что так задумано природой. Если объяснять на пальцах, иммунитет – это наша защита от инфекций.

В систему обороны от чуждых нам микробов и бактерий входят костный мозг, вилочковая железа, селезенка, лимфатические узлы, лимфоидные бляшки кишечника... Все они связаны между собой сетью кровеносных и лимфатических сосудов. Вирусы и бактерии являются чужеродными для нас агентами – антигенами. Как только антигены попадают в организм, иммунная система вырабатывает антитела, которые вступают в борьбу с антигенами и их обезвреживают. При хорошем иммунитете организм успешно защищается и человек или вообще не заболевает, или быстро справляется с болезнью. При сниженном – организм отбивается от инфекции вяло, болезнь берет верх и человек болеет долго.

Почему дети болеют?

Но, как объяснила врач-педиатр, доктор медицинских наук Марина Дегтярева , иммунная система ребенка созревает постепенно, она не готова сразу работать так, как работает система взрослого человека. Новорожденные, например, очень слабо вырабатывают некоторые антитела. Их защищают материнские, которые поступили к ним когда-то через плаценту, но это наследство постепенно расходуется. Если мама кормит младенца грудью, с молоком он получает еще какую-то часть антител-иммуноглобулинов класса А, которые защищают от инфекций кишечник. Иммуноглобулины класса G дети начинают вырабатывать в полной мере только к двум годам. А целиком иммунная система созревает годам к пяти.

А до этого, в годы, мало защищенные от болезней незрелым иммунитетом, детям приходится пережить два трудных момента: бурный физиологический рост и... поступление в детский сад.

В год-два ребенок стремительно тянется в высоту, набирает вес, у него идет созревание внутренних органов и систем, обмен веществ проходит очень напряженно, и в это же время режутся зубы – огромная нагрузка на еще не сложившийся иммунитет. Оградить малыша от вирусных инфекций в это время практически невозможно.

В три года большинство малышей поступает в детский сад. Из дома, где у ребенка был контакт только с двумя-тремя взрослыми и, значит, с ограниченным набором микрофлоры, малыш попадает в коллектив, куда каждый ребенок приносит вирусы и бактерии своей семьи. Круг возбудителей болезней резко расширяется и ребенок начинает часто болеть.

Возникает вопрос: может, для здоровья ребенка было бы лучше, если бы он пошел в детский сад не в 3 года, а в 5 лет, когда его иммунная система уже созрела?

Да, пожалуй. Но совсем не ходить в детский сад – тоже не лучший вариант. Тогда ребенок встречается с большим количеством возбудителей только в школе и первые два класса не вылезает из болезней. Уж пусть отболеет свое в детском саду. А отболеть какое-то количество раз он должен, чтобы выработать в своем организме защиту от наиболее распространенных возбудителей инфекций!

Что подрывает иммунитет

Состояние иммунитета – величина не постоянная. Иммунитет у двух детей одного возраста может быть разным: у одного лучше, у другого – хуже. И даже у одного и того же ребенка в разные периоды иммунитет может то снижаться, то повышаться. Отчего такие колебания зависят?

● Иногда сниженный иммунитет может достаться ребенку по наследству. У определенного процента детей и взрослых есть врожденные формы иммунодефицита. Организм таких людей вырабатывает мало иммуноглобулинов класса А, того самого, который обычно в большом количестве находится на слизистых оболочках носа и рта, в секрете верхних дыхательных путей, в кишечном тракте. Иммуноглобулин А – первый заслон для инфекции, проникающей в наш организм из окружающей среды. Иммунологи до сих пор спорят, лечить эту недостаточность иммуноглобулина А или не лечить? Дети с такой недостаточностью часто болеют ОРВИ и, вырастая, продолжают часто болеть. Ваш это случай или нет, может показать подробный анализ иммунного статуса.

● Наши дети сейчас очень загружены, они в постоянном напряжении, а это мощный стресс. Перегрузки можно снизить, если строго соблюдать режим. Это принципиальный момент. Взрослые режим часто недооценивают. Позволяют ребенку поздно ложиться, смотреть часами телевизор. Стрессы, недосыпание подрывают иммунную систему на корню.

● Никто никогда не подсчитывал, как часто болеют любимые и как часто – нелюбимые дети. Но многие педиатры уверены, что ребенок, которого любят просто за то, что он есть, – болеет реже.

● То, что дети больших городов болеют чаще сельских, ни для кого не секрет. Переселиться всем горожанам в деревню – нереально. Но увозить детей из города на лето, на выходные – вполне доступно. А в будни больше гулять в любую погоду.

● Поддержать иммунитет можно правильным питанием. Ребенок должен получать полноценный белок для построения иммуноглобулинов. Он должен есть мясо и рыбу. Особенно полезны крольчатина и телятина – они содержат формы железа, наиболее подходящие для синтеза гемоглобина. Нерафинированные растительные масла дадут организму необходимые для клеток иммунной системы полиненасыщенные жирные кислоты. Дети должны получать витамины из фруктов, овощей, свежевыжатых соков. Витамины улучшают обменные процессы в клетках иммунной системы.

Тревожный месяц

При снижении иммунитета человека валит болезнь, а после болезни иммунитет снижается еще больше. Получается заколдованный круг, который непонятно, как разорвать.

После болезни иммунитету надо помочь восстановиться. У детей это происходит в среднем за 1 месяц.

В течение месяца после болезни ребенок должен:

● много спать, желательно и днем;

● есть не реже четырех раз в сутки;

● пить витаминные препараты;

● много гулять;

● но поменьше общаться с другими людьми, чтобы не вступать в контакт с их бактериями и вирусами. Значит, не ходить в театры, музеи, гости, не принимать гостей у себя.

Именно в это время полезно попить иммуномодуляторы, на которые так уповают многие родители.

Но будьте осторожны. Во-первых, не все то, что можно взрослым, полезно детям. Препараты, которые вы собираетесь купить, должны быть не просто разрешены Фармкомитетом РФ, но и разрешены к применению в педиатрии.

Во-вторых, лучше, конечно, сначала сделать анализ крови – проверить иммунный статус ребенка, а уже потом врач выберет для него иммуномодулятор прицельно.

Кстати

Есть ли какие-то «нормы болезни»? В каком случае можно сказать, что ребенок болеет часто?

Оказывается, «нормы» есть. Если дети от 2 до 6 лет болеют ОРВИ не более 5–6 раз в год – это нормально. Для младших школьников норма – 4 раза в год. Но если у вас ребенок не вылезает из простуд, болеет раз 10 в год – то ему надо проверить иммунный статус.

В жизни детей есть критические периоды, которые с точки зрения высокой науки еще не совсем понятны иммунологам, но тем не менее известны всем врачам-практикам. Два раза у детей меняется клеточный состав крови: на 4–5-е сутки после рождения и на 4–5-м году жизни. При второй смене доля лимфоцитов в крови становится меньше, а доля нейтрофилов – клеток, которые быстро реагируют на бактериальные возбудители, – возрастает. Дети приобретают формулу крови взрослых. Только после пяти лет дети начинают реагировать на вирусы и бактерии так же, как взрослые.

Рассказать друзьям